Написать репортаж по картинке очень сложно. Картинка, представленная в упр.419, представляет соревнования по прыжкам в длину. Составляя текст, обучающиеся отрабатывают навык норм произношения дробных числительных. Но как составить репортаж, если ты не знаком с этим жанром. Поэтому важно провести урок, кторый знакомит ребят с жанром репортажа. Именно такой урок здесь и представлен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Репортаж как информационный жанр журналистики»
Некрасова Ольга Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №109» г. Перми
Тема «Репортаж как особый журналистский жанр».
Класс: 6 Б, 2017-2018 учебный год
Цель деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с особенностями текста публицистического стиля в жанре репортажа, отработка норм употребления в речи количественных дробных числительных.
Задачи:
Обучающая: формирование представлений о жанровых особенностях репортажа; практическая работа по употреблению количественных дробных числительных.
Развивающая: формирование навыков составления текстов в жанре репортажа, совершенствование умения фиксировать события текущей жизни, давать им оценку, обсуждать, анализировать;
Воспитательная: формирование интереса к творческому труду, профессии журналиста, воспитание осознанной потребности в знаниях.
Планируемые результаты:
Предметные: умеют составлять текст публицистического стиля в жанре репортажа; нормативно произносят количественные дробные числительные.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания, применяют правила делового сотрудничества;
Метапредметные:
Познавательные: структурируют знания, используя метод драмогерменевтики, отбирают материал, необходимый для решения учебной задачи;
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимают оценку учителя, корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют собственную работу, оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные: умеют работать в парах, обсуждать, отстаивать и корректировать свою точку зрения.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемая технология: критического мышления, РКТ «Драмогерменевтика» (на 2 уроке, при составлении репортажа)
Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал, мультимедийный проектор.
- Прочитайте тему нашего урока. Что вам уже известно?
Т.к. ученики уже знакомы с некоторыми информационными жанрами журналистики, то некоторые вспоминаю, что репортаж – информационный жанр. В тех классах, где дети не знакомы с понятием «журналистика», «журналистский жанр» этот вопрос будет неуместным. Уместно предложить текст, из которого обучающие выделят основную информацию, которая необходима для понимания целей и структуры жанра репортажа. Для активизации работы можно использовать технологию «Шапка вопросов».
- Но о событии можно написать в заметке, в статье, в отчете.
- Вы понимаете, какая стоит перед нами цель?
- Понять, что такое репортаж, в чем его особенности. Когда уместно использовать именно этот информационный жанр?
- Поскольку наша с вами задача - познакомиться с репортажем, я попрошу вас обратиться к словам известного лингвиста Григория Яковлевича Солганика:
«Репортаж – это глаза и уши читателя»
- Как вы понимаете высказывание об этом жанре Григория Яковлевича?
- Давайте посмотрим видеорепортаж.
- Как комментируются события?
- Комментируются «здесь и сейчас», дается точная информация.
- Если мы обратимся к этимологии, т.е. к происхождению слова, то узнаем, что слово «репортаж» - это русское написание французского слова reportage, которое в свою очередь произошло от английского report – сообщать, докладывать.
- Интересно ли вам было слушать данный репортаж? Ведь вы все видели своими глазами.
- Репортер дает дополнительную информацию об участниках, очень эмоционально реагирует на изменения в ходе событий, что вызывает эмоциональный отклик у слушателей.
- Вы все правильно сказали, это называется «эффект присутствия». Вы вместе с репортером переживаете, вы являетесь непосредственным участником событий.
- Какая задача стоит перед автором репортажа? Сделаем мини-вывод.
- Познакомить людей с важным и интересным событием во всех подробностях, воссоздать его полную картину. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами.
В особой эмоциональности автора, который прямо обращается к читателю, к его чувствам, разуму, говорит о том, что его волнует.
В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я».
Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям.
- Как составить репортаж? Какова его структура? Ответив на вопросы, вы узнаете это.
Тип речи: повествование.
Морфологические особенности: глаголы в настоящем времени («эффект присутствия»)
Лексические особенности: общеупотребительная лексика, можно использовать термины, если они объясняются для публики. (Их должен использовать профессионал)
Синтаксические конструкции: вопросительные предложения (реальный диалог – «гость в студии», мнимый диалог со зрителем, слушателем), побудительные предложения («эффект присутствия», болельщик), восклицательные предложения (эмоциональность)
Структура: называет, что комментирует, кто участвует, цель мероприятия, место, где происходят события. Основные события с реальным отражением действий, состояний героев, можно дать оценку происходящим действиям, дать дополнительную информацию. Выводы – финальные слова, что это был за репортаж, какие результаты соревнования.
Д.З. или второй урок. Сегодня вам нужно будет представить себя журналистом, репортером, составить текст репортажа. Сложность в том, что вы будете комментировать не реальные соревнования, а должны будете представить, что данные соревнования проходят на самом деле. Упр.419 (Учебник по русскому языку для 6 класса. УМК Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, 2014).
Алгоритм:
- Рассмотрите картинку, определите тему
- Определите последовательность событий
- Вспомните нормативное употребление в речи количественных дробных числительных. Так как вы должны будете использовать их в своем репортаже)
- Составьте план репортажа.
-Подумайте над языковыми средствами (морфологическими, синтаксическими, лексическими)