Роль семьи и воспитателя в развитии речи дошкольников.
Роль семьи и воспитателя в развитии речи дошкольников.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок,- уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль семьи и воспитателя в развитии речи дошкольников.»
Публикация Роль семьи и воспитателя в развитии речи дошкольников.
Толстопятова Анна Анатольевна
Воспитатель
МДОБУ Детский сад №12 ЛГО
Роль семьи и воспитателя в развитии речи дошкольников.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок,- уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.
Жизненная обстановка для развития ребёнка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Строгое выполнение дня способствует хорошему физическому развитию и здоровью. Со здоровым ребёнком легче установить общение, он активен и восприимчив, у него чаще и в большем объёме проявляются речевые реакции. Правильное чередование сна, питания, бодрствования позволяет планомерно проводить педагогическую работу, в первую очередь по развитию речи.
В первые три года речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: В режимные моменты, в самостоятельной игре, на специально организованных занятиях. Эти формы жизнедеятельности отличаются друг от друга по типу взаимоотношений взрослого и малыша. Обучающая роль взрослого наиболее чётко выражается в режимных моментах и на занятиях.
Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого не возможно установить с ребёнком тесный контакт и развивать его речь.
Воспитательные воздействия должны проводиться постоянно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всесторонним развитии у них будет своевременно формироваться речь.
В процессе воспитания и обучения необходимо развивать разнообразные формы активности ребёнка в различных видах его деятельности. Активность должна проявляться и в моменты восприятия речи.
Для детей младшей группы общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такие взаимоотношения взрослого с ребёнком, которые включают обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на это обращение. В результате малыш не только пассивно воспринимает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребёнка: эмоциональное общение; общение на основе понимания им интонаций голоса, мимики, жестов. Движений, действий, а затем и речи взрослого, собственно речевое общение.
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляют к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношения: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, небыстрой, чёткой и не мгословной.
Цели и задачи:
Для того, чтобы обеспечить необходимый уровень речевого развития, я ставлю следующие цели:
Во-первых, интенсивное развитие у ребёнка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами и т. п.).
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
Из этих целей вытекают конкретные задачи:
1. Словарная работа – обогащение, уточнение и активизация словаря. Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения ребёнком слов-названий предметов, действий, качеств, отношений: · Может понимать слово, но не использовать его в речи; · Узнаёт и показывает предметы (действие, качество и др.) лишь в привычных для него в словосочетаниях (ножницы нужны, чтобы «стричь ногти»); · Понимает и правильно использует слова в любых, доступных для него связях и отношениях. К трём годам в словарном запасе ребёнка есть почти все части речи (имена существительные, глаголы, наречия, имена прилагательные, числительные, местоимения); служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.
2. Помощь ребёнку в овладении грамматической структурой речи: правильное употребление падежных форм имён существительных (без предлогов, с предлогами), различие единственного и множественного числа имён существительных; правильное употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени.
3.Воспитание звуковой культуры речи. У большинства детей 2-4 лет речь характеризуется недостаточно отчётливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных звуков более простыми, например, твёрдых свистящих – мягкими, шипящих-свистящими или переднеязычными Т (Т), Д (Д) и т. п. 4. Воспитание желания и потребности слушать произведения художественной литературы, рассматривать рисунки в книгах.