Тема | Русский язык как развивающееся явление. |
Цель | Дать понятие о русском языке как о развивающемся явлении |
Задачи | Образовательные: дать представление о новом понятии, выработать необходимые умения, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, активизировать познавательную активность Воспитательные: вовлечь в активную познавательную деятельность, совершенствовать навыки общения Развивающие: развивать фонематический слух, продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры, развивать умение работать с литературой, таблицами |
Формируемые УУД | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия Предметные: Метапредметные: понимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; воспроизводить и применять правила работы в парах, группе; контролировать свои действия при решении познавательной задачи; оценивать свою работу на уроке; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий |
Основные понятия | Русский язык как развивающееся явление. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | ПК учителя; медиапроектор; презентация по теме; плакат; принтер; учебник; рабочая тетрадь; программное обеспечение; УМК раздаточный материал; словари; сетевые ресурсы |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. | Подводит к постановке целей | Ставят цели урока. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. В ходе решения проблемной задачи дети записывают в тетради цель урока | В начале урока на доске записан эпиграф к уроку (высказывание Белинского). Учитель обращает внимание учащихся запись на доске, ставя перед учащимися проблемную задачу, рассказать, кто такой Белинский и что означают его слова. (после ответа учащихся на электронную доску выводится биографическая справка о деятельности Белинского). После ответов на вопросы учитель озвучивает цели урока и организует деятельность учащихся по постановке индивидуальных целей на урок. | Формулирование познавательной цели анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений доказательство | Целеполагание. Планирование. Контроль. Оценка. Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения. |
II. Актуализация знаний Цель. актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Мотивирует к актуализации знаний | Восстанавливают полученные ранее знания . | | Моделирование; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей; их обоснование | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подводит к формулированию учебной задачи урока и темы урока | Формулируют учебную задачу урока и тему урока | | Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия |
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. | Подводит к «Открытию» учащимися новых знаний. Учитель задаёт детям вопросы, направленные на установление вывода, что развитие и изменение языка происходит во всех разделах языкознания. Организует деятельность учащихся для практического подтверждения этого вывода выполняются упражнения из учебника . Организует деятельность учащихся по записи выводов в тетрадь. | Строят работу в форме, необходимой для достижения целей по «Открытию» новых знаний. Дети отвечают на вопросы учителя, делая вывод, что изменения происходят во всех разделах языкознания. На практике закрепляют полученную информацию ( при этом учащиеся должны разделиться на несколько групп: более сильные учащиеся самостоятельно выполняют упражнения, их ответы записываются всеми учащимися в качестве выводов) | | Построение логической цепи рассуждений; начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство выдвижение гипотез и их моделирование | Способность сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания, формирование навыка правильного написания | | | | Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство выдвижение гипотез и их обоснование | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. мотивировать учащихся к деятельности; координировать деятельность учащихся; контролировать выполнения заданий самоконтроль усвоения знаний. | Предлагает задания для с.р. | Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой | | Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. | Умение проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения. |
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала. | Подводит к необходимости включить новые знания в систему изученного материала. | Способны включить новые знания в систему изученного материала. | . | Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Активное использование средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Готовность слушать собеседника и вести диалог. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; стремиться открывать новое знание, новые способы действия |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. оценить результаты собственной деятельности | Предлагает работу по рефлексии | Оценивают успешность своей работы на уроке | | Моделирование; анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование | Понимание термина "Нравственно-этического оценивания» Умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. |
IX. Д/з. | Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение выполнения домашнего задания: | Слушают учителя. Записывают домашнее задание | | | |