Цели урока: дать учащимся общее представление о речевом этикете, обучать грамотному общению в разных ситуациях, формировать культуру речи. Расширять и углублять предметную компетенцию учащихся. Воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры. В. А. Сухомлинский
На доске написана тема урока.
Ход урока
I.Организационный момент.
IIАктуализация опорных знаний.
1 Проверка домашнего задания
2 Интерактивное упражнение «Закончи мысль»
1.Из всех способов общения между людьми самый главный-….(словесный).
2.Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся….(устной формой речи).
3.Когда мы пишем и читаем, пользуемся ….(письменной формой речи).
IIIМотивация учебной деятельности. Ознакомление с темой и целью урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет. Основные правила общения»
Урок развития речи в 5-м классе на тему: «Речевой этикет. Основные правила общения».
Учитель русского языка и литературы
Перкова Ирина Николаевна
Цели урока: дать учащимся общее представление о речевом этикете, обучать грамотному общению в разных ситуациях , формировать культуру речи. Расширять и углублять предметную компетенцию учащихся. Воспитывать личность, способную убедительно и грамотно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
Речевая культура человека - зеркало его духовной культуры. В. А. Сухомлинский
На доске написана тема урока.
Ход урока
I.Организационный момент.
II Актуализация опорных знаний.
1 Проверка домашнего задания
2 Интерактивное упражнение «Закончи мысль»
1.Из всех способов общения между людьми самый главный-….(словесный).
2.Когда мы говорим и слушаем, мы пользуемся….(устной формой речи).
3.Когда мы пишем и читаем, пользуемся ….(письменной формой речи).
III Мотивация учебной деятельности. Ознакомление с темой и целью урока.
Обращение учителя к детям
-Ребята, мы с вами живём в мире новейших достижений техники ,мире больших возможностей для развития человека .Например, можно свободно путешествовать и получать любую информацию из Интернета .Но ,к сожалению, в нашем мире происходит снижение уровня речевой культуры. Речевые нормы требуют от нас бережного отношения к слову. Цель нашего урока - приобретение таких знаний и умений, которые помогут нам в любой ситуации речевого общения чувствовать себя комфортно.
А для чего надо уметь общаться? Как вы думаете? Что является важнейшим средством общения? (Язык)
а) Запись в тетрадь. Язык – важнейшее средство общения.
Вывод: чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, нам надо знать и употреблять особые слова, “волшебные”, т.е. этикетные слова. И чем больше таких слов в нашей речи, тем приятнее общаться с нами будет людям.
б) Чтение пословиц и поговорок и определение в них правил речевого поведения.
. Слово доброе к слову, а ладья к перевозу. (Слово)
Лучше споткнуться ногою, нежели словами. (Слово)
Что ни слово - то гиря. (Слово)
Пустые слова что орехи без ядра. (Слово)
Слово толковое стоит целкового. (Слово)
Формулируется вывод: “ Язык твой – друг твой”.
в). На доске написаны слова в три столбика. Задание: определить слова для редкого употребления в разговоре, слова для частого употребления, и слова, изъятые из употребления.
а) вот, так сказать, теперь, значит. б) прошу, извините, благодарю, пожалуйста, разрешите. в) “железно”, “будь спок”, “клево”, “разоряться”(в смысле “говорить”), «ок», «всё пучком» (в смысле «всё хорошо»), «комп» (в смысле «компьютер»)
IVРабота над культурой и развитием речи учащихся.
1. Словарная работа
ЭТИКЕТ – это установленный порядок поведения, форм обхождения.
ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ-система правил речевого поведения. Владение им способствует приобретению авторитета ,порождает доверие и уважение.
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ-свойство характера и поведения, состоящее в добром отношении к людям.
Учитель: Здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Кто не знает этих слов? Но сегодня на уроке мы будем не только вспоминать разнообразные формы речевого этикета, но и учиться правильно употреблять их, в зависимости от ситуации общения. Рассмотрим модель речевых ситуаций:
Кто – кому – с какой целью – при каких обстоятельствах – что говорить.
2. Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”, больше ведь мы Ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку мира прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Учитель: Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.
- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации.
1 схема.
Приветствие:
здравствуй (те)
наиболее употребительное
добрый день (утро,вечер)
дружеское, с указанием на время встречи
привет
дружеское, фамильярное
здорово
дружеское, чаще между мужчинами
Учитель: как мы видим, слова приветствия имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.
Например: а) здороваться – проявлять уважение и доброжелательность, вежливость по отношению к знакомому или незнакомому человеку.
б) здороваться – подкреплять факт знакомства с человеком, подчеркнуть хорошее к нему расположение.
Поэтому совсем не безразлично, как вы здороваетесь. Можно сказать простаяо: “Здравствуй (те)!”– а можно – “Здравствуй(те), я рад Вас видеть, дорогой Иван Иванович или Сережа”! или “Милая моя бабушка, здравствуй”!
3.Разыгрывание нескольких ситуаций.
ЗАДАНИЕ 1. Игра “Умеем ли мы здороваться?”
1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)
2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер
3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отдыхаете в лагере. Написать смс-сообщение. Но как лучше начать его? (дорогая милая моя мамочка!)
4. Определите, может ли при наличии определенного интонационного оформления значение этикетных слов измениться? Например: “Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Пламенный привет всем участникам соревнований!” - “Привет, детка! Как дела!”
Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. А какие формы прощания вы знаете?
ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.
Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.
. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?
- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья!..
Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:
- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)
Текст 2. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
- Счастливого пути, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам, - думаете, так – то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо шапки, кричите “до свидания”!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все ребята разом закричали:
- До свидания, утята! (М.Пришвин)
Текст 3. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)
Вопросы по содержанию:
- Определите отличия в значении встретившихся формул прощания.
- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?
- Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?
Вывод: До свидания - наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.
- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?
Эти слова совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя дорога. Кроме того, автор вкладывает особую сердечность и доброту в эти слова. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания,а не счастливый путь, как сам автор.
- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?
4.Практическая работа «Назови словечко». Вспомните и назовите, как можно больше этикетных слов русского языка
Учитель: Безусловное качество хорошей речи -её соответствие этике общения. Телефон играет важную роль в нашей жизни. Давайте вместе подумаем, какие нужны этикетные формы общения в телефонном разговоре. Каждая пара учеников предлагает свой вариант обязательных фраз. Памятка записывается на доске и учениками в тетрадь.
6. Самостоятельная работа в группах «Мозговой штурм» (для каждой группы задания лежат на столах). В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала) ,пригласить, поздравить..
1 группа. Речевая ситуация: приглашение
Нужно уметь красиво пригласить человека. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения, Ваша задача подобрать как можно больше пригласительных выражений и озвучить их.
2 группа Речевая ситуация: сочувствие.
Слова и выражения для того, чтобы выразить искреннее сочувствие.: В этой ситуации нужно поддержать и взбодрить человека, вернуть уверенность.
3 группа. Речевая ситуация: комплимент
Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Вы должны выразить восхищение внешностью, интеллектом человека, организаторскими способностями и поступками.
4 группа. Речевая ситуация: поздравление.
Подобрать выражения для этой речевой ситуации будет очень просто, Ваша задача придумать многообразные формы поздравления с различными событиями в жизни человека,
На выполнение этого задания каждой группе даётся 5 минут.
Учитель: Хочется закончить эту групповую работу словами Н.Рыленкова:
На доброе слово
не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться
7.Игра «Угадай-ка»
Учитель: Ребята, вам нужно вспомнить каким сказочным героям принадлежат эти фразы:
1. Спокойствие, только спокойствие!
2. Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил?
3. Не волнуйтесь, ребята, главное – здоровье.
4. Мои дорогие! Какие вы все сказочно сильные, умные, удачливые.
Слова для выбора: Айболит, Василиса, Карлсон, Дюймовочка.
8 ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
Учитель: Прочитайте несколько советов о том, как вести беседу. Какие из этих советов кажутся вам наиболее важными? Перечитайте их несколько раз, а затем запишите по памяти.
1.Искренне интересуйтесь другими людьми. Говорите о том, что интересует собеседника.
2.Меньше говорите о себе.
3.Не навязывайте своё мнение,
4.Не говорите сразу человеку, что он не прав.
5.Разговаривая,старайтесь не размахивать руками, не жестикулировать, не повышать тон.
6.Естественное и приветливое выражение лица подчёркивает уважение к человеку,
7.Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор.
V.Рефлексия .Подведение итогов урока.
1.Заключительное слово учителя
Речевая культура-один из компонентов общей культуры человека. ОНА ПРИВИВАЕТСЯ,ВОСПИТЫВАЕТСЯ И ТРЕБУЕТ ПОСТОЯННОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. Посещая ту или иную страну, полезно знать обычаи другого народа ,в том числе и правила речевого этикета. Почему? Чтобы самому не попасть в неловкое положение и не обидеть людей ,с которыми будешь общаться.
2.Подведение итогов
Была ли интересна вам тема сегодняшнего урока?
Что нового вы узнали?
Какие новые фразы запомнили?
Нужно ли быть вежливым?
Оцените свою работу на уроке.
VI. Домашнее задание.
Придумать и записать сказку «Переполох в стране вежливых слов».