Цель урока: 1. Уточнить понятие о сказуемом, научить восьмиклассников разграничивать лексическое и грамматическое значения в сказуемом;показать способы выражения этих значений в простых и составных сказуемых;
2.Развивать умения в определении простого глагольного сказуемого в предложении, определять лексическое и грамматическое значения сказуемого;
3.Воспитывать у учащихся нравственные качества через тексты и высказывания известных писателей.
Оборудование: таблица «Типы сказуемого», текст и словари на каждую парту, проектор.
1.Актуализация изученного.
- Запишите число и тему урока «Сказуемое. Простое глагольное сказуемое» (Слайд 1.)
1) Работа с текстом (на партах лежат тексты).
- Поработаем с текстом. Прочитай текст, ответьте на поставленные вопросы.
Надёжный человек
На одной из встреч с молодёжью Ивана Ивановича Гудова спросили:
— Какому из человеческих качеств вы отдаёте предпочтение?
Не задумываясь, он ответил:
— Надёжности, обязательности.
И по глазам собеседников Иван Иванович понял, что ответ его несколько озадачил их. То ли ждали чего-то иного, то ли не сразу уловили суть названного качества. В юности, возможно, ему не придаёшь особого значения — влекут, волнуют другие категории. В зрелости понимаешь: основа человека — его надёжность. Будь ты семи пядей во лбу, красив, умён и даже талантлив в работе, но если нельзя на тебя положиться — цена тебе грош. Хуже нет иметь дело с человеком, в котором не уверен. Это ведь всегда риск, напряжение, всегда угроза делу.
— Купи, пожалуйста, хлеба,— наказывает сыну мать, уходя на работу.
— Будет сделано,— звучит бойкий ответ.
Заглянула вечером в хлебницу — пусто. И не столько досада, что усталой теперь самой идти в магазин, сколько женщину огорчила и насторожила необязательность парнишки. Ведь если в малом способен подвести, как доверить серьёзное.
Вспомним мудрость, вобравшую в себя опыт народный. «Береги честь смолоду»,— учит она. Не выработаешь с малых лет привычку к обязательности, не надейся на людское уважение.
Очень легко потерять право на доверие. Один раз окажешься несостоятельным, в другой раз уж поостерегутся поручить тебе что-нибудь ответственное. (По Л. Грибовой.)
Словарная работа.(Слайд 2.)
-Объясните значение слов по словарю:
Обязательность – (необходимость, безусловность исполнения чего-либо)
Озадачить – (поставить в недоумение, затруднить, смутить. Озадачить неожиданным вопросом).
Несостоятельный – здесь: необязательный.
- Нравится ли вам заголовок?
- Отражает ли он тему текста?
- Выделите в тексте различные типы речи, укажите их признаки.
- Какого человека можно назвать надежным человеком?
- Найдите и объясните значение фразеологизмов. (Слайд 3)
- Найдите грамматическую основу в выделенных предложениях. Чем они выражены : (Слайд 4)
- Чем выражены сказуемые?
2) Вывод: - Что такое сказуемое? (читаем определение по учебнику)
2. Формирование новых понятий.
1)Работа над таблицей «Типы сказуемого»
- Посмотрите на таблицу (Слайд 5)
- Чем выражено сказуемое в каждом столбике?
- Чему учат эти предложения.
2)Вывод делает учитель:
- В любом знаменательном слове есть лексическое и грамматическое значения. Так лексическое значение слова книга – это его соотнесенность с предметом, а то, что это слово является именем существительным ж.р., ед.ч., им.п., является его грамматическим значением.
В простом сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом или устойчивым сочетанием.(1 столбик)
В составном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в двух словах раздельно.(2-3 столбики)
3) – Прочитайте предложения : (Слайд 6)
Девочка читает.
Девочка читала.
Девочка будет читать.
Девочка читала бы.
Пусть девочка читает.
- Одинаково ли лексическое значение этих сказуемых? (Одинаково)
- Чем же отличаются сказуемые в этих предложениях? (Временем и наклонением глаголов)
- Прочитайте предложения, в которых действия реальны.(В 1,2,3 предложениях)
- Назовите предложения, в которых действия представлены как возможные, желательные.(Это 4,5предложение)
4)Вывод (делает учитель):
- Действительно, форма сказуемого показывает на наклонение, т.е. на то, реально ли действие или нереально, когда оно происходит по отношению к моменту речи. Это грамматическое значение сказуемого. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения (изъявительного, повелительного, условного), называется простым глагольным сказуемым. (Слайд 7)
3. Закрепление изученного. (Слайд 8)
а) - Подчеркните глаголы – сказуемые в предложениях. Определите их наклонение и время.
Честь ум рождает.
Добрый человек в добре проживает свой век.
Доброго не бойся, а худого не твори.
Добрая слава при дорожке лежит, а худая слава по дорожке бежит.
- Укажите общие грамматические признаки подлежащего и сказуемого.
( В настоящем и будущем времени простое глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе, в прошедшем времени – в числе, а в единственном числе – и в роде).
б) - Посмотрите на экран и прочитайте текст. Выпишите грамматическую основу предложений, согласуя сказуемые с подлежащими, дописывая окончание. Укажите их общие грамматические значения. (Слайд 9),
(Слайд 10)
Мать… Больно мне становится сейчас, когда я вспомин.., как в годы детства и отрочества чем-то – пусть незначительным – огорчил свою маму, принёс ей бессонную ночь, добавил ей седины…
И чем дальше в глубину отрочества и ранней юности отодвига..ся те мгновения, когда я чем-то огорчил мать, тем острее, ярче всё это вспомина..ся, тем глубже пережива.. угрызения совести. У меня уже седая голова, а перед матерью я чувству.. себя ребёнком, и, чем старше становлюсь, тем в большей мере чувству.. себя ребёнком.
- Подумайте и скажите, почему известный педагог В.Сухомлинский иногда с болью вспоминает о матери. Что надо сделать, чтобы таких воспоминаний не было? (Слайд 10)
- Какой частью речи выражены подлежащие? (Слайд 11)
- Определите вид выделенных глаголов, подберите к ним видовую пару. (Слайд 12)
4.Домашнее задание:
1 группа – упр. 101(задание 3) с.56,
2 группа - Упр.100 (задание 5)с.55-56.
5.Итог урока.
- Итак, какое сказуемое называется простым глагольным сказуемым?
Подведение итога урока и выставление оценок.