– Запишите имя автора в тетрадь. Назовите его произведения.
Владимир Владимирович Маяковский.
II. Работа по теме.
1. П о с т а н о в к а у ч е б н о й з а д а ч и.
– Опишите новогодние праздники: первый вариант – с использованием прилагательных, второй вариант – прилагательные не использовать.
– В каком случае вы испытывали при описании бóльшие трудности? Почему?
– Какое описание оказалось более точным и интересным?
– С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, его признаки.)
– Догадались, о чем мы будем говорить?
– Что вы знаете о прилагательном?
– Вам предстоит расширить свои знания о прилагательном и познакомиться со склонением имен прилагательных.
2. О п р е д е л е н и е п а д е ж е й имен прилагательных.
Н а д о с к е:
В магазине продается яблочн повидло и яблочн сок.
– Спишите предложение, вставляя окончания.
– Как вы узнали окончания прилагательных?
– Выделите окончания прилагательных, определите род.
– Составьте предложение по его началу:
В магазине нет…
– Сравните окончания прилагательных.
– Почему прилагательные яблочное, яблочного (яблочный, яблочного) имеют разные окончания, хотя род и число у них одинаковые? (Они употреблены в разных падежах.)
– Подчеркните прилагательные вместе с существительными, с которыми они связаны, укажите их род и число.
– Определите падеж имен существительных и по падежу существительного узнайте падеж связанного с ним прилагательного.
В ы в о д: имя прилагательное изменяется по падежам и всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано по смыслу.
3. В ы п о л н е н и е упражнения 254 (с. 32).
– Прочитайте.
– Выпишите выделенные прилагательные вместе с существительными, к которым они относятся.
– Спишите. Выделите окончания и основы прилагательных.
– Определите, как в основах прилагательных произносятся выделенные согласные: твердо или мягко.
2. И г р а «Определи род прилагательных».
– Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если произнесу словосочетание, в котором существительное и прилагательное мужского рода, вы поднимаете одну руку, если среднего – две руки. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.
Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, раннее утро, голубое озеро, широкий двор, веселый человек, больной зуб.
3. С а м о с т о я т е л ь н о е в ы п о л н е н и е упражнения 252 (с. 31).
– Подберите и запишите по пять прилагательных мужского, женского и среднего рода.
П р о в е р к а.
IV. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Как изменяются прилагательные?
– Как определить число, род и падеж прилагательного?
Домашнее задание: упражнение 253 (с. 32); выучить правило (с. 33).