3) содействовать воспитанию культуры учебного труда, чувства взаимопомощи.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока
Оргмомент. «Знание – сила».
Эпиграфом к уроку я взяла замечательные строки Абая
Лишь знаньем жив человек,
Лишь знаньем движется век.
Лишь знанье – светоч сердец.
Девиз: «Повторяем то, что знаем.
Вспоминаем, что забыли».
II. Беседа.
1.Что значит для вас учиться? Какой смысл вы вкладываете в это слово?
2.Прочитаем толкование значения слова по словарю Ожегова
3.Что вы можете сказать, познакомившись со словарной статьёй?
4.Составьте с этим словом словосочетания разных способов связи.
III. «Гимнастика для ума»
Орфоэпическая разминка.
-Какие слова вы не выписали?
2 балла
1 б – 1 ош.
Орфографическая разминка.
Выписать из предложенных слов лишь те, которые соответствуют условию:
1 вар. - слова с пропущенной буквой Е ; 2 вар. - слова с пропущенной буквой И:
3 балла, 2б – 1 ош., 1б. – 2 ош.
Разбор по составу.
2 балла, 1б -1 ош
IV. «По следам тестов…» Выбери правильный ответ.
У каждого на парте пульт. На выполнение задания у вас 20 сек. Будьте внимательны.
Подведение итогов.
V.Анализ текстов.
Задания к тексту:
Прочитайте текст и определите его основную мысль.
Выпишите 2,4 и 5 предл., определите вид, постройте их схемы.
VI. Пунктуационный барьер.
Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы.
2 балла, 1б- 1 ош
VII. Презентация по теме: «Какова роль сложн. предлож. в речи?»
VIII. Рефлексия.
Какое место должна занимать учёба в жизни молодого поколения?
Почему необходимо найти любимую профессию, своё место в жизни?
Оцените себя. Подсчитайте баллы и на полях выставьте оценку.
«5» -17 – 20
«4» -13 -16
«3» - 8 -12
IX. Домашнее задание. Предложите задание сами, исходя из того, что мы повторяли на уроке. (Составить тест, написать сочинение – миниатюру по теме: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться» (пословица) и т.д.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
У каждого на парте пульт. На выполнение задания у вас 20 сек. Будьте внимательны.
Однозначное слово:
А) голова
В) свежий
С) спутник
Д) гипотенуза Е) пирамида
2. Форма слова образоваться
А) образование
В) создаться
С) образовался
Д) образный
Е) образ
3. Того, кто покровительствует развитию искусства, науки, культуры называют
А) менеджером.
В) спикером.
С) меценатом.
Д) визажистом.
Е) дилером.
4.Сложением начальных букв образовано слово:
А) РОСТА
В) КНР
С) НИИ
Д) ГОСТ
Е) ТЮЗ
5.Буква И в слове
А) вз..мать
В) пред..юньский
С) из..мать
Д) с..мпровизировать
Е) пред..дущий
6. Буква Ё пропущена в слове
А) луч..м
В) врач..м
Д) заверш..н
Е) книж..нка
С) нож..м
7. Фразеологизм, имеющий значение мастер своегодела:
А) тёмная лошадка
В) стальной конь
С) золотые руки
Д) корабль пустыни
Е) тёртый калач
8. Числительное пишется слитно:
А) 21
В) 585
С) 1987
Д) 603
Е) 800
9. Слова – синонимы в ряду:
А) оригинал – подлинник
В) новатор – консерватор
С) гордость – кротость
Д) индивидуальный – коллективный
Е) исток – устье
10. Местоимения мой, твой, наши, ваши, свой
А) притяжательные
В) неопределённые
С) возвратные
Д) относительные
Е) личные
Подведение итогов.
V.Анализ текстов.
Микроцель: развивать умение определять типы СП и аргументировать свой ответ.
1ряд
1)В совреме(н,нн)ом мире совершается информацио(н,нн)ый взрыв.2) В различных областях производства и науки знания обновляются: многое устаревает, становится ненужным. 3)Что же необходимо делать в этих условиях, чтобы не отстать от передовых знаний? 4)Нужно постоянно добывать новые знания (не) останавливаться, (не) забывать ,что многого мы ещё (не) знаем. 5) Об этом говорил академик И. Павлов Н..когда (не) думайте, что вы уже всё знаете.
Задания к тексту:
Прочитайте текст и определите его основную мысль.
Выпишите 2,4 и 5 предл., определите вид, постройте их схемы.
2ряд
3 балла
1)Каждый человек должен избрать ту профессию ту жизненную работу которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям. 2)Любимому делу человек отдаёт все силы всю энергию все знания. 3)Недаром Павлов говорил Наука требует от учёного всей жизни всех помыслов.
( Академик В.А. Обручев, Слово к молодым.)
Задания к тексту:
Расставьте знаки препинания.
Определите вид 1 и 3 предлож. Постройте схемы.
3 ряд
1) Мы вступили в век в котором знания играют определяющую роль в судьбе человека. 2)Без знаний нельзя будет работать.3)Берегите себя для учения для приобретения полезных знаний и навыков пока ещё молоды.
Задания к тексту:
1.Расставьте знаки препинания.
2.Определите вид 1 и 3предл, постройте схемы.
VI. Цифровой диктант.
Запишите в колонки только № предложений. Знаки препинания не расставлены.
ПП
ССП
СПП
БСП
Мы учимся всю жизнь не считая десятка лет проведённых в школе. (Т. Лауб).
Если запастись терпением и проявить старание то посеянные семена непременно дадут добрые всходы. ( Леонардо да Винчи).
Занятия наукой питают юность и приносят усладу в старости украшают в счастье служат убежищем и утешением в несчастье. (Цицерон).
Ученье свет а неученье тьма. (А.В. Суворов).
Чтобы переваривать знания нужно поглощать их с аппетитом. (А. Франс).
Незнанием никогда не следует хвалиться незнание есть бессилие. (Н. Чернышевский).
Трудных наук нет есть только трудные изложения. (Д. Лихачёв).
Самопроверка..
ПП
ССП
СПП
БСП
1, 3
4
2, 5
6,7
5 б.
4 б.- 1 ош., 3б. – 2 ош.
VII. Пунктуационный барьер.
Спишите, расставляя знаки препинания. Постройте схемы.
1.Знание это сила а незнание путь к неоправданным и ненужным ошибкам.
2. Все достижения которых достиг человек стали возможны благодаря работе в научной области развитию интеллекта.
Проверь себя!
1.Знание - это сила, а незнание - путь к неоправданным и ненужным ошибкам.
[ ], а [ ]. (ССП)
2Все достижения, которых достиг человек, стали возможны благодаря работе в научной области, развитию интеллекта.
[ , ( которых ), ]. СПП)
2 балла, 1б- 1 ош
VIII. СООТНЕСИ.
Соотнеси схемы с теми предложениями, которым они соответствуют. Определи вид подчинения. Знаки препинания не расставлены.
[ ], ( с. -), ( с.сл. -=)
( с. - =) , [ ] , ( с. - , ( с. сл. = ) , ( с. - = ) , ) .
[ ] , (с. - = ) и ( с. - =)
А. Будь учтив с людьми в молодости если ты хочешь чтобы о тебе заботились в старости. (Дж. Лили)
В. Я думаю что последнее заблуждение гораздо грубее первого и что последствия его гораздо вреднее. (Л.Н. Толстой).
С.Если бы я был царь я бы издал закон что писатель который употребит слово значения которого он не может объяснить лишается права писать и получает сто ударов розг. (Л.Н. Толстой).
Проверь себя!
- А ( последоват)
- С (послед, неоднор.)
– В ( однородн.)
3 б., 2б. – 1 ош.
IX. Презентация по теме: «Какова роль сложн. предлож. в речи?»
X. Творческая работа. Дом. зад. была творческая работа: написать эссе или стих., посвящ. учёбе с использ. СП. Предлагаем вашему вниманию стих.
XI. Рефлексия.
Какое место должна занимать учёба в жизни молодого поколения?
Почему необходимо найти любимую профессию, своё место в жизни?
Академик А.И. Берг: « Неувлекательных специальностей нет. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой деятельности есть неразгаданные тайны, нерешенные проблемы. И живой, деятельный человек всегда найдёт себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку».
Оцените себя. Подсчитайте баллы и на полях выставьте оценку.
«5» ----17 – 20
«4» ------13 -16
«3» ------ 8 --12
XI. Домашнее задание. Предложите задание сами, исходя из того, что мы повторяли на уроке. (Составить тест, написать сочинение – миниатюру по теме: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться» (пословица) и т.д.)