Консультация на тему: «Использование ИОС в работе с детьми средней группы с целью освоения правил речевого этикета».
Консультация на тему: «Использование ИОС в работе с детьми средней группы с целью освоения правил речевого этикета».
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Подсчитано, что примерно 70% того времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - четырём основным видам речевой деятельности. Если справедлива пословица «По одёжке встречают, по уму провожают», то она, в первую очередь приемлема к человеческому общению, где слова - «одёжки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверным судить о человеке только по его словам, но в тоже время не возможно правильно оценить человека, не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древних времён, ещё Сократ говорил: «Заговори, что бы я тебя увидел».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– владение речью как средством общения и культуры.
Я считаю проблему воспитания речевого этикета у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности чрезвычайно актуальной.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их.
Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся игровые обучающие ситуации, это одна из форм совместной деятельности с детьми. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Основными характеристиками Иос являются :
короткий и несложный сюжет;
оснащение необходимыми игрушками, атрибутами;
специально организованное игровое пространство;
наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
обязательное проведение и руководство игрой взрослым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: «Использование ИОС в работе с детьми средней группы с целью освоения правил речевого этикета».»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» №133г. Комсомольск-на-Амуре
Использование ИОС в работе с детьми с целью освоения правил речевого этикета.
Подготовила воспитатель Трофимова Л.В.
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– владение речью как средством общения и культуры.
Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста возможно через решение основных задач развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи, посредством активизации традиционных и нетрадиционных методов в работе по развитию речи.
К числу нетрадиционных форм речевой работы с детьми относятся игровые обучающие ситуации, это одна из форм совместной деятельности с детьми. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в ИОС, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Основными характеристиками Иос являются :
короткий и несложный сюжет;
оснащение необходимыми игрушками, атрибутами;
специально организованное игровое пространство;
наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
обязательное проведение и руководство игрой взрослым.
В таблице предложенной далее, я показала Иос с задачами образовательных областей и с содержанием образовательной деятельности:
Задачи образовательной области
Речевое развитие
Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Игровые образовательные ситуации
«Спор игрушек»
Содержание образовательной деятельности
Цель : развивать инициативность и самостоятельность в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Обращение к сверстнику по имени, к взрослому — по имени и отчеству.
Ход - Я сегодня пришла в детский сад очень рано и услышала случайно разговор игрушек . Это был непросто разговор, а был спор . Игрушки спорили , какая из них самая интересная, любимая и прочная. Но игрушки не договорили , потому что услышали, что я пришла.
-А как вы думаете, мы с вами сможем решить спор игрушек ?
Далее проводится игра «Чудесный мешочек».
Освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет); прощания (до свидания, до встречи, до завтра); обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти; дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо; большое спасибо), обиды, жалобы.
«Утешение».
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь детей слова утешения.
Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.
«В гостях».
Цель: закреплять умение детей использовать вариативные формы благодарности.
Приглашаем гостя и ухаживаем за ним: предлагаем чай, ведем беседу; «Научим Хрюшу говорить спасибо», «Волшебные слова».
«В общественном транспорте».
Цель: закреплять умение детей разнообразно обращаться с приглашением предложением.
«Приветствие и прощание».
Цель:Познакомить с традиционными приветствиями, с правилами речевого поведения при прощании, а также этикетными выражениями приглашения в гости.
Социально коммуникативное развитие
Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей, желание по примеру
«В автобусе». Цель: Создается ситуация, в которой показано как нужно правильно себя вести в общественном транспорте, а именно возможность уступить место взрослому пожилому человеку, при этом, сказав вежливые слова «Присаживайтесь, пожалуйста»
воспитателя помочь, порадовать окружающих.
«Поведение за столом» .
Освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени-отчеству, благодарить.
Цель: Сформировать представление об этикете на примере образцового и неправильного поведения за столом.
«У нас гости».
Цель: Научить вежливо разговаривать с гостем; дать представление о правилах начала разговора, вежливых выражениях приветствия, благодарности.
«Угости воспитателя чаем»
Цель: Развивать у детей сопереживание, готовность оказывать конкретную помощь взрослому. Ориентироваться в выборе предметов для удовлетворения потребностей взрослого.
Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками, желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.
«Знакомство».
Цель: Изучение правил речевого поведения во время знакомства.
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе.
«Вежливая просьба».
Цель: Познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшим, ровесникам в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
«Вежливый разговор по телефону».
Цель:
Сформировать навыки вежливого разговора по телефону, добиться автоматической реализации в речи детей этикетных выражений, которые сопровождают телефонный разговор.
«Пожелания и поздравления».
Цель: Соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах, ввести в речевой обиход выражения поздравления и пожелания.
Овладение родным языком как средством и способом человеческого общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. Посредством языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам.
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.
Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета. Она как способ познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами.
Предлагаю несколько правил этикета и игровые ситуации к ним.
Игровая ситуация:
Воспитатель: Миша вышел гулять на улицу и возле подъезда встретил соседку тетю Люсю.
Что он должен ей сказать при встрече?
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Правильно. Потом он пошел на спортивную площадку и встретил там своих друзей Петю и Олега.
Что он должен им сказать при встрече?
Дети: Привет, давай вместе поиграем.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Игровая ситуация:
Воспитатель: Лешу позвала домой мама, уезжая на велосипеде, домой что он должен сказать друзьям Юре и Пете?
Дети: Можно сказать «Пока» и «До свиданья».
Воспитатель: Да, это правильно.
Юра пошел домой от дедушки, что он должен сказать?
Дети: До свидания. Приходи к нам в гости.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Игровая ситуация:
Воспитатель: Вася с Левой играли в песочнице игрушками, Леве понадобилась лопатка Васина. Что Лева должен сказать Васе, чтобы получить нужную игрушку.
Дети: Можно сказать «Дай мне пожалуйста лопатку», «Давай поиграем вместе, а я тебе дам свою машинку».
Воспитатель: Да, это правильно.
Маше на день рождения Коля принес подарок, что она должна сказать?
Дети: «Спасибо», «Проходи, будь гостем, угощайся»
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Игровая ситуация:
Воспитатель: Лена проснулась утром, к ней в комнату зашла мама и сказала: Доброе утро, доченька!
Ребята, как вы думаете, что ей в ответ сказала Лена?
Дети: Лена сказала «Доброе утро, мамочка»
Воспитатель: правильно.
Воспитатель: Миша лег спать. В комнату зашла мама и спросила: «Мишенька, мне кажется ты забыл что-то сказать?». Ребята как вы думаете, что Миша забыл сказать?