kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык как развивающееся явление

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом классе первый урок русского языка посвящён роли языка в жизни общества. Тема этого урока в 7 классе "Русский язык как развивающееся явление". Цель этого урока - показать развитие и совершенствование русского языка, его изменения в словарном, грамматическом и звуковом строе; способствовать выявлению основных тенденций развития языка; привитие интереса к изучению русского языка, воспитание внимательного отношения к слову. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык как развивающееся явление»


Тема урока « Русский язык как развивающееся явление »

Цели:

  1. показать развитие и совершенствование русского языка, его изменения в словарном, звуковом и грамматическом строе;

  2. способствовать выявлению основных тенденций развития языка;

  3. прививать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.

Тип урока : вводный урок


СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I Психологическая установка.

II. Актуализация

1. Слово учителя

Язык любого народа, в том числе и русского, не остаётся неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе.

Грамматика СРЯ очень сильно отличается от древнерусского языка. Многие формы изменения частей речи покажутся вам необычными. Однако в СРЯ вы нередко сталкиваетесь с напоминаниями об этих старинных формах. Например, у имени существительного было целых 6 типов склонения! В современном языке система склонения стала проще. Мы не можем сказать во мн.числе неба и чуда ( как окна), а говорим небеса и чудеса, т.к. слово небо и чудо имели раньше другой тип склонения, чем слово окно . Категория числа имела не две формы – ед.и мн.ч., а три – ед., двойственное и мн.ч. Двойственное число употреблялось, если речь шла о двух предметах. Двойственное число употреблялось до 14 века. Когда же оно исчезло, у многих слов в качестве формы мн.числа осталась как раз форма двойственного числа. Например, ещё во времена Пушкина говорили не дома, а домы, не города, а городы.

Происходит также изменение рода у некоторых существительных.


2. Укажите, какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими.

А) Он сидел у рояля и перелистывал ноты. И на покорную рояль властительно ложились руки.

Б) Ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки. За тополью высокой я вижу там окно.

В) Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Лицо Анны закрыто вуалем.


Слово учителя

Падежей в русском языке было семь. Местный падеж, его значение места стало потом одним из значений предложного падежа. И звательный падеж, который употреблялся при обращении. Вероятно, вам знакомы такие слова, как отче, сынку.

В сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке» автор употребляет существительное в звательном падеже. Назовите его.


Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания.

Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче


Слово учителя

Всё это формы звательного падежа. Сейчас в русском языке грамматически различаются одушевлённые и неодушевлённые существительные: увидеть брата, но увидеть стол. В древности такого различия не было.

Изменения в звуковом строе протекают очень медленно. Их обнаруживают учёные-лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка. Так, например, учёные обнаружили , что звук Ф, как и буква Ф, - греческого происхождения, ранее в РЯ не существовали. Слова ФАБРИКА, МОРФОЛОГИЯ нерусского происхождения.

Тот вид, который наш язык имеет сегодня, - это результат огромного пути, пройденного языком. Грамматика изменяется не так быстро, как лексика, но даже в ней со временем произошли значительные перемены.


III. Формирование новых понятий и способов действий.

Слово учителя

Лексика же так изменчива, что современному читателю трудно понять слова из текстов не только 12 века, но и 16 века, да и многие тексты 19 века требуют комментариев. С древних времён совершенно изменились в РЯ название месяцев года. Наши предки использовали славянский календарь, в котором новый год наступал в марте. Потом начало года устанавливали 1 сентября, и лишь при Петре I этим днём стало 1 января. Славянские названия месяцев были такими: январь – просинец ( восходит к глаголу СИЯТЬ, т.е. указывает на прибавление солнечного света); февраль – сечень или снежен; апрель – березозор (связано с созреванием берёзового сока); май – травень; июль – червень или липец ( в это время собирали насекомых, из которых делали красную краску, имя насекомых червец, отсюда червленый – тёмно-красный цвет); август – зареви или серпень, октябрь – листопад; декабрь – студен.

Расширение лексического состава может происходить и за счёт использования в речи переосмысленных слов и выражений: дворец, утренник, четверть.


-Дайте толкование этих слов в прежнем и современном значении.


Обращение к общечеловеческим нравственным качествам потребовало нового осмысления таких старых слов, как благотворительность, милосердие, великодушие.

- Как вы понимаете значение этих слов? Составьте с ними словосочетания и предложения. (общество милосердия, благотворительный концерт, человеческое великодушие)

- Какие факторы, по-вашему, влияют на лексические изменения в языке? ( политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники).

- Приведите примеры таких слов. ( компьютер, спонсор, модем и др.)

- Как называются новые слова, появившиеся в языке? (неологизмы)

Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться, язык служит не только средством общения между людьми, но и средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем мире.


IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Чтение текста упр.7 (беседа по тексту упр.7)

2. Запись предложения и составление схемы.

В.Г.Белинский утверждал: «Язык живёт вместе с жизнью народа».

- Докажите верность утверждения В.Г.Белинского, приведите примеры.


3. Словарная работа

Чтение статьи на с.3

Запись в словарь трудных слов факс, модем, ксерокопировать.

Найдите значение слов ФАКС и МОДЕМ в толковом словаре учебника и составьте с ними словосочетания или предложения.


4. Упр. 3, работа с этимологическим словарём. Этимология слова ИСКОННЫЙ.


V. Этап информации о домашнем задании

Параграф 1, упр.8, упр.9 (устно)


VI. Подведение итогов урока


VII. Этап рефлексии



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Русский язык как развивающееся явление

Автор: Маланина Лариса Александровна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта по русскому языу как развивающееся явление."
    ["seo_title"] => string(74) "tekhnologicheskaia_karta_po_russkomu_iazyu_kak_razvivaiushcheesia_iavlenie"
    ["file_id"] => string(6) "580981"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621492809"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 5-7 классы (ФГОС) к ученику Т.А.Ладыженской"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_po_russkomu_iazyku_5_7_klassy_fgos_k_uchieniku_t_a_ladyzhie"
    ["file_id"] => string(6) "429344"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1506144405"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока русского языка "Русский язык как развивающееся явление""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokarusskoghoiazykarusskiiiazykkakrazvivaiushchieiesiaiavlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "271181"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451394912"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русские поэты о языке и речи. "
    ["seo_title"] => string(122) "rol-iazyka-v-zhizni-obshchiestva-iazyk-kak-istorichieski-razvivaiushchieiesia-iavlieniie-russkiie-poety-o-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "131087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416072800"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "220909"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434960765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства