kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самостоятельные и служебные части речи, конспект урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка данного урока рассчитана на учащихся 6- х классов и полностью соответствует требованиям ФГОС. Содержание данного урока заключает все необходимые этапы: повторение, изучение и закрепление нового материала. Урок рассчитан не только на развитие учащихся, но и на повышение интереса к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные и служебные части речи, конспект урока русского языка »



Урок изучения нового материала.



Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

- дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;

- отработать навыки распределения слов по разным группам;

- вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

Ход урока:



  1. Организационный момент.



Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Важность ее определяется тем, что в дальнейшем: в 5,6, 7-х классах вы будете более подробно и основательно изучать то, о чем мы сегодня начнем разговор. Поэтому от того, как вы поймете сегодняшнюю тему, во многом будет зависеть, насколько успешно будет проходить дальнейшее ваше знакомство с языком.

II. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.



Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика. Орфография».

Вопрос учителя:

- Что это за разделы?

Ответ ученика:

- Морфемика - раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему.

-Орфография-

Вопрос учителя:

- Какие еще разделы лингвистики вам известны?

Ответ ученика:

- Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация.

Вопрос учителя:

- Что изучает каждый из разделов?

Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

Вопрос учителя:

- Как называются эти группы?

Ответ ученика:

- Части речи.

Слайд 1

Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)

Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Запишите определение морфологии. Оно на экране.

Слайд 2.

Наука о частях речи существует давно. Прочитаем об этом в упражнении 459.

Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.



III.«Открытие» детьми нового знания.



(На экране слова)

Слайд 3.

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

звезды, сиять.

Вопрос учителя:

- Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?

Ответ ученика:

- Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться.

Верно. Те слова, которые записаны справа, называются

(дети смотрят на тему урока и верно выбирают правильное слово) самостоятельными.

Вопрос учителя:

- А те, которые слева?

Ответ ученика:

- Служебные.



IV. Этап осмысления.



Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

Вопрос учителя:

- Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

Ответ ученика:

- Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы.

Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

Слайд 4.

(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.

 существительное

 прилагательное

самостоятельные  числительное

 глагол

 местоимение

 наречие

 предлоги

служебные  частицы

 союзы



междометия



Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

Вопрос учителя:

- Приведите примеры из таблицы

Вопрос учителя:

- Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

Учащиеся отвечают.

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится прочитанный текст? Назовите его признаки.

Ответ ученика:

- Научный. Точность, лаконичность, отсутствие средств выразительности.



V.Подведение предварительных итогов.

Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.

VI. Первичное закрепление.

Слайд 5.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам –

Д… витесь, им, д… витесь!

(Не) привыкайте (к) н…бесам,

Гл…зами (к) ним т…нитесь

Приглядывайтесь (к) обла… кам,

Прислуш…вайтесь (к) птицам,

Прикладывайтесь (к) родникам -

Ничто (не) повт…рит..ся.

(За) мигом миг, (за) щагом шаг

Вп…дайте (в) изумленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)

Вопрос учителя:

- К какому стилю относится этот текст?

Ответ ученика:

- К художественному.

Вопрос учителя:

- В чем его отличие от научного?

Ответ ученика:

- Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

VII.Самостоятельная работа учащихся.

Дети работаю со 2 и 3-м. четверостишиям стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.



VIII.Подведение итогов.

Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самостоятельные и служебные части речи, конспект урока русского языка

Автор: Назарец Марина Валентиновна

Дата: 07.10.2014

Номер свидетельства: 117163

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) ": Конспект урока русского языка в 7 классе по тем:"Правописание частиц не ни "."
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiem-pravopisaniie-chastits-nie-ni"
    ["file_id"] => string(6) "247453"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446562252"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока русского языка в 5 классе"
    ["seo_title"] => string(41) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "636717"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1695013980"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока русского языка самостоятельные и служебные части речи."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekturokarusskoghoiazykasamostoiatielnyieisluzhiebnyiechastiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "297223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456155735"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по русскому языку на тему:"Самостоятельные и служебные части речи" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-samostoiatiel-nyie-i-sluzhiebnyie-chasti-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "195933"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427983545"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства