Просмотр содержимого документа
«Русский язык для 5 класса»
Технологическая карта урока 5 класс
Класс: 5
Учитель: Галаева Т.Р.
Тип урока: комбинированный
Дата______
Краткая аннотация.
Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как курс 5 класса – это повторение, то тема для учащихся не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соответствии со структурой данного типа и включает в себя следующие этапы:
1 – Организационный момент, где учащиеся были эмоционально и психологически настроены на урок.
2 – Актуализация знаний – проверка знаний в форме блиц-опроса.
3 – Постановка проблемы урока, на основе примеров должны сформулировать тему и цели урока.
4 – Построение проекта. С помощью творческого проекта (сочинить лингвистическую сказку) вспомнить по каким признакам делятся имена существительные на склонения. А потом сравнить с образцом, который дается в учебнике, применив метод инсерта.
5 – Физкультминутка, где основной целью является не только снятие утомления на уроке, но и в игровой форме проверить знания и умения.
6 – Первичное закрепление. Основываясь правилом в учебнике, составить алгоритм, а затем выполнить задание в парах с самопроверкой по эталону. В процессе работы найти орфограмму и сформулировать правило.
7 – Самостоятельная работа. Выполнить задание и найти изученную орфограмму, оценить свою работу. Задания делятся на 2 уровня: базовый и повышенный, по выбору учащихся.
8 – Рефлексия. Подвести итог урока и оценить свою работу.
9 – Домашнее задание также дается на выбор разного уровня.
На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Соответствие деятельности требованиям ФГОС: содержание урока: связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи; постановка проблемных вопросов; репродуктивная деятельность: «прочитай, вспомни, повтори» и поисковая – «объясни, оцени, сравни»; самостоятельная работа занимает не менее 50% времени урока; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуации при использовании знаний учащихся (создание лингвистической сказки); осуществление обратной связи с помощью сигнальных карточек; сочетание групповой, парной и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения (наличие заданий разного уровня); использование наглядного материала; формирование навыков самоконтроля и самооценки; чередование материала разной степени трудности; наличие физкультминутки.
Компоненты урока:
Технологическая карта урока.
Презентация к уроку.
Раздаточный материал.
Тема:Три склонения имён существительных.
Тип урока:комбинированный урок.
Цель урока:
Предметные:совершенствовать умение определять падеж, род и склонение имен существительных.
Метапредметные:
Развивать познавательные способности, логическое мышление (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы);
Умение грамотно и связно излагать свои мысли;
Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова), владеть разными видами чтения (ознакомительным, детальным).
Личностные:
Формировать положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
Умение слушать и слышать других, формулировать собственное мнение и аргументировать его, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Регулятивные:овладевать способностями понимать учебные задачи урока, отвечать на вопросы, оценивать свои достижения на уроке.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточка с текстом.
Планируемые результаты: учащиеся научаться определять склонение существительных; применять правило постановки Ь в существительных 3-го склонения.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Основная часть
Актуализация знаний (на основе изученного) – 3 мин.
Постановка проблемы урока. Формулировать тему урока, планирование деятельности – 5 мин.
Построение проекта – 10 мин.
Физкультминутка – 2 мин.
Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи – 12 мин.
Самостоятельная работа с самопроверкой – 7 мин.
Заключительная часть
Рефлексия. Самооценка – 4 мин.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Готовы ли вы к уроку?
Психологический настрой учащихся на урок.
Работа с сигнальными карточками.
Личностные УУД:
Внимание.
Уважение к окружающим.
Эмоциональный настрой на урок.
Актуализация знаний (на основе изученной темы)
- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках, в форме блиц-опроса:(слайд 2,3)
1. Имя существительное – это …
2. Имена сущ. бывают …
3. Постоянные признаки имён существительных?
4. Непостоянные признаки?
Отвечают на вопросы
Коммуникативные УУД:
1.Владеть монологической и диалогической речью.
2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.
Личностные УУД:
1.Самоконтроль
Познавательные УУД:
1.Проверка изученного
Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, планирование деятельности.
- Ребята, мы с вами продолжаем работу по изучению Имени существительного.
- А теперь посмотрите на доску.
Какой частью речи являются данные слова? На какие 3 группы можно их распределить?
(слайд 4)
Мышь, луна, дядя, лимон, день, море, дедушка, земля, облако, печь.
Поверка (слайд 5)
- Итак, как вы уже догадались тема сегодняшнего урока это?
Да, вы правы, запишите тему урока(слайд 6)
Определение цели урока (слайд 7)
- Посмотрев на тему урока, сформулируйте цели нашего урока?
- Имена существительные.
Распределяют слова по группам.
Записывают дату и тему урока «Три склонения имён существительных».
Цели:
1)Вспомнить, как определяются склонения существительных.
1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.
Построение проекта выхода из затруднения и реализация.
Работа в группах
- Ребята, вы смогли правильно «расселить», но не объяснили по каким признакам вы их распределили. Я предлагаю в сказочной форме объяснить, как существительные на 3 склонения поделились.
- Какие сказочные зачины вам известны?
- Прочитайте, что у вас получилось.
Проверьте себя, верно ли вы распределили.(слайд 8,9,10)
Работа с учебником.
- Откройте, пожалуйста, страницу 62 учебника и методом инсерта, прочитайте правило. Напоминаю: «!» - знал, «+» - новое, «?» - вызывает вопрос, « - « - думал иначе.
Проверка:
- Что вы знали?
- Что для вас новое?
- «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» и т.д.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
1.Строить связанное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;
2. Договариваясь, проектировать в группе учебную деятельность;
3. Обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме;
4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные УУД:
1.Искать пути решения проблемы.
Физкультминутка.
(Слайд 11)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, пришло время отдохнуть и заодно проверить, как вы усвоили материал.
Лингвистическая разминка.
- Я называю существительное, если
1 скл. – поднимаем руки вверх.
2 скл. – в сторону.
3 скл.- отпускаем.
1 скл. - река, дедушка, деревня.
2 скл. – дом, облако, море.
3 скл. – ночь, степь, мышь.
Выполняют гимнастику.
Познавательные УУД:
1.Проверка знаний и умений.
Личностные УУД:
1.Снять напряжение и утомление на уроке.
Первичное закрепление изученного с проговариванием во внешней речи, с самопроверкой по эталону.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание: Выпишите существительные, распределяя их в 3 столбика по типам склонений.
- Но чтобы выполнить данное задание, мы должны с вами составить алгоритм.
Составление алгоритма (слайд 12)
Слайд 13.
Пять тетрадей, разгрузить машину с цементом, накормить супом, любоваться новогодней елью, построить шалаш(?), покормить доч(?), много груш(?).
Проверка (слайд 14), проговаривая слова согласно алгоритму.
Работа с сигнальными карточками.
- Оцените работу своего товарища на листах самооценки по 5 б. системе.
Наблюдение и сравнение (слайд 15,16,17)
- Изучение склонений имен существительных играют важную роль. В данном заданий вы увидели орфограммы. От чего зависит выбор ставится Ь или не ставится?
Сформулируйте правило и приведите примеры из выполненного задания.
Выполняют задание в парах.
Составление алгоритма:
Поставить в начальную форму (И.п., ед.ч.).
Определить род.
Выделить окончание.
По роду и окончанию определить склонение.
Работа с сигнальными карточками.
Оценивают работу товарища.
«Ь после шипящих на конце слова»
Пишется Ь:
У сущ. 3 склонения.
Не пишется Ь:
У сущ. 1 и 2 склонения
У сущ. в Р.п. мн.ч.
Познавательные УУД:
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную;
2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД:
1.Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2.Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3.Оказывать взаимопомощь, осуществлять контроль.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа.
- На партах лежат карточки с заданием.
1 (базовый уровень)
Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.
Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)
Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).
Проверка.
- Молодцы, а теперь оцените свою работу в «Оценочных листах» по 5 б. системе.
Каждый самостоятельно работает.
Самооценка.
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
2. Проверка знаний и умений.
Коммуникативные УУД:
1.Осуществлять контроль.
Итог урока. Рефлексия (слайд 18).
- А теперь подведем итог нашей работы.
- Какую цель ставили на урок?
- Добилисьмы поставленной цели?
На слайде:
Сегодня на уроке я научился…
Какие трудности встретились?
Своей работой на уроке я …
- Оцените свою работу на уроке.
- Чью работу вы можете сегодня оценить? Прокомментируйте.
Учитель выставляет отметки за конкретные виды работы отдельным ученика на основе их самооценки.
- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
- Повторить склонения имен существительных.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу в «Оценочных листах» и сдают на проверку учителю.
Регулятивные УУД:
1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;
2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.
Коммуникативные УУД:
1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;
2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
3. Строить связанное монологическое высказывание
Познавательные УУД:
1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;
Домашнее задание (слайд 19,20)
- Домашнее задание дается на выбор двух уровней – базовый и повышенный.
Тексты распечатаны.
1 (базовый уровень)
Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.
В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.
2 (повышенный уровень)
Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.
е
Образец:
Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)
Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .
Записывают домашнее задание.
Раздаточный материал:
1 (базовый уровень)
Определите склонение, раскройте скобки и выделите окончание.
Товарищ(?), крыша, карандаш(?), доч(?), колено, блюдо, трава, ноч(?), яблоня, малыш(?), стыд, счастье, радость, много задач(?), возле дач(?)
Летние ноч(?) коротки. Скоро первые лучи со...нца заглянули в палатку и разбудили меня. Мой товарищ(?) забрался под плащ(?) и крепко спал. Я достал мяч(?) и вышел. Поглядел на шалаш(?), где спал сторож(?). Я пош…л на реч(?)ку. На берегу от ветра шуршал камыш(?).
Домашнее задание.
1 (базовый уровень)
Выписать имена существительные из текста, определить склонение и выделить окончание.
В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей.
2 (повышенный уровень)
е
Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.
Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)
Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… .
Список литературы:
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013.
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. : учебник. – 10-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. Для учителя / Г.А. Богданова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2013.
Влодавская Е.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 кл.» / Е.А. Влодавская. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Экзамен», 2014.