Просмотр содержимого документа
«Синонимы. Антонимы. Омонимы»
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок. Начался урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!
Учитель:
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное…(Слово!)
– А для чего служат слова, что они обозначают?
(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)
– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)
II. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Учитель: сегодня мы с Вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания.
На доске текст: Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!
-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)
-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? Подберите этим словам противоположные.
-Учитель: Прочитайте, что у Вас получилось. К какому времени года можно отнести эти слова? (зиме)
Учитель: Как же называются такие слова, вы сейчас догадаетесь сами
Ученик:...
Разобраться с ним не сложно -
«анти» - противоположно;
"Оним" - "имя", нам известно,-
привести пример уместно...
"Добрый" - "злой" наоборот...
"сладкий", значит - "горький", вот!
грустно - "ВЕСЕЛО", конечно,
Так как справились успешно
-Учитель: эти слова называются АНТОНИМЫ.(Слайд)
Учитель: А сейчас , чтобы узнать как вы понимаете слова антонимы, мы поиграем в игру «Дополни слово»
Учитель: Какая книга нам поможет определить эти слова, если мы не знаем?(словарь антонимов)
-Учитель: А чем отличаются слова, записанные на доске? (оттенками лексического значения)
- Как называются такие слова, вы сейчас узнаете?
Имена не схожи, но
Их значение равно.
Погляди: гиппопотам
Головой кивает нам.
Где? Там только бегемот
Из болот сюда идёт!
Подожди-ка, не кричи,
Здесь для спора нет причин:
Пусть слова не схожи, но
Их значение равно –
Верная примета,
Что синоним это!
«Сино» обозначает- одинаковое значение
(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов. )
-Учитель: Подберите и запишите в тетради синонимы к слову картина, слайд)
Учитель:
- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение. Работа по словарю(выставка)
Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.
Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).
Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.
Учитель: Что у меня в руке, как называются эти предметы? Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, сейчас –то мы и узнаем как же называются эти слова.