«Синтаксический разбор предложений с обособленными членами»
«Синтаксический разбор предложений с обособленными членами»
Цель урока: закрепление пунктуационных навыков; навыков синтаксического разбора.
Методические приемы: пересказ текста, синтаксический разбор, работа со схемами.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Морфемный и словообразовательный разбор слов: предыстория, праздность.
II. Проверка домашнего задания
Упр. 338:
1. Рассказ о научных интересах академика Я. К. Грота.
2. Ответы на вопросы и задания упражнения (устно); выполнение схем предложений — на доске (4 человека — по две схемы каждый).
Комментарии учителя
К № 1: Научные интересы ученого-языковеда академика Якова Карловича Грота были широки и разнообразны. Он известен прежде всего трудами по упорядочению русского правописания. Его научная работа началась с подготовки первого издания сочинений Г. Р. Державина. Грот разработал основные принципы составления словарей, возглавил работу по составлению «Словаря русского языка», первого нормативного словаря. Академик Грот был первооткрывателем во многих областях языкознания.
К № 2: Стиль текста публицистический. Характерные для этого стиля слова и выражения: «целиком посвятил себя науке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Синтаксический разбор предложений с обособленными членами»»
Синтаксический разбор предложений
с обособленными членами
Цель урока: закрепление пунктуационных навыков; навыков синтаксического разбора.
Методические приемы: пересказ текста, синтаксический разбор, работа со схемами.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Морфемный и словообразовательный разбор слов: предыстория, праздность.
II. Проверка домашнего задания
Упр. 338:
1. Рассказ о научных интересах академика Я. К. Грота.
2. Ответы на вопросы и задания упражнения (устно); выполнение схем предложений — на доске (4 человека — по две схемы каждый).
Комментарии учителя
К № 1: Научные интересы ученого-языковеда академика Якова Карловича Грота были широки и разнообразны. Он известен прежде всего трудами по упорядочению русского правописания. Его научная работа началась с подготовки первого издания сочинений Г. Р. Державина. Грот разработал основные принципы составления словарей, возглавил работу по составлению «Словаря русского языка», первого нормативного словаря. Академик Грот был первооткрывателем во многих областях языкознания.
К № 2: Стиль текста публицистический. Характерные для этого стиля слова и выражения: «целиком посвятил себя науке», «уникальный труде, «заложивший основы», «выдержавшее около 20 изданий», «с выходом в свет работ», «начинается новый этап», «будучи первооткрывателем», «всю жизнь следовал правилам».
Предложения с однородными и обособленными членами:
1) Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученый-филолог (обособленное приложение), известен прежде всего своими трудами по упорядочению русского правописания.
2) Он закончил Царскосельский лицей, изучил (однородные сказуемые) там французский, немецкий, латинский и итальянский (однородные определения) языки.
3) С 1862 года он целиком посвятил себя науке, начав с подготовки первого издания сочинений Г. Р. Державина (обособленное обстоятельство), ставшего образцом для всех последующих академических собраний сочинений писателей (обособленное определение).
4) В 1873 году вышла работа Я. К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне», уникальный труд в истории русского языкознания (обособленное приложение), заложивший основы научного изучения русского правописания (обособленное определение).
5) В 1885 году Грот составил руководство «Русское правописание», выдержавшее около 20 изданий и утверждённое как обязательное для изучения во всех школах России (обособленные однородные определения).
6) С выходом в свет работ Я. К. Грота по правописанию впервые установилась, по словам академика В. В. Виноградова, «единая система русского правописания и устранялись (однородные сказуемые) мучительные орфографические шатания».
7) Это был первый нормативный словарь, отразивший, по утверждению Грота, «общеупотребительный в России литературный язык в том виде, как он образовался со времен Ломоносова» (обособленное определение).
8) Будучи первооткрывателем во многих областях языкознания (обособленное обстоятельство), Грот всю жизнь следовал правилам, которые сформулировал для себя так: «Пусть праздность и скука (однородные подлежащие) никогда не будут известны мне. В занятиях моих я должен для этого наблюдать как можно более разнообразия, должен начертать себе определенный план и твердо, но без педантизма (однородные обстоятельства) следовать (однородные сказуемые) ему.
III. Синтаксический разбор предложений с обособленными членами
2. Устный и письменный синтаксический разбор предложений (из стихотворений Ф. И. Тютчева):
1) Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало...
2) И всю природу, как туман, дремота жаркая объемлет.
3) Одни зарницы огневые,
Воспламеняясь чередой,
Как демоны глухонемые,
Ведут беседу меж собой.
4) В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
5) Волны несутся, тремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.
Домашнее задание
Выписать из любого учебника (кроме учебника русского языка) по 5 предложений с обособленными определениями и обстоятельствами, сделать их письменный синтаксический разбор.