Просмотр содержимого документа
«Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог»
Тема урока: Речьустная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог. Цель урока: создание условий для развития лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся, познакомить учащихся с таким языковыми явлениями, как диалог; монолог, полилог, научить грамотно оформлять разговор нескольких лиц в письменной речи, расширить словарный запас детей. Задачи: обучающие: сформировать понятия: устная и письменная речь, фонетика, звуки речи; сформировать умение пересказывать научный текст; различать понятия устная и письменная речь, гласные и согласные звуки. 2) развивающие: создать условия для развития УУД: сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжить развитие творческих способностей. 3) воспитательные: воспитывать у учащихся познавательный интерес, информационную культуру, культуру речевого общения. Тип урока: комбинированный (вводный в раздел) Ход урока 1.Орг. момент. Сообщение темы урока. (Слайд 1 (см. презентацию)). 2.Формы речи -Ребята, что было бы, если бы люди не умели говорить. (ответы учеников) -Какова же главная задача языка? (Главная задача языка - быть средством общения между людьми, т.е. средством обмена мыслями, информацией) Общение - это не только беседа, разговор, а любое взаимодействие между людьми посредством языка ( чтение, письмо и др.) Существует две формы общения (две формы речи). –Какие? -Назовите две формы речи. -Чем отличается устная речь от письменной? -Какая речь древнее? -Какими средствами передаётся устная речь, письменная Слайд 3. Великий Сократ говорил: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. Как вы это понимаете? (Ответы ребят) Слайд 4.Стихотворение А. Барто "Сильное кино" (ролевое чтение наизусть) Агния Барто Сильное кино
Заранее, заранее Все было решено: У школьников собрание, Потом у них кино. Домой придет Мой старший брат, Он мне расскажет Все подряд, Он объяснит мне, Что к чему. А я большая! Я пойму. И вот он начал Свой рассказ: — Они ползут, А он им — раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Они ей — раз! Она им — раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней Заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я еще мала: Я ничего не поняла.
- О какой речи идёт разговор? -Почему девочка не поняла мальчика? -Как надо говорить, чтобы тебя поняли? Вывод:Речь должна быть правильной, выразительной, логически последовательной. Слайд 5 - Крылья ледяные распустила Над землею матушка-зима. Посмотрите, как прелестно и красиво Все, что в снег укутала она. Нам же с вами зимушка велела Только лишь пятерки получать. Что ж, друзья, мы переходим к делу… Чур, без ошибок на уроке отвечать! - Обещаете не подвести матушку-зиму? - Итак, мы с вами опять будем заниматься исследованиями. - Кто такие исследователи? - Люди, занимающиеся научными исследованиями. - Кто хочет стать исследователем в дальнейшей жизни? - Скажите, а вы, случайно, не ждали сегодня гостей на урок? - Тогда угадайте, кто к вам пришел? (СЛАЙД № 6) Человечек непростой: Появляется зимой, А весною исчезает, Потому что быстро тает. - Конечно же, Снеговик. И он поможет нам сегодня на уроке, что делать? - Исследовать прекрасный и могучий русский язык. - Сегодня мы продолжим исследование русского языка вместе с нашим гостем Снеговиком. (СЛАЙД № 7) Прочитайте, пожалуйста, что хочет сказать нам Снеговик? «Я пришел к вам в гости, ребята» - вежливо сказал Снеговик. Он немного помолчал и добавил: «Я так торопился, а вороны постоянно мне мешали». «Я очень хочу, - продолжил он, - исследовать русский язык вместе с вами 6. Объяснение новой темы учителем. -Ну и давайте познакомимся с основными понятиями новой темы. Продолжим наше исследование. (СЛАЙД № 8) В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. 7. Работа со средствами выразительности языка. Что-то заволновался наш Снеговик? Ну-ка посмотрим, что с ним случилось? Давайте найдем художественно -выразительные средства. Может быть, успеем спасти Снеговика! Солнышко хохочет – олицетворение Друг снежный – метафора, эпитет Сто лет простоял – гипербола Увял, как роза – сравнение 8.Физкультминутка. (СЛАЙД № 9) - Мы с вами так старались, а Снеговик все равно растаял! Что же будем делать? - Скатаем нового Снеговика! Давайте встанем и приготовимся. 9. Продолжение работы над темой урока. (СЛАЙД № 10) Итак, на чем мы с вами остановились? Давайте запишем эти определения в тетрадь. Инсерт. В любом виде речи могут быть монологи, диалоги и полилоги. Монолог – слова, речь одного человека. Диалог – разговор, беседа двух или нескольких лиц. Полилог – разговор многих людей. Последний термин употребляется редко, и разговор нескольких лиц также называют диалогом. 10. Работа с текстом. А как же оформляются на письме диалог, полилог и монолог? (СЛАЙД № 16) -Сколько действующих лиц в тексте? Прочитаем предложенный отрывок в лицах. Увидев детей, стражники грозно провозгласили: -Кто вы такие и что вам здесь нужно? -Девочка Льдинка испугалась, а мальчик Лучик громко прокричал: -Мы ищем Зиму, которую кто-то похитил. Загадочная тропинка привела нас сюда. -В ту же секунду ворота замка распахнулись: -Идите, - уже не так грозно сказали стражники. -Но куда идти? – удивились ребята. Отрывок из сказки К. Левченко и В. Медведева «Как Зиму искали»-Что у нас почти получилось? Полилог. - Вы обратили внимания на оформление диалога? - Что вы заметили? На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Реплики диалога всегда тесно связаны между собой. -А как вы думаете, можно ли записать формулу диалога? Попробуете? Запишем формулу диалога. Диалог = прямая речь без кавычек. (СЛАЙД № 17) 9. Постановка проблемы. - Какие новые слова у нас сегодня часто встречаются в речи? Диалог, реплика. - Что же такое диалог? - Из чего он состоит? - А что такое реплика? - Давайте найдем точный ответ в толковом словаре слов реплика и анекдот. Реплика – это ответ, возражение, замечание на слова собеседника, говорящего. - А теперь запишем в словарик слова: диалог, монолог, полилог, реплика, анекдот. - Как вы думаете, какое отношение к этим словам имеет слово анекдот? Анекдот состоит из реплик. (СЛАЙД № 18) 10. Самостоятельная работа с текстом. - Сейчас мы с вами воспользуемся приемом антиципации. - Что это такое? Предугадывание. - Запишите начало анекдота и самостоятельно придумаете последнюю реплику. Проверка. 11. Закрепление новой темы. Групповая работа. (СЛАЙД № 17) Задание от Снеговика: Разбиться на группы и написать диалог из 4-6 реплик на тему «Зимняя прогулка». (СЛАЙД № 18) 12. Проверка полученных знаний, умений. Поможем Снеговику. Работа с листочками. 12. Итог. Рефлексия. (СЛАЙД № 19, 20) 13. Оценивание. Домашнее задание. Учащиеся прочитывают заполненный инсерт, получают оценки за урок. - А остался ли доволен Снеговик? (СЛАЙД № 21) (СЛАЙД № 22) Какой бывает речь? Речь может быть диалогической (от греческого слова диалогос — беседа) и монологической (от греческих слов монос — один+логос — речь). - Что обозначают термины «диалог» и «монолог»? Диалог — разговор двух или нескольких лиц. Монолог — речь одного лица.А) - Как вести беседу? Какой памяткой вы пользуетесь? Старайся затронуть в разговоре интересную тему Поменьше говори о себе Внимательно слушай собеседника Не говори громче собеседника Не перебивай говорящего При разговоре смотри на собеседника Б) - Прочитаем отрывок из произведения:– Безмозглый доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, – сказала Тортила, – не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик... Тортила вздохнула, помолчала и опять вздохнула так, что из воды пошли пузыри. – Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь, и это принесет счастье. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)- Из какого произведения взят этот отрывок? (Из повести-сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино») (слайд 12) -Найдите 2 монолога: (монолог рассказчика и монолог Тортилы). -Как связаны между собой предложения по смыслу и грамматически? - Где в монологах писатель использовал повествование, описание, рассуждение? (В художественном тексте, так же как и в разговорной речи, обычно используются все формы словесного выражения: здесь есть монолог, повествование, описание и рассуждение). В) Прочитайте этот текст сначала полностью, а потом только диалог по ролям. 11 июля. Сегодня был очень хороший, солнечный день. Утром я прихожу на пасеку, а Толяуже сидит возле улья с маленьким зеркальцем, заглядывает одним глазом в верхний леток1 и потихоньку смеется. — Чего ты смеёшься? — спрашиваю я. — Они танцуют. — Кто танцует? Пчёлы. — С ума, - говорю,— спятил! — Посмотри сам. Я взял у него зеркальце и стал смотреть в леток. Одна пчела бегала вприпрыжку по сотам. Она поворачивалась то в одну сторону, то в другую, то быстро вертелась. Вдруг другая пчела бросилась следом за ней, и они стали вертеться вместе. Следом за второй пустилась плясать третья пчела. Я не выдержал и громко рассмеялся. — Всё время так,— сказал Толя.— Я за ними уже давно слежу. (Н.Носов.) - Какие знаки препинания ставятся при диалоге? (Расскажите, используя примеры из данного отрывка). (Текст перед всеми учащимися в распечатанном виде (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) - Из какого произведения Н. Носова взят текст? («Дневник Коли Синицына». Мальчик записывал в «Дневнике» все интересные случаи, которые происходили с ним во время летних каникул. Особенно подробно Коля писал о пчёлах, за которыми он наблюдал и ухаживал вместе с друзьями.) (слайд 13) ученики выписывают из предложенных пословиц те, которые уместно использовать в ответе на вопрос: «Как вести беседу?»): (слайд 15) 1. В умной беседе ума наберёшься, в глупой — свой растеряешь. 2. Петь хорошо вместе, а говорить — порознь. 3. На всякого Егорку своя поговорка. 4. Когда я ем, я глух и нем. 5. На добрый привет — добрый ответ. 6. Недоброе слово больней огня жжёт.