kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксический разбор простого предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации показан синтаксический разбор простого предложения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксический разбор простого предложения»

Баранова С.С. МБОУ

Баранова С.С. МБОУ" Лицей№103" Ростов-на-Дону

« СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1»

(работа в группах).

Автор: Учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 103»

Баранова Светлана Сергеевна.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». - Скажи-ка, дядя, ведь не даром  Москва, спаленная пожаром,  Французу отдана?  Ведь были ж схватки боевые,  Да, говорят, еще какие!  Недаром помнит вся Россия  Про день Бородина!   - Да, были люди в наше время,  Не то, что нынешнее племя:  Богатыри - не вы!  Плохая им досталась доля:  Немногие вернулись с поля...  Не будь на то господня воля,  Не отдали б Москвы!

М.Ю.Лермонтов «Бородино».

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Целеполагание.     Чему мы должны научиться на уроке? Какие сведения нам необходимо повторить, чтобы выполнить синтаксический разбор предложения? Какие виды простых предложений мы знаем? Чем бывает осложнено простое предложение?

Целеполагание.

  • Чему мы должны научиться на уроке?
  • Какие сведения нам необходимо повторить, чтобы выполнить синтаксический разбор предложения?
  • Какие виды простых предложений мы знаем?
  • Чем бывает осложнено простое предложение?

Цели урока:

Цели урока:

  • повторить и обобщить полученные теоретические знания по теме «Синтаксис»;
  • сформировать навык синтаксического разбора простого предложения;
  • повторить классификацию простых предложений;
  • повторить, чем бывает осложнено простое предложение;
Синтаксис-  ( от греч. синтаксис –«построение,  сочетание, порядок») -  раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение и роль в речи.

Синтаксис- ( от греч. синтаксис –«построение, сочетание, порядок») -

раздел лингвистики, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение и роль в речи.

Пунктуация  (от лат. пунктум –  « точка » ) -  раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки и употребления.

Пунктуация (от лат. пунктум « точка » ) -

раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки и употребления.

Задание группам:  провести синтаксический разбор предложения : 1-я гр . На Бородинском поле русские одержали победу.  2-я гр . Французский обоз медленно тащился по дороге.  3-я гр . Наполеон долго смотрел на заснеженную Москву.  4-я гр . Русские войска стремительно наступали на  французов.   5-я гр . Партизаны уничтожали наполеоновскую армию  по частям .

Задание группам: провести синтаксический разбор предложения :

1-я гр . На Бородинском поле русские одержали победу.

2-я гр . Французский обоз медленно тащился по дороге.

3-я гр . Наполеон долго смотрел на заснеженную Москву.

4-я гр . Русские войска стремительно наступали на

французов.

  5-я гр . Партизаны уничтожали наполеоновскую армию

по частям .

Учебные вопросы:

Учебные вопросы:

  • как называется член предложения?
  • на какой вопрос отвечает?
  • что обозначает?
  • какой частью речи может быть выражен в предложении?
  • к какому слову в предложении относится?
  • как подчёркивается при синтаксическом разборе?
Главные члены предложения Грамматическую основу предложения составляют:  подлежащее Изведал враг в тот день немало.   сказуемое отвечает на вопрос отвечает на вопрос:   КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

Главные члены предложения

Грамматическую основу предложения составляют:

подлежащее

Изведал враг в тот день немало.

сказуемое

отвечает на вопрос

отвечает на вопрос:

КТО? ЧТО?

ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? КАКОВ? ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

Второстепенные члены предложения: дополнение определение отвечает на вопросы  кого? чего?; кому? чему?; кого? что?; кем? чем?; о ком? о чём? обозначает признак и принадлежность, отвечает на вопросы,  какой? чей? обстоятельство отвечает на вопросы  где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем?     Могучее, лихое племя.  Плохая им досталась доля.   Мы долго молча отступали. Наш рукопашный бой. какое? кому? как? чей?

Второстепенные члены предложения:

дополнение

определение

отвечает на вопросы кого? чего?; кому? чему?; кого? что?; кем? чем?; о ком? о чём?

обозначает признак и принадлежность, отвечает на вопросы, какой? чей?

обстоятельство

отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? почему? зачем?

Могучее, лихое племя.

Плохая им досталась доля.

Мы долго молча отступали.

Наш рукопашный бой.

какое?

кому?

как?

чей?

Виды предложений по цели высказывания По цели высказывания различаются предложения: повествовательное вопросительное содержит  сообщение содержит   вопрос  побудительное  содержит побуждение к действию      Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали .    … Ведь не даром  Москва, спаленная пожаром, французу отдана ?    Умремте ж под Москвой…

Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания различаются предложения:

повествовательное

вопросительное

содержит сообщение

содержит вопрос

побудительное

содержит побуждение к действию

Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали .

Ведь не даром Москва, спаленная пожаром, французу отдана ?

Умремте ж под Москвой…

Виды предложений по интонации По интонации различаются предложения: Восклицательное Невосклицательное   Недаром помнит вся Россия про день Бородина !   И вот на поле грозной сечи  ночная пала тень .

Виды предложений по интонации

По интонации различаются предложения:

Восклицательное

Невосклицательное

Недаром помнит вся Россия про день Бородина !

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень .

виды предложений по наличию второстепенных членов По наличию второстепенных членов различаются предложения: Нераспространённые Распространённые  состоит из одной грамматической основы: в предложение кроме грамматической основы входят второстепенные члены:    Сквозь дым летучий  французы двинулись, как тучи.   Звучал булат, картечь визжала.

виды предложений по наличию второстепенных членов

По наличию второстепенных членов различаются предложения:

Нераспространённые

Распространённые

состоит из одной

грамматической основы:

в предложение кроме грамматической основы входят второстепенные члены:

Сквозь дым летучий французы двинулись, как тучи.

Звучал булат, картечь визжала.

Виды предложений по кол-ву грамматических основ По количеству грамматических основ различаются предложения: Простые Сложные Предложения с одной грамматической основой  Предложения с двумя и более грамматическими основами.  И вот на поле грозной сечи ночная пала  тень .   Вот затрещали  барабаны ,  и отступили  бусурманы.

Виды предложений по кол-ву грамматических основ

По количеству грамматических основ различаются предложения:

Простые

Сложные

Предложения с одной грамматической основой

Предложения с двумя и более грамматическими основами.

И вот на поле грозной сечи ночная пала тень .

Вот затрещали барабаны , и отступили бусурманы.

Чем бывает осложнено  простое предложение? однородные члены предложения;  (Смешались в кучу кони,  люди …) обращение;  ( Ребята , не Москва ль за нами?!) вводные слова;   ( Да, говорят , еще какие!) сравнительные обороты;   ( Французы двинулись, как тучи …)   (Носились знамена, как тени.. .)

Чем бывает осложнено простое предложение?

  • однородные члены предложения;

(Смешались в кучу кони, люди …)

  • обращение;

( Ребята , не Москва ль за нами?!)

  • вводные слова;

( Да, говорят , еще какие!)

  • сравнительные обороты;

( Французы двинулись, как тучи …) (Носились знамена, как тени.. .)

Синтаксический разбор. Истинный героизм солдаты и офицеры показали в наступлении. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными подлежащими). И и .

Синтаксический разбор.

Истинный героизм солдаты и офицеры показали в наступлении.

(повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными подлежащими).

И

и

.

Итоги урока (рефлексия).    

Итоги урока (рефлексия).

 

  • Чему мы научились на уроке?
  • Для чего необходимо уметь выполнять синтаксический разбор предложения?
  • Какой темой были объединены все предложения, с которым мы работали? (война 18012 года «Бородинское сражение»)
М.Ю.Лермонтов «Бородино». - Скажи-ка, дядя, ведь не даром  Москва, спаленная пожаром,  Французу отдана?  Ведь были ж схватки боевые,  Да, говорят, еще какие!  Недаром помнит вся Россия  Про день Бородина!   - Да, были люди в наше время,  Не то, что нынешнее племя:  Богатыри - не вы!  Плохая им досталась доля:  Немногие вернулись с поля...  Не будь на то господня воля,  Не отдали б Москвы!

М.Ю.Лермонтов «Бородино».

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!

Домашнее задание:   Используя простые предложения разных видов, составить связный текст, отвечая на вопросы:  1.Чему мы научились на уроке?  2.Для чего нам необходимо изучать такие разделы лингвистики, как «Синтаксис», «Пунктуация», и уметь выполнять синтаксический разбор предложения?

Домашнее задание:

Используя простые предложения разных видов, составить связный текст, отвечая на вопросы:

1.Чему мы научились на уроке?

2.Для чего нам необходимо изучать такие разделы лингвистики, как «Синтаксис», «Пунктуация», и уметь выполнять синтаксический разбор предложения?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синтаксический разбор простого предложения

Автор: Еремян Арам Камоевич

Дата: 14.10.2020

Номер свидетельства: 559995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок по теме "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-po-tiemie-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "101048"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402404238"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Синтаксический разбор простого предложения "
    ["seo_title"] => string(49) "sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "103913"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402647948"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок по русскому языку . Синтаксический разбор простого предложения. "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-po-russkomu-iazyku-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "134355"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416739904"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксический разбор простого предложения" "
    ["seo_title"] => string(121) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-na-tiemu-sintaksichieskii-razbor-prostogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "145496"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418925573"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Задачи на тему «Синтаксический разбор простого предложения»."
    ["seo_title"] => string(66) "zadachi_na_tiemu_sintaksichieskii_razbor_prostogho_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "351268"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1477137081"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства