kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Скажи мне, как тебя зовут...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скажи мне, как тебя зовут...

                                Интегрированный урок (русский язык - история)

                                                                              Имя с фамилией у тебя одно,

                                                                              Навсегда оно тебе дано.

                                                                              Жизнь длинна, и оттого

                                                                              Ты побереги его.

Цели урока:

•     дать представление о происхождении имени и фамилии людей, вызвать интерес к собственному имени и фамилии, показать связь имен с историей определенной эпохи;

•     сформировать умение через лексико-грамматический ана­лиз слова (имени) выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;

•     воспитывать человеческое достоинство, уважение к лич­ности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Скажи мне к уроку»

Павлюкова Мадина Саткановна.

МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского

района Саратовской области».

Учитель русского языка и литературы.



Скажи мне, как тебя зовут...

Интегрированный урок (русский язык - история)

Имя с фамилией у тебя одно,

Навсегда оно тебе дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его.

Цели урока:

• дать представление о происхождении имени и фамилии людей, вызвать интерес к собственному имени и фамилии, показать связь имен с историей определенной эпохи;

• сформировать умение через лексико-грамматический ана­лиз слова (имени) выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;

• воспитывать человеческое достоинство, уважение к лич­ности.

Оборудование: словарь личных имён,

Ход урока

I. Организационный момент

П. Введение в тему урока

Учитель: Сегодня тема нашего урока связана с традициями русского народа. Все традиции уходят корнями в далекое-далекое прошлое. Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон ве­ков владел каждый народ, - наша задача, наш долг. Ведь мы с вами россияне.

С далеким прошлым связано и появление на Руси имен.

Вы не задавали себе вопрос: «Кто я такой?» Выбор имени сво­ему ребенку, нередко единственному, - всегда проблема для роди­телей.

«Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает», - так писал Гомер -древнегреческий философ, поэт.

Другой ученый , Флоренский, утверждал: «Имя каждого человека несет в се­бе обобщенный ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история...».

Ребята! Как вы думаете, какое слово вы слышите за свою жизнь чаще других?

Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так час­то, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ве­терок, как шелест листочков.

Давайте попробуем сделать одно открытие. В русском языке есть много разделов, которые мы изучаем, но существует еще один, нам пока не известный. И мы сейчас о нем услышим.

III. Сообщения учащихся (заранее подготовленные)

Ученик: Наука о собственных именах называется онома­стикой. Термин этот связан с греческим словом онома - имя. Эта наука выделяет ряд разделов, среди которых существует и раздел антропонимика (от греческого антропос - человек, антропология -наука о человеке).

Учитель: Имена людей - часть истории народов. В них от­ражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная дея­тельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена.

Ребята, вы знаете, что наш язык восходит к древнерусскому языку. Какие же слова в древнерусском языке имели то же значе­ние, что и слово имя?

Ученик: В Древней Руси в далёком прошлом существовал ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя, - это рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование.

Это специальные слова, служащие для обозначения отдельного человека.

Учитель: Роль личного имени велика. Хорошие и плохие поступки делаются достоянием гласности благодаря имени. Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя (прозвище и т.д.,)?

Всяк человек свое имя знает

Сын не родился, а уже имя ему дали

Богатого по отчеству, а убогого по прозвищу.

У него доброе имя.

Не позорь моего имени.

В каждой пословице - свой скрытый смысл, своя правда жиз­ни, в ней мудрость народа, его наблюдательность. О различных именах есть дразнилки, частушки, песни. Назовите известные вам. (Дети приводят примеры дразнилок, частушек.)

Так что такое имя и трудно ли его выбирать?

Иногда это сделать нелегко. Вот что пишет в шутливом стихотворении Юрий Благов:

Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Товий... Муций... Свен... Орест...

Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовем посовременней –

Гелий... Атом... Космодром...

Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон |

С целым импортным набором:

Эдвин... Мельвйн... Сельвин... Джон...

Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой... Сысой... Кузьма... Фома...

Сочинительством премудрым

Занимаясь вчетвером,

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

Почему спорщикам удалось договориться? (Из любви к ребенку ему дали понятное всем имя.)


IV. Исторический экскурс

Учитель: В разные времена популярными были определен­ные имена. Так в XVIII веке не существовало семьи, где бы не было Катерины. По убеждению родителей многочисленных Катерин, их дочери, получив в дар такое имя, должны были хоть в чем-то упо­добиться матушке-царице Екатерине Великой, которая была богом в глазах тогдашнего общества.

Многие ученые, которые занимаются ономастикой, т.е. изуче­нием собственных имен, утверждают, что огромное значение на формирование характера ребенка имеет месяц рождения и время года. Вероятно, это нужно учитывать при выборе имени: для людей, родившихся зимой, - одна особенность, для других - другая.

Послушаем, что нам скажут ребята.

Ученик: Зимой рождаются люди выносливые, мыслящие, талантливые, имеют крутой нрав, жестки, властны, тяготеют к точ­ным наукам.

Весенние люди - легко уязвимы и физически, и морально, не­решительны, обидчивы, брезгливы, часто эгоистичны, очень та­лантливы, фантазеры, внимательны к чужому мнению, склонны к гуманитарным наукам, у них развито чувство юмора, хорошая память.

Летние - добродушные, бесхарактерные, легко поддаются чу­жому влиянию, эмоциональные, впечатлительные, гордые, настой­чивые, трудолюбивые; не злопамятны, натуры широкие, не мелоч­ные.

Осенние - универсальны, расчетливы, рассудительные, серь­езные, мудрые, делают все не спеша, обдуманно; хорошие диплома­ты, усердны, старательны, принципиальны; имеют четкую цель в жизни, не конфликтны, одинаково успешно занимаются и точными науками и искусством.

Учитель: Какие бывают имена? (Ученики перечисляют.)

Имена людей в разных странах, у разных народов чрезвычайно разнообразны по своему звучанию, происхождению и употребле­нию. Часто детям давали имена, отражавшие время, в которое жили их родители. Например, называли детей именами: Революция, Дик­татура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Майя, Декабрина, сын -Рево, дочь - Люция, от слова Революция. Это имена, появившиеся в 20 г. XX века после Великой Октябрьской революции.

В эпоху на­учных открытий детям давали имена Атом, Неон, Протон и др., имена необычные, не христианские.

Известный детский поэт С.Маршак написал тогда стихотворение «В защиту детей»:

Если только ты умён,

Ты не дашь ребятам


Столь затейливых имён,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья её звала

Сокращённо - Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для друзей искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец,

Дочь свою Идея.

А один оригинал,

Начинён газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придётся вековать

Злополучным детям.

Выпишите имена из этого стихотворения, а потом добавьте к ним старинные имена, необычные для вас, или иноязычные, кото­рые вам встречались.

Проверка задания.

Учитель: А какова история вашего имени? Напишите, как можно вас называть. Например, Саша-Сашенька, Александр и др.

Знаете ли историю своего имени? Расскажите о ней.

План рассказа

• Что вы знаете о своём имени?

• Почему вас так назвали, кто назвал?

• В какое время года вы родились?

• Ваше имя связано с именем какого-либо родственника? 9 Какова судьба этого родственника?

V. Незаслуженно забытые имена

Учитель: В огромном необъятном океане имен мы исполь­зуем очень малую часть: состав имен, даваемых новорожденным, слишком узок.

Так, в 1967 году в Ленинграде за месяц родились 142 Сергея и 144 Елены.

Сейчас массовыми являются имена Алина, Никита, Данила, Юлия, Илья.

Ученик:Но в наши дни люди стали дорожить реликвиями прошлого и более тщательно их охранять и понимать историческую ценность, старые имена стали выглядеть и звучать по-новому. Конечно, не стоит восстанавливать все старые имена, но знать их надо и забы­вать нельзя, потому что их звучание и история ничуть не меньше значат для нас, чем звучание и история имен новых и широко рас­пространенных. Некоторые имена пережили века. Таково имя Иван, которое в разных вариантах (Иоанн, Ян, Жан, Иоганн, Айвен) есть во многих странах. Русские имена детям давали в соответствии со святцами (церковным календарем).

Исконно-русские Славянские

Любовь Всеволод

Вера Людмила

Надежда Борис

Мечислав Разумник

Ростислав Вечеслав (вече - более)

Глеб

Русским именам близки имена славянских народов (украин­ский, белорусский, чешский, словацкий). Ксения - греческое, Акси­нья - русское, Оксана - украинское.

Имена иногда дают очень странные.

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялинском!

А живет он в Приневайске,

В переулке Веселинском.

С ним и тетка - Трулялетка,

И дочурка - Трулялурка,

И сынишка - Трулялишка,

И собачка - Трулялячка!

Есть еще у них котенок,

По прозванью Труляленок.

И в добавке попугай –

Развеселый Труляляй!

Юлиан Тувим

VI. Физкультурная минутка

VII. Творческая работа с классом

Учитель: Многие имена переходят из года в год, из века в век. Скажите, ребята, а знаете вы известных людей с вашим име­нем?.

Сейчас некоторые имена, считавшиеся ранее ус­таревшими, стали появляться все чаще: Тарас, Федор, Арсений, За­хар, Матвей, Варвара, Зинаида, Зоя. Исчезают Жанны, Эдуарды -заимствованные имена.

Многие в разные времена создали свои имена, называли своих детей необычно. Новые лучше, чем подражательные, но и дать но­вое имя - дело ответственное.

Сергеями, Андреями, Иванами,

Иринами, Маринами, Татьянами

Теперь детей стараются назвать.

А было время - именами странными

Одаривали их отец и мать.

Вот стали взрослыми,

А то и старыми,

Энергия, Ванцетти, Володар,

И Военмор - во славу Красной Армии,

И Трудомир - в честь мира и труда.

Родварком окрещен рожденный в Арктике.

Поняв, что этот век неповторим,

Старались и краскомы, и рабфаковки

Его вручить наследникам своим.

И в новых именах бессмертье видели.

Их увлеченье не было игрой.

Не надо обижаться на родителей,

Перемудривших раннею порой.

Сложились судьбы тех детей по-разному,

Но имя тоже освещало путь,

Гори, когда Энергией ты названа,

А Володар - как Володарский будь!

Вы, названные Нинами, Маринами,

Андреями, Петрами в наши дни,

Не тяготитесь отчествами длинными,

Что утверждались в жизни октябринами, -

Свою эпоху славили они.

Евгений Долматовский «Октябрины»

Знаете ли вы праздники в честь имен? (Макаръев день - 1 фев­раля, Татьянин день - 25 января.)

Много есть имен с удвоенной согласной. Назовите как можно больше. (Анна, Алла, Жанна, Ганна, Филипп, Иоанн, Джованни.)

Назовите имя, одинаково встречающееся у женщин и мужчин. (Валентин - Валентина, Василий - Василиса, Евгений - Евгения, Виктор - Виктория, Александр - Александра, Федор - Федора, Иван - Ивана.)

У вас в школе много ребят, которые носят одни и те же имена: Катя, Таня, Саша, Дима. Как называют таких людей? (Тезки.)

Расскажите о своем знаменитом тезке. (Рассказы учащихся.)

VIII. Исторический экскурс

Учитель: Ребята, тайной происхождения окружены не толь­ко имена, но и фамилии. Давайте продолжим познавать себя. И по­может нам в этом ваша фамилия. Вы ,конечно, задумывались почему у нас разные фамилии? Что означает фамилия?

(Фами­лия - наследственное имя семьи, передаваемое по наследству.)

Как фамилия помогает узнать что-нибудь о предках? Где можно найти точное толкование слова?

Ученик: Слово «фамилия» — латинского происхождения. В Римской империи оно обозначало общность, состоявшую из семьи хозяев и их рабов.

Похожий смысл это слово позже имело достаточно долго в Ев­ропе и в России. Известны факты, когда даже в XIX веке крепост­ные крестьяне получали фамилию от своего господина.

Только к XIX веку слово «фамилия» в русском языке приобре­ло своё второе значение, ставшее сегодня официальным и основ­ным: «наследственное семейное именование, прибавляемое к лич­ному имени».

Как вы думаете, давно появились на Руси фамилии?

Фамилии в современном понимании слова на Руси появились довольно поздно, лишь в XVI веке. Распространение фамилий нача­лось с людей знатного происхождения. Значительная часть город­ского и сельского населения еще 200 лет назад не имела фамилии.

Задание

Запишите фамилии: Кузнецов, Медведев, Гончаров, Волков, Белоголовый, Кудряшов.

Разбейте их на группы, на пары по какому-либо принципу. Помните, что фамилии подсказывают что-то из прошлого предков.

1. Кузнецов, Гончаров - род занятий.

2. Медведев, Волков - от зверей.

3. Белоголовый, Кудряшов - от отдельных признаков людей. Продолжите группу фамилий.

1. Столяров, Плотников...

2. Лисицын, Петухов...

3. Хромов, Косоротов...

Учитель: Чаще всего фамилии указывают на род занятий предков. Живет в каком-то селении, а может, на окраине города че­ловек, имеющий кузницу. Среди сельчан он получает прозвище Кузнец, а его сын - Кузнецов сын. Потом появляются другие про­фессии в семье, а фамилия остается.

Очень часто о внешности предка говорит фамилия: Белоголо­вов, Кудряшов, Ломоносов.

IX. Исследовательская работа учащихся

Учитель: послушайте стихотворение, оно поможет нам в исследовательской работе.

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых.

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Пчелкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

( С. Михалков)

Проведем исследование. Исследуйте свою фамилию. Откуда она произошла? ( От имени- Емелин, Митрофанов).

Имена появились гораздо раньше, поэтому часто фамилии об­разовались от имени основателя рода, семьи.

Давайте сами попробуем образовать фамилии: Никита, Митрофан, Петр, Тимофей, Сергей, Павел.

Ребята, а на что указывают следующие фамилии? Какую ин­формацию можно получить о предках, чьи фамилии Москвичев, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Волжанин, Новгородцев. (Фамилии указывают на место жительства.)

Вывод: фамилии указывают на место жительства, род занятий, внешность предка, а также образуются от названий животных и рас­тений, от имен основателей рода.

X. Викторина

1. Напишите фамилии, указывающие на внешность предка. (Вспомните повесть «Приключения Незнайки», кто ее автор?)

2. Определите, как произошли фамилии: Сергеев, Новгород­цев, Серов, Плотников, Соловьев, Гуськов, Тимофеев, Иванов, Медведев.

XI. Заключительная часть урока

Имя с фамилией у тебя одно,

Навсегда тебе оно дано.

Жизнь длинна.

И оттого ты

Побереги его.

Учитель: Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благо­родные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить на­всегда свое доброе, честное имя.

Проспер Мериме: «Имя действительно направляет жизнь че­ловека по известному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна опре­делить свое нравственное содержание».

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь не хошь - Иероним!

М.В. Владимов

«Чти отца своего и свою мать» - так учит древняя мудрость. Знай свой род, своих дедов, предков, родственников и цени свой дом, свою деревню,город, свои родные места.

Изучай старину! Помни: ты не сам по себе, ты член семьи, до­рожи памятью своего рода.

XII. Домашнее задание

Записать семейные предания, связанные с именами и фами­лиями.

Скажи мне, как тебя зовут…

Ономастика- наука о собственных именах (онома (греч.) - имя).

1. Пословицы.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните правописание.

  • Всяк человек своё имя зна_т.

  • Сын (не) родился, а уже имя ему дано.

  • Богатого (по) отчеству, а убогого (по) прозвищу.

  • У него добр__ имя.

  • (Не) позорь мо___имени.

  1. Продолжите группу фамилий.

  • Столяров, Плотников…..

  • Лисицын, Петухов….

  • Хромов, Слепов….

3.Образуйте фамилии:

Никита-

Пётр-

Тимофей-

Сергей-

Павел -

  1. Фамилии Москвичёв, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Новгородцев.

Просмотр содержимого презентации
«Скажи мне, как тебя зовут»

Павлюкова Мадина Саткановна. МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области». Учитель русского языка и литературы. Скажи мне, как тебя зовут… Имя с фамилией у тебя одно, Навсегда оно тебе дано. Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его!

Павлюкова Мадина Саткановна.

МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского

района Саратовской области».

Учитель русского языка и литературы.

Скажи мне, как тебя зовут…

Имя с фамилией у тебя одно,

Навсегда оно тебе дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его!

Кто я такой?

Кто я такой?

  • Нет между живущих людей, да и не может быть безымянных: в первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.
  • Гомер, поэт,
  • древнегреческий философ.
Кто я такой?

Кто я такой?

  • Имя каждого человека несёт в себе обобщенный ответ всечеловеческий, и нами, нашими именами говорит сама история…
  • Флоренский, учёный
Подумайте!

Подумайте!

  • Какое слово слышит человек за свою жизнь чаще других?
Ни одно слово не слышит человек так часто, как своё имя!

Ни одно слово не слышит человек так часто, как своё имя!

  • Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков…
Ономастика- наука о собственных именах (онома (греч.) - имя).

Ономастика- наука о собственных именах (онома (греч.) - имя).

  • Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты .
Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение, что и слово имя?

Какие же слова в древнерусском языке имели то же значение, что и слово имя?

  • Древняя Русь.
  • рекло
  • назвище
  • прозвище
  • название
  • прозвание
  • проименование
Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя ?

Какие вы знаете пословицы, где употреблено слово имя ?

Пословицы

Пословицы

  • Всяк человек своё имя зна_т.
  • Сын (не) родился, а уже имя ему дано.
  • Богатого (по) отчеству, а убогого (по) прозвищу.
  • У него добр__ имя.- объясните смысл пословицы.
  • (Не) позорь мо___имени.
В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность.
  • В каждой пословице – свой скрытый смысл, своя правда жизни, в ней мудрость народа, его наблюдательность.
О различных именах есть дразнилки, частушки, песни.

О различных именах есть дразнилки, частушки, песни.

  • Назовите известные вам.
Выбрать имя нелегко…

Выбрать имя нелегко…

  • Дед:
  • Товий…Муций…Свен…Орест…
  • Зять :
  • Гелий…Атом…Космодром…
  • Дочь:
  • Эдвин…Мельвин…Сельвин…Джон…
  • Бабка :
  • Псой…Сысой…Кузьма…Фома…
Сочинительством премудрым  Занимаясь вчетвером,  Ночь проспорили, а утром  Мальчик назван был Петром.

Сочинительством премудрым Занимаясь вчетвером, Ночь проспорили, а утром Мальчик назван был Петром.

  • Почему спорщикам удалось договориться?
Исторический экскурс.

Исторический экскурс.

  • В разные времена популярными были определённые имена.
  • XVIII век.
  • Катерина.
  • Желание уподобиться матушке-царице Екатерине Великой.
Это интересно!

Это интересно!

  • Влияет ли месяц рождения и время года на характер человека?
20-ые годы XX века.  Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Декабрина.   В семье. Сын- Рево . Дочь- Люция .

20-ые годы XX века.

  • Революция, Диктатура, Закон, Октябрь, Октябрина, Май, Декабрина.
  • В семье.
  • Сын- Рево . Дочь- Люция .

Век научных открытий. Атом, Неон, Протон.

Век научных открытий.

  • Атом, Неон, Протон.

  • Космос, Ракета, Станция, Орбита.
Это интересно!

Это интересно!

  • Формирование характера ребёнка зависит от месяца рождения и времени года.
Какова история вашего имени?

Какова история вашего имени?

  • План рассказа.
  • Что вы знаете о своём имени?
  • Почему вас так назвали, кто назвал?
  • В какое время года вы родились?
  • Ваше имя связано с именем какого-либо родственника?
  • Какова судьба этого родственника?
Это интересно!

Это интересно!

  • Знаете ли вы известных людей с вашими именами?
Это интересно!

Это интересно!

  • Знаете ли вы праздники в честь имён?
Праздники в честь имён.

Праздники в честь имён.

  • Макарьев день- 1 февраля.
  • Татьянин день- 25 января.
Это интересно!

Это интересно!

  • Какие имена с удвоенной согласной вы знаете?
Запомни правописание!

Запомни правописание!

  • Анна,
  • Алла,
  • Жанна,
  • Ганна,
  • Филипп,
  • Кирилл.
Это интересно!

Это интересно!

  • Назовите имена, одинаково встречающиеся у женщин и мужчин.
Запомни!

Запомни!

  • Александр- Александра
  • Валентин- Валентина
  • Василий – Василиса
  • Виктор- Виктория Евгений- Евгения
  • Фёдор- Федора
  • Валерий-Валерия
  • Владислав- Владислава
Это интересно!

Это интересно!

  • Как называют людей, которые носят одни и те же имена?
Исторический экскурс.

Исторический экскурс.

  • Почему у нас разные фамилии?
  • Что означает фамилия?
Исторический экскурс.

Исторический экскурс.

  • Фамилия-наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени.
Задание.

Задание.

  • Фамилии:
  • Кузнецов, Медведев, Гончаров, Волков, Белоголовый, Кудряшов разбейте на группы, на пары по какому-либо принципу.
  • Помните!
  • Фамилии подсказывают что-то из прошлого.
Проверь!

Проверь!

  • Кузнецов, Гончаров - род занятий.
  • Медведев, Волков - от зверей.
  • Белоголовый, Кудряшов - от отдельных признаков людей.
Задание.

Задание.

  • Продолжите группу фамилий.
  • 1.Столяров, Плотников…..
  • 2. Лисицын, Петухов….
  • 3. Хромов, Слепов….
Исследовательская работа.

Исследовательская работа.

  • Исследуйте свою фамилию.
  • Откуда она произошла?
  • Помни!
  • Имена появились гораздо раньше, поэтому часто фамилии образовывались от имени основателя рода, семьи.
Задание.

Задание.

  • Образуйте фамилии:
  • Никита-
  • Пётр-
  • Тимофей-
  • Сергей-
  • Павел -
Задание.

Задание.

  • На что указывают следующие фамилии? Какую информацию можно получить о предках, чьи фамилии Москвичёв, Востоков, Северин, Муромов, Волгов, Новгородцев?
Чти отца своего и мать.   Древняя мудрость.

Чти отца своего и мать. Древняя мудрость.

  • Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда своё доброе, честное имя.
Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не даёт потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить своё нравственное содержание.  Проспер Мериме.
  • Имя действительно направляет жизнь человека по известному руслу и не даёт потоку жизненных процессов протекать где попало. Но в этом русле сама личность должна определить своё нравственное содержание.
  • Проспер Мериме.
Изучай старину!

Изучай старину!

  • Помни!
  • Ты не сам по себе, ты член семьи, дорожи памятью своего рода!
. Домашнее задание

. Домашнее задание

  • Записать семейные предания, связанные с именами и фамилиями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Скажи мне, как тебя зовут...

Автор: Павлюкова Мадина Саткановна

Дата: 07.01.2015

Номер свидетельства: 151054

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок английского языка в классе предшкольной подготовки на тему: "Greetings" "
    ["seo_title"] => string(81) "urok-anghliiskogho-iazyka-v-klassie-priedshkol-noi-podghotovki-na-tiemu-greetings"
    ["file_id"] => string(6) "138878"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417618165"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока по рисованию "Какого цвета весна ?" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-risovaniiu-kakogho-tsvieta-viesna"
    ["file_id"] => string(6) "225476"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439700921"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Классный час, посвященный проблеме  самоутверждения в подростковом возрасте в 11 классе   «Я утверждаю Себя» "
    ["seo_title"] => string(122) "klassnyi-chas-posviashchiennyi-probliemie-samoutvierzhdieniia-v-podrostkovom-vozrastie-v-11-klassie-ia-utvierzhdaiu-siebia"
    ["file_id"] => string(6) "235755"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443811345"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Русская печка - всему дому кормилица."
    ["seo_title"] => string(36) "russkaiapiechkavsiemudomukormilitsa1"
    ["file_id"] => string(6) "297850"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456242556"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Конспект занятия по физкультуре в старшей группе " Физкультурой заниматься нам не лень,с ней мы дружим каждый день" "
    ["seo_title"] => string(125) "konspiekt-zaniatiia-po-fizkul-turie-v-starshiei-ghruppie-fizkul-turoi-zanimat-sia-nam-nie-lien-s-niei-my-druzhim-kazhdyi-dien"
    ["file_id"] => string(6) "236747"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444147989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства