Данная разработка представляет собою творческий проект "Роскошь человеческого общения ",который способствует формированию культуры сотрудничества,сотворчества во внеурочной деятельности. Данное занятие помогает развитию навыков толерантного поведения,повышению коммуникативной культуры. В ходе занятия класс делится на три творческие группы :литераторы, психологи, актеры . Занятие начинается с интерактивной беседы,в ходе которой выявляется, что такое общение и какова его роль в жизни, Затем разыгрываются ролевые сценки : "Исповедь "," А он мне нравится ", "Прогнозируем поступок", " Я тебя понимаю "," Войди в положение другого ".На этапе рефлексии учащиеся защищают творческие проекты, вырабатывают правила хорошего общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роскошь человеческого общения" »
Творческий проект «Роскошь человеческого общения»
Цели проекта:
воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях
развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества
развитие умения работать с информацией, формировать проблемы и находить пути их решения
развитие критического мышления
Задачи:
формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества во внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах.
Целевая группа: возраст 13- 14 лет
Подготовила:
классный руководитель
8 класса Боровской СОШ
Хлыстова Э.А.
1.Психологический настрой. Знакомство. Акция «Возьмемся за руки друзья.
Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, пожелаем здоровья. Скажем друг другу: «Здравствуйте», порадуемся сегодняшнему дню.
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе. Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Давайте знакомиться. Назовите свое имя и прибавьте к нему прилагательное, которое отражает черту вашего характера или поведения и обязательно начинается на первую букву вашего имени. Меня зовут Эмма Александровна, я эмоциональная.
Продолжайте…
Я приглашаю вас к деловому общению в нашу творческую мастерскую.
-Займите свои рабочие места по желанию (по табличкам, которые вы видите на столиках), в зависимости от того, какую роль вы сегодня хотите сыграть: литератора, психолога, актера.
2. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.
«Мозговой штурм» (беседа по вопросам, обсуждение в группе ( 2 минуты).
-Чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая яблоня от культурной, сортовой яблони?
- А чем отличаются дикие люди от культурных?
- Как можно помочь яблоне стать культурной? (Сделать прививку).
- А как помочь человеку? Какую прививку сделать? ( Научить культурно общаться, привить хорошие манеры).
-Что такое общение?
(Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями, способ передачи чувств радости, гнева. Один из способов общения – это беседа).
- А что такое беседа?
(Разговор одного человека с двумя или более людьми)
Беседа – это разговор на одну тему).
-Как вы думаете, без чего невозможна беседа?
(Без слов, речи, букв, языка и т.д.)
Итак, «Общение – деловая или дружеская связь». (Словарь толковый С. И. Ожегова.)
Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали, поддерживали. «Счастье – это когда тебя понимают» – говорил герой фильма «Доживем до понедельника». Возраст 13–14 лет особенно остро нуждается в полноценном общении. «Вдруг я не такой, как все? Вдруг я такой, как все?» Общение существует не ради общения как такового. В общении мы узнаем людей, показываем себя.
3.Работа в группах. Проблемные ситуации.
1 группа «Литературная»
-А что говорят об общении ученые, писатели? Прочтите высказывание и объясните, как вы его понимаете?
«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». (А. Сент-Экзюпери.)
«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди окажутся гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». (К. Г. Паустовский.)
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли». (А.П.Чехов)
2 группа «Психологическое исследование».
- Удовлетворяют ли вас формы общения в классе, между учениками и учителями, дома?
– О каком общении и с кем вы мечтаете?
– Что вы больше всего цените в общении?
– Ощущаете ли вы взаимопонимание со стороны своих друзей?
Задание 1.«Исповедь».
Выслушайте исповедь и дайте совет.
«В классе у меня не было друзей. Мне было очень трудно. Иногда я не могла сдерживаться и плакала. У них много своих общих интересов. Я им не нужна. Я не могу подойти к ним. Вдруг подумают, что я навязываюсь?»
Задание 2. «А он мне нравится».
Выбрать одноклассника, который вам симпатичен, написать на листочке 5 качеств, которые вам в нем нравятся, и сдать листочек. Задача для всех: о ком идет речь?
Задание 3. «Прогнозируем поступок».
Попросить выйти из класса несколько человек, зачитать ситуацию оставшимся. Попросить учащихся сказать, как поступит каждый из вышедших. Затем пригласить вышедших обратно, ознакомить с ситуацией, сверить ответы. (Ситуация: вместо 5 уроков по расписанию поставили 7. Ваша реакция).
Задание 4. « Я тебя понимаю».
– Посмотрите друг другу в глаза. Попробуйте определить в каком настроении ваш товарищ.
Самое главное – умение понять друга и видеть, что он тоже тебя понимает.
3 группа « Режиссеры и актеры».
-Довольны ли вы тем, как пообщались друг с другом?
Нужно учиться общаться так, чтобы не только не вызывать у окружающих неприязни, но и быть приятным и нужным. Быть лидером, обладать харизмой и внутренним обаянием, всего этого невозможно достичь, не научившись общаться по правилам.
Давайте попробуем проверить себя в нескольких ситуациях общения.
«Войди в положение другого».
Игра 1. Двум ученикам предлагают разыграть сценку: учитель и ученик беседуют по поводу ухудшения успеваемости ученика.
Игра 2. Ученик в роли учителя убеждает класс выйти на пришкольный участок ( у ребят в это время кружки или секции).
Игра 3. Два ученика играют сценку встречи классного руководителя и родителя одного из нерадивых учеников ( получает двойки, пропускает уроки).
-Удалось ли участникам диалога перевоплотиться и войти в роль? Благодаря каким правилам общения?
4. Поиск доказательства. Что предполагает культура общения?
- Так есть ли правила хорошего общения? Выведите в своей группе правила хорошего общения, опираясь на памятки.
В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что культура общения предполагает:
· внешнюю сторону (скромность, тактичность, ненавязчивость, соблюдение основных правил хорошего поведения);
· внутреннюю (на основе каких интересов ведется общение и к чему оно сводится);
· общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей, видеть достоинства тех, кто по каким-то причинам лишен внешней
Правила хорошего общения:
• Терпение. • Внимание. • Взаимопомощь и вежливость. • Всегда и во всем поступай по совести. • Уважай мнение другого человека, даже если ты с ним не согласен. • Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. • Заботься обо всех живых: и о людях, и о животных, только тогда сможешь быть добрым. • Старайся не нарушать библейские заповеди. • Не обижай никого ни словом, ни делом. • Все отношения строить только на доверии. • Делай добро, и оно вернется к тебе.
5. Защита проекта. Оформление результата.
-Что вы считаете самым важным в общении? Напишите свой ответ на листочек дерева.
-Давайте по очереди прочитаем правила общения и прикрепим на наше грустное дерево.
-Спасибо. Посмотрите, как оно расцвело! Может, наступила весна? Оно согрето вашим теплом и стало деревом Дружбы.
- Значит, мы с вами можем обобщить, что меняется эпоха, меняются вкусы и пристрастия, но остаются неизменными моральные качества и ценности человека.
6.Рефлексия:
Я хочу предложить вам написать синквейн – это стихотворение, состоящее из 5-ти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме.
Порядок написания:
Ключевое слово
2 прилагательных, характеризующих данное понятие
3 глагола, показывающих действие понятия
Короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение (фраза)
1 слово (сущ.), через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием (синоним).
Встаем в круг. Читаем синквейны.
Общение.
Теплое, ласковое.
Радует, согревает, сближает.
Солнечный лучик.
Волшебство.
Пусть эти смайлики напоминают вам о нашей встрече.