1. Организационное начало урока Деление класса на группы. Психологический настрой: Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней работой. Опустите ладошки Что вы подарили соседу? (ответы учащихся) Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился светом и счастьем. - Сегодня мы с вами ребята отправимся в путешествие по городу «Знаний о словах». Цель нашего путешествия: обобщить знания об имени существительном; мы будем выполнять различные задания по определению падежей имён существительных. 2. Повторение пройденного материала 1) Подготовка к обобщающей деятельности. На доске таблица со словами: (МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ) Моро… (з) ... втобус (а) Ко…байн (м) М…тель (е) С….стье (ча) Лес…ница (т) М…дведь (е) Со…нце (л) Ил…я (ь) Ван…а (н) Утр... (о) - Запишите слова. Соедините пропущенные буквы по порядку и прочитайте. -Какое слово получилось? Замечательно - Поставьте ударение в этом слове. - Разделите на слоги. - Сколько букв в слове? Сколько звуков? Почему букв больше, чем звуков? ( Дети ещё раз прочитывают слово) - Это оценка вашей выполненной работе.
А) Что общего у слов, записанных в таблице? (Они все имена существительные) Б) Что такое имя существительное? (Это часть речи) Задание №1 1. По вопросам различают одушевленные и неодушевленные существительные. -Различают собственные и нарицательные существительные. 2.Подберите к нарицательным именам существительным собственные. Река … Город … Собака … Село … Мальчик … -Подберите к собственным именам существительным нарицательные. Гималай... Караганда... Иртыш ... Дамира...
3. Определите род имён существительных и запишите их в нужный столбик. 1 гр 2 гр 4.Измените по числам имена существительные. 1 гр: лица, косы, ручки, окна, коробки, уроки, учебники, классы. 2 гр: друг, книга, фотография, стол, цветок, звезда, тетрадь, крокодил. Вывод: Ребята, перечислим постоянные признаки имён существительных и назовём непостоянные. 3. Новая тема - В одном из микрорайонов города слова строят высокий дом, в нём живут мама - склонение и шесть её сыновей – падежей. Живущие в городе слова очень любят ходить в гости к падежам, но зайти в комнаты к падежам не так уж просто. Чтобы открыть дверь, нужно правильно ответить на вопрос и выполнить задание. На верхнем этаже живёт именительный падеж. Вспомните, на какие вопросы отвечает именительный падеж? Он самый старший и предпочитает быть главным членом предложения. Каким членом предложения являются слова в именительном падеже? (подлежащим) Этажом ниже живёт другой падеж – родительный. Задание № 2 ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ (индивидуальная работа) -Назовите имена существительные в родительном падеже. -На какие вопросы отвечают имена существительные в родительном падеже? 1 гр: 1)Это мальчик Это книга. Это книга чья? у кого? Мальчика. У мальчика.
2) Это олень. Это рога. Эти рога у кого? У оленя. Чьи? оленя.
3) Это девочка. Это коса. Эта коса чья? девочки. У кого? у девочки.
4) Это Гульмира. Это платье. Это платье чьё? Гульмиры у кого? у Гульмиры. 2 гр: 5) Это мышь. Это кубик. Это кубик чей? мыши кого? мыши.
6) Это море. Это берег. Это берег чего? Моря.
7) Это солнце. Это лучи. Это лучи чьи? солнца чего? солнца. 8) Это бабушка. Это дом. Это дом кого? чей? бабушки. ВЫВОД: Существительные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания –а,-я, а существительные женского рода – окончания –ы,-и. Вспомогательным словом в родительном падеже служит слово –нет. Задание № 3 Составление словосочетания 1 группа съехал с (горка), взял у (друг) добрался до (город), пошел без (куртка) добежал до (калитка), остановился около (дом) написал без (ошибка), выпрыгнул с (машина) 2 группа приготовил для (брат), вышел без (шапка) улыбнуться от (радость), тетрадь для (изложение) отплыл от (берег), слез с (машина) пришел из (школа), прыгал от (счастье) Задание № 4 Работа с ошибочными предложениями. – Сейчас проверим, умеете ли вы правильно употреблять слова в родительном падеже. Составьте предложения из данных слов, правильно изменяя слова. Обозначьте окончание существительных, определите род. не бояться, Лена гроза Наташа, кусочек, сахар, взять Алёша, не видеть, никогда, беркут Мама, подарок, купил, Миша, для Мы, ждем, все, зима, окончанния С, подул, ветер, холодный, север Работа, Алеша,после в, кино пошел Задание № 5 Работа по учебнику. (стр.128 упр.294) Существительные в И. п. в предложении является главным членом- подлежащим, в других падежах Р.п, Д.п., В.п, Т.п, П.п, в предложении бывают второстепенными членами-дополнением, обстоятельством. Подведение итога урока – А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант. Я буду говорить утверждения, если вы с ним согласны – ставите +, если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–». 1. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? 2. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета 3. Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые. 4. Существительные в именительном падеже являются подлежащими. 5. Астана, Алматы, Сарыагач, Марат, Жучка- это нарицательные существительные. 6. Изменение имён существительных по падежам называется склонением. 7. В русском языке семь падежей. 8. Существительные мужского рода и среднего рода в родительном падеже имеют окончание- ы, и. 9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что?, а неодушевленные – на вопрос кто? 10. Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами. Самопроверка: + - + + - + - - - + |