Тема урока « Русский язык как развивающееся явление »
Цели:
показать развитие и совершенствование русского языка, его изменения в словарном, звуковом и грамматическом строе;
способствовать выявлению основных тенденций развития языка;
прививать интерес к русскому языку, внимательное отношение к слову.
Тип урока : вводный урок
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I Психологическая установка.
II. Актуализация
1. Слово учителя
Язык любого народа, в том числе и русского, не остаётся неизменным. Изменения происходят как в словарном составе, так и в звуковом и грамматическом строе.
Грамматика СРЯ очень сильно отличается от древнерусского языка. Многие формы изменения частей речи покажутся вам необычными. Однако в СРЯ вы нередко сталкиваетесь с напоминаниями об этих старинных формах. Например, у имени существительного было целых 6 типов склонения! В современном языке система склонения стала проще. Мы не можем сказать во мн.числе неба и чуда ( как окна), а говорим небеса и чудеса, т.к. слово небо и чудо имели раньше другой тип склонения, чем слово окно . Категория числа имела не две формы – ед.и мн.ч., а три – ед., двойственное и мн.ч. Двойственное число употреблялось, если речь шла о двух предметах. Двойственное число употреблялось до 14 века. Когда же оно исчезло, у многих слов в качестве формы мн.числа осталась как раз форма двойственного числа. Например, ещё во времена Пушкина говорили не дома, а домы, не города, а городы.
Происходит также изменение рода у некоторых существительных.
2. Укажите, какие формы рода выделенных существительных являются устаревшими.
А) Он сидел у рояля и перелистывал ноты. И на покорную рояль властительно ложились руки.
Б) Ветка тополя уже выбросила бледно-жёлтые клейкие листочки. За тополью высокой я вижу там окно.
В) Жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль. Лицо Анны закрыто вуалем.
Слово учителя
Падежей в русском языке было семь. Местный падеж, его значение места стало потом одним из значений предложного падежа. И звательный падеж, который употреблялся при обращении. Вероятно, вам знакомы такие слова, как отче, сынку.
В сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и золотой рыбке» автор употребляет существительное в звательном падеже. Назовите его.
Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания.
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Слово учителя
Всё это формы звательного падежа. Сейчас в русском языке грамматически различаются одушевлённые и неодушевлённые существительные: увидеть брата, но увидеть стол. В древности такого различия не было.
Изменения в звуковом строе протекают очень медленно. Их обнаруживают учёные-лингвисты, которые сопоставляют тексты, написанные в разные периоды существования языка. Так, например, учёные обнаружили , что звук Ф, как и буква Ф, - греческого происхождения, ранее в РЯ не существовали. Слова ФАБРИКА, МОРФОЛОГИЯ нерусского происхождения.
Тот вид, который наш язык имеет сегодня, - это результат огромного пути, пройденного языком. Грамматика изменяется не так быстро, как лексика, но даже в ней со временем произошли значительные перемены.
III. Формирование новых понятий и способов действий.
Слово учителя
Лексика же так изменчива, что современному читателю трудно понять слова из текстов не только 12 века, но и 16 века, да и многие тексты 19 века требуют комментариев. С древних времён совершенно изменились в РЯ название месяцев года. Наши предки использовали славянский календарь, в котором новый год наступал в марте. Потом начало года устанавливали 1 сентября, и лишь при Петре I этим днём стало 1 января. Славянские названия месяцев были такими: январь – просинец ( восходит к глаголу СИЯТЬ, т.е. указывает на прибавление солнечного света); февраль – сечень или снежен; апрель – березозор (связано с созреванием берёзового сока); май – травень; июль – червень или липец ( в это время собирали насекомых, из которых делали красную краску, имя насекомых червец, отсюда червленый – тёмно-красный цвет); август – зареви или серпень, октябрь – листопад; декабрь – студен.
Расширение лексического состава может происходить и за счёт использования в речи переосмысленных слов и выражений: дворец, утренник, четверть.
-Дайте толкование этих слов в прежнем и современном значении.
Обращение к общечеловеческим нравственным качествам потребовало нового осмысления таких старых слов, как благотворительность, милосердие, великодушие.
- Как вы понимаете значение этих слов? Составьте с ними словосочетания и предложения. (общество милосердия, благотворительный концерт, человеческое великодушие)
- Какие факторы, по-вашему, влияют на лексические изменения в языке? ( политические события, расширение экономических и культурных связей с другими странами, развитие науки и техники).
- Приведите примеры таких слов. ( компьютер, спонсор, модем и др.)
- Как называются новые слова, появившиеся в языке? (неологизмы)
Таким образом, язык представляет собой исторически развивающееся явление. Однако, развиваясь, он сохраняет то, что составляет его основу. Благодаря способности сохранять свою основу и одновременно развиваться, язык служит не только средством общения между людьми, но и средством хранения и передачи другим поколениям знаний об окружающем мире.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Чтение текста упр.7 (беседа по тексту упр.7)
2. Запись предложения и составление схемы.
В.Г.Белинский утверждал: «Язык живёт вместе с жизнью народа».
- Докажите верность утверждения В.Г.Белинского, приведите примеры.
3. Словарная работа
Чтение статьи на с.3
Запись в словарь трудных слов факс, модем, ксерокопировать.
Найдите значение слов ФАКС и МОДЕМ в толковом словаре учебника и составьте с ними словосочетания или предложения.
4. Упр. 3, работа с этимологическим словарём. Этимология слова ИСКОННЫЙ.
V. Этап информации о домашнем задании
Параграф 1, упр.8, упр.9 (устно)
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии