kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация на тему: «Использование ИОС в работе с детьми средней группы с целью освоения правил речевого этикета».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности. Если справедлива пословица «По одёжке встречают, по уму провожают», то она, в первую очередь приемлема к человеческому общению, где слова - «одёжки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверным судить о человеке только по его словам, но в тоже время не возможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древних времён, ещё Сократ говорил: «Заговори, что бы я тебя увидел».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры.

Я считаю проблему воспитания речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности чрезвычайно актуальной.

Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми   относятся игровые обучающие ситуации, это одна из форм совместной деятельности с детьми. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Основными характеристиками Иос являются :

  • короткий и несложный сюжет;
  • оснащение необходимыми игрушками, атрибутами;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • обязательное проведение и руководство игрой взрослым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: «Использование ИОС в работе с детьми средней группы с целью освоения правил речевого этикета».»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» №133  г. Комсомольск-на-Амуре   Использование ИОС в работе с детьми с целью освоения правил речевого этикета. Подготовила воспитатель Трофимова Л.В.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» №133 г. Комсомольск-на-Амуре

Использование ИОС в работе с детьми с целью освоения правил речевого этикета.

Подготовила воспитатель Трофимова Л.В.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.      В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на: – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; – развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; – владение речью как средством общения и культуры.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

– владение речью как средством общения и культуры.

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.  К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми   относятся игровые обучающие ситуации, это одна из форм совместной деятельности с детьми. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.

К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми   относятся игровые обучающие ситуации, это одна из форм совместной деятельности с детьми. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.

Основными характеристиками Иос являются : короткий и несложный сюжет; оснащение необходимыми игрушками, атрибутами; специально организованное игровое пространство; наличие дидактической цели и воспитательной задачи; обязательное проведение и руководство игрой взрослым. В таблице предложенной далее, я показала Иос с задачами образовательных областей и с содержанием образовательной деятельности:

Основными характеристиками Иос являются :

  • короткий и несложный сюжет;
  • оснащение необходимыми игрушками, атрибутами;
  • специально организованное игровое пространство;
  • наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
  • обязательное проведение и руководство игрой взрослым.

В таблице предложенной далее, я показала Иос с задачами образовательных областей и с содержанием образовательной деятельности:

Задачи образовательной области

Речевое развитие

Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Игровые образовательные ситуации

«Спор игрушек»

Содержание образовательной деятельности

Цель : развивать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками.

Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству.

Ход - Я сегодня пришла в детский сад очень рано и услышала случайно разговор  игрушек . Это был непросто разговор, а был  спорИгрушки спорили , какая из них самая интересная, любимая и прочная. Но  игрушки не договорили , потому что услышали, что я пришла.

-А как вы думаете, мы с вами сможем решить  спор игрушек ?

 

Далее проводится игра «Чудесный мешочек».

Освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы.

 

«Утешение».

Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь детей слова утешения.

Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.   «В гостях».  Цель: закреплять умение детей использовать вариативные формы благодарности. Приглашаем гостя и ухаживаем за ним: предлагаем чай, ведем беседу; «Научим Хрюшу говорить спасибо», «Волшебные слова».  «В общественном транспорте». Цель: закреплять умение детей разнообразно обращаться с приглашением предложением. «Приветствие и прощание». Цель: Познакомить с традиционными приветствиями, с правилами речевого поведения при прощании, а также этикетными выражениями приглашения в гости.

Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

 

«В гостях».

Цель: закреплять умение детей использовать вариативные формы благодарности.

Приглашаем гостя и ухаживаем за ним: предлагаем чай, ведем беседу; «Научим Хрюшу говорить спасибо», «Волшебные слова».

«В общественном транспорте».

Цель: закреплять умение детей разнообразно обращаться с приглашением предложением.

«Приветствие и прощание».

Цель: Познакомить с традиционными приветствиями, с правилами речевого поведения при прощании, а также этикетными выражениями приглашения в гости.

Социально коммуникативное развитие

Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру

«В автобусе». Цель: Создается ситуация, в которой показано как нужно правильно себя вести в общественном транспорте, а именно возможность уступить место взрослому пожилому человеку, при этом, сказав вежливые слова «Присаживайтесь, пожалуйста»

воспитателя помочь, порадовать окружающих.

«Поведение за столом» .

Освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени-отчеству, благодарить.

 

Цель: Сформировать представление об этикете на примере образцового и неправильного поведения за столом.

 

«У нас гости».

Цель: Научить вежливо разговаривать с гостем; дать представление о правилах начала разговора, вежливых выражениях приветствия, благодарности.

 

«Угости воспитателя чаем»

Цель: Развивать у детей сопереживание, готовность оказывать конкретную помощь взрослому. Ориентироваться в выборе предметов для удовлетворения потребностей взрослого.

 

Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

 

«Знакомство».

Цель: Изучение правил речевого поведения во время знакомства.

Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.

 

 

«Вежливая просьба».

Цель: Познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшим, ровесникам в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

 

«Вежливый разговор по телефону» .

Цель:

Сформировать навыки вежливого разговора по телефону, добиться автоматической реализации в речи детей этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.

 

«Пожелания и поздравления».

Цель: Соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.

Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. Посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам.  В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Предлагаю несколько правил этикета и игровые ситуации к ним.

Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. Посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам.

В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.

Предлагаю несколько правил этикета и игровые ситуации к ним.

Игровая ситуация:  Воспитатель: Миша вышел гулять на улицу и возле подъезда встретил соседку тетю Люсю.  Что он должен ей сказать при встрече? Дети: Здравствуйте. Воспитатель: Правильно. Потом он пошел на спортивную площадку и встретил там своих друзей Петю и Олега.  Что он должен им сказать при встрече? Дети: Привет, давай вместе поиграем. Воспитатель: Правильно, молодцы.

Игровая ситуация:

Воспитатель: Миша вышел гулять на улицу и возле подъезда встретил соседку тетю Люсю.

Что он должен ей сказать при встрече?

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Правильно. Потом он пошел на спортивную площадку и встретил там своих друзей Петю и Олега.

Что он должен им сказать при встрече?

Дети: Привет, давай вместе поиграем.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Игровая ситуация: Воспитатель: Лешу позвала домой мама, уезжая на велосипеде, домой что он должен сказать друзьям Юре и Пете? Дети: Можно сказать «Пока» и «До свиданья». Воспитатель: Да, это правильно.  Юра пошел домой от дедушки, что он должен сказать? Дети: До свидания. Приходи к нам в гости. Воспитатель: Правильно, молодцы.

Игровая ситуация:

Воспитатель: Лешу позвала домой мама, уезжая на велосипеде, домой что он должен сказать друзьям Юре и Пете?

Дети: Можно сказать «Пока» и «До свиданья».

Воспитатель: Да, это правильно.

Юра пошел домой от дедушки, что он должен сказать?

Дети: До свидания. Приходи к нам в гости.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Игровая ситуация: Воспитатель: Вася с Левой играли в песочнице игрушками, Леве понадобилась лопатка Васина. Что Лева должен сказать Васе, чтобы получить нужную игрушку. Дети: Можно сказать «Дай мне пожалуйста лопатку», «Давай поиграем вместе, а я тебе дам свою машинку». Воспитатель: Да, это правильно.  Маше на день рождения Коля принес подарок, что она должна сказать? Дети: «Спасибо», «Проходи, будь гостем, угощайся» Воспитатель: Правильно, молодцы.

Игровая ситуация:

Воспитатель: Вася с Левой играли в песочнице игрушками, Леве понадобилась лопатка Васина. Что Лева должен сказать Васе, чтобы получить нужную игрушку.

Дети: Можно сказать «Дай мне пожалуйста лопатку», «Давай поиграем вместе, а я тебе дам свою машинку».

Воспитатель: Да, это правильно.

Маше на день рождения Коля принес подарок, что она должна сказать?

Дети: «Спасибо», «Проходи, будь гостем, угощайся»

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Игровая ситуация: Воспитатель: Лена проснулась утром, к ней в комнату зашла мама и сказала: Доброе утро, доченька! Ребята, как вы думаете, что ей в ответ сказала Лена? Дети: Лена сказала «Доброе утро, мамочка» Воспитатель: правильно. Воспитатель: Миша лег спать. В комнату зашла мама и спросила: «Мишенька, мне кажется ты забыл что-то сказать?». Ребята как вы думаете, что Миша забыл сказать? Дети: Миша забыл сказать маме «Спокойной ночи, мамочка»

Игровая ситуация:

Воспитатель: Лена проснулась утром, к ней в комнату зашла мама и сказала: Доброе утро, доченька!

Ребята, как вы думаете, что ей в ответ сказала Лена?

Дети: Лена сказала «Доброе утро, мамочка»

Воспитатель: правильно.

Воспитатель: Миша лег спать. В комнату зашла мама и спросила: «Мишенька, мне кажется ты забыл что-то сказать?». Ребята как вы думаете, что Миша забыл сказать?

Дети: Миша забыл сказать маме «Спокойной ночи, мамочка»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Трофимова Лилия Владимировна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388476


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства