kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Оборудование: таблица «Типы сказуемого», текст и словари на каждую парту, проектор.

1.Актуализация изученного.

- Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)

1) Работа с текстом (на партах лежат тексты).

 - Поработаем с текстом. Прочитай текст, ответьте на поставленные вопросы.

                                   Надёжный человек

На одной из встреч с молодёжью Ивана Ивановича Гудова спросили:

— Какому из человеческих качеств вы отдаёте предпоч­тение?

Не задумываясь, он ответил:

— Надёжности, обязательности.

И по глазам собеседников Иван Иванович понял, что от­вет его несколько озадачил их. То ли ждали чего-то иного, то ли не сразу уловили суть названного качества. В юности, возможно, ему не придаёшь особого значения — влекут, вол­нуют другие категории. В зрелости понимаешь: основа чело­века — его надёжность. Будь ты семи пядей во лбу, красив, умён и даже талантлив в работе, но если нельзя на тебя по­ложиться — цена тебе грош. Хуже нет иметь дело с человеком, в котором не уверен. Это ведь всегда риск, напряжение, всег­да угроза делу.

—  Купи, пожалуйста, хлеба,— наказывает сыну мать, ухо­дя на работу.

—  Будет сделано,— звучит бойкий ответ.

Заглянула вечером в хлебницу — пусто. И не столько до­сада, что усталой теперь самой идти в магазин, сколько жен­щину огорчила и насторожила необязательность парнишки. Ведь если в малом способен подвести, как доверить серьёзное.

Вспомним мудрость, вобравшую в себя опыт народный. «Бе­реги честь смолоду»,— учит она. Не выработаешь с малых лет привычку к обязательности, не надейся на людское уважение.

Очень легко потерять право на доверие. Один раз ока­жешься несостоятельным, в другой раз уж поостерегутся по­ручить тебе что-нибудь ответственное. (По Л. Грибовой.)

Словарная работа.(Слайд 2.)

 -Объясните значение слов по словарю:

Обязательность – (необходимость, безусловность исполнения чего-либо)

Озадачить – (поставить в недоумение, затруднить, смутить. Озадачить неожиданным вопросом).

Несостоятельныйздесь: необязательный.

- Нравится ли вам заголовок?

- Отражает ли он тему текста?

- Выделите в тексте различные типы речи, укажите их признаки.

- Какого человека можно назвать надежным человеком?

- Найдите и объясните значение фразеологизмов. (Слайд 3)

- Найдите грамматическую основу в выделенных предложениях. Чем они выражены : (Слайд 4)

- Чем выражены сказуемые?

2) Вывод: - Что такое сказуемое? (читаем определение по учебнику)

2. Формирование новых понятий.

1)Работа над  таблицей «Типы сказуемого»

- Посмотрите на таблицу (Слайд 5)

- Чем выражено сказуемое в каждом столбике?

- Чему учат эти предложения.

2)Вывод делает учитель:

- В любом знаменательном слове есть лексическое и грамматическое значения. Так лексическое значение слова книга – это его соотнесенность с предметом, а то, что это слово является именем существительным ж.р., ед.ч., им.п., является его грамматическим значением.

     В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)

     В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах раздельно.(2-3 столбики)

3) – Прочитайте предложения : (Слайд 6)

Девочка читает.

Девочка    читала.

Девочка будет читать.

Девочка читала бы.

Пусть девочка читает.

 -  Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

 - Чем же отличаются сказуемые в этих предложениях? (Временем и наклонением глаголов)

 - Прочитайте предложения, в которых действия реальны.(В 1,2,3 предложениях)

 - Назовите предложения, в которых действия представлены как возможные, желательные.(Это 4,5предложение)

4)Вывод (делает учитель):

 - Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым.  (Слайд 7)

3. Закрепление изученного. (Слайд 8)

а) - Подчеркните  глаголы – сказуемые в предложениях. Определите их наклонение и время.

Честь ум рождает.

Добрый человек в добре проживает свой век.

Доброго не бойся, а худого не твори.

Добрая слава при дорожке лежит, а худая слава по дорожке бежит.

- Укажите общие грамматические признаки подлежащего и сказуемого.

( В настоящем и будущем  времени простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе,  в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).

б)  -  Посмотрите на экран и прочитайте текст. Выпишите грамматическую основу предложений, согласуя сказуемые с подлежащими, дописывая окончание. Укажите их общие грамматические значения. (Слайд 9),

(Слайд 10)

     Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

     И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

 - Подумайте и скажите, почему известный педагог В.Сухомлинский иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? (Слайд 10)

 - Какой частью речи выражены подлежащие? (Слайд 11)

 - Определите вид выделенных глаголов, подберите к ним видовую пару. (Слайд 12)

4.Домашнее задание:

1 группа – упр. 101(задание 3) с.56,

2 группа - Упр.100 (задание 5)с.55-56.

5.Итог урока.

- Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым?

Подведение итога урока и выставление оценок.

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. »

Тема: Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Цель урока: 1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;

показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;

2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;

3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.

Оборудование: таблица «Типы сказуемого», текст и словари на каждую парту, проектор.

1.Актуализация изученного.

- Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)

1) Работа с текстом (на партах лежат тексты).

- Поработаем с текстом. Прочитай текст, ответьте на поставленные вопросы.

Надёжный человек

На одной из встреч с молодёжью Ивана Ивановича Гудова спросили:

— Какому из человеческих качеств вы отдаёте предпоч­тение?

Не задумываясь, он ответил:

— Надёжности, обязательности.

И по глазам собеседников Иван Иванович понял, что от­вет его несколько озадачил их. То ли ждали чего-то иного, то ли не сразу уловили суть названного качества. В юности, возможно, ему не придаёшь особого значения — влекут, вол­нуют другие категории. В зрелости понимаешь: основа чело­века — его надёжность. Будь ты семи пядей во лбу, красив, умён и даже талантлив в работе, но если нельзя на тебя по­ложиться — цена тебе грош. Хуже нет иметь дело с человеком, в котором не уверен. Это ведь всегда риск, напряжение, всег­да угроза делу.

  • Купи, пожалуйста, хлеба,— наказывает сыну мать, ухо­дя на работу.

  • Будет сделано,— звучит бойкий ответ.

Заглянула вечером в хлебницу — пусто. И не столько до­сада, что усталой теперь самой идти в магазин, сколько жен­щину огорчила и насторожила необязательность парнишки. Ведь если в малом способен подвести, как доверить серьёзное.

Вспомним мудрость, вобравшую в себя опыт народный. «Бе­реги честь смолоду»,— учит она. Не выработаешь с малых лет привычку к обязательности, не надейся на людское уважение.

Очень легко потерять право на доверие. Один раз ока­жешься несостоятельным, в другой раз уж поостерегутся по­ручить тебе что-нибудь ответственное. (По Л. Грибовой.)

Словарная работа.(Слайд 2.)

-Объясните значение слов по словарю:

Обязательность – (необходимость, безусловность исполнения чего-либо)

Озадачить – (поставить в недоумение, затруднить, смутить. Озадачить неожиданным вопросом).

Несостоятельныйздесь: необязательный.

- Нравится ли вам заголовок?

- Отражает ли он тему текста?

- Выделите в тексте различные типы речи, укажите их признаки.

- Какого человека можно назвать надежным человеком?

- Найдите и объясните значение фразеологизмов. (Слайд 3)

- Найдите грамматическую основу в выделенных предложениях. Чем они выражены : (Слайд 4)

- Чем выражены сказуемые?

2) Вывод: - Что такое сказуемое? (читаем определение по учебнику)

2. Формирование новых понятий.

1)Работа над таблицей «Типы сказуемого»

- Посмотрите на таблицу (Слайд 5)

- Чем выражено сказуемое в каждом столбике?

- Чему учат эти предложения.

2)Вывод делает учитель:

- В любом знаменательном слове есть лексическое и грамматическое значения. Так лексическое значение слова книга – это его соотнесенность с предметом, а то, что это слово является именем существительным ж.р., ед.ч., им.п., является его грамматическим значением.

В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)

В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах раздельно.(2-3 столбики)

3) – Прочитайте предложения : (Слайд 6)

Девочка читает.

Девочка читала.

Девочка будет читать.

Девочка читала бы.

Пусть девочка читает.

- Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)

- Чем же отличаются сказуемые в этих предложениях? (Временем и наклонением глаголов)

- Прочитайте предложения, в которых действия реальны.(В 1,2,3 предложениях)

- Назовите предложения, в которых действия представлены как возможные, желательные.(Это 4,5предложение)

4)Вывод (делает учитель):

- Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым. (Слайд 7)

3. Закрепление изученного. (Слайд 8)

а) - Подчеркните глаголы – сказуемые в предложениях. Определите их наклонение и время.

Честь ум рождает.

Добрый человек в добре проживает свой век.

Доброго не бойся, а худого не твори.

Добрая слава при дорожке лежит, а худая слава по дорожке бежит.

- Укажите общие грамматические признаки подлежащего и сказуемого.

( В настоящем и будущем времени простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе, в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).

б) - Посмотрите на экран и прочитайте текст. Выпишите грамматическую основу предложений, согласуя сказуемые с подлежащими, дописывая окончание. Укажите их общие грамматические значения. (Слайд 9),

(Слайд 10)

Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…

И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.

- Подумайте и скажите, почему известный педагог В.Сухомлинский иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? (Слайд 10)

- Какой частью речи выражены подлежащие? (Слайд 11)

- Определите вид выделенных глаголов, подберите к ним видовую пару. (Слайд 12)

4.Домашнее задание:

1 группа – упр. 101(задание 3) с.56,

2 группа - Упр.100 (задание 5)с.55-56.

5.Итог урока.

- Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым?

Подведение итога урока и выставление оценок.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

Автор: Иргашева Руза Габидулеевна

Дата: 19.10.2014

Номер свидетельства: 120551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "конспект урока русского языка "ВИДЫ СКАЗУЕМОГО. ПРАКТИКУМ". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-vidy-skazuiemogo-praktikum"
    ["file_id"] => string(6) "102340"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402498815"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Открытый урок по русскому языку на тему: «Сказуемое»"
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_skazuiemoie"
    ["file_id"] => string(6) "439407"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510992025"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_8_klasse_po_teme_skazuemoe_i_sposoby_ego_vyrazh"
    ["file_id"] => string(6) "559855"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1602528937"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок русского языка в 8 классе "Простое глагольное сказуемое""
    ["seo_title"] => string(59) "urok_russkogo_iazyka_v_8_klasse_prostoe_glagolnoe_skazuemoe"
    ["file_id"] => string(6) "642483"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1702735686"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по теме "Повторение. Типы сказуемого" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-povtorieniie-tipy-skazuiemogho"
    ["file_id"] => string(6) "177560"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424682237"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства