Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
1. Оргмомент | Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о числительных. - Какую роль играют числительные в нашей жизни? Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а детеныш синего кита выпивает в день 580 литров материнского молока. Цифры играют огромную роль в нашей жизни. | - Цифры играют огромную роль в нашей жизни. | |
2. Актуализация знаний | А начнем мы урок со словарной работы, во время которой проверим и ваши математические способности. Открываем тетради записываем число и оставляем строчку для темы, ее мы напишем чуть позже. Например: искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания, для декоративных целей – бассейн. 1. Девочка трех лет. 2. Земельное пространство с определенными границами. 3. Срок в сто лет. 4. Решим математический пример: 200 умножить на 2. 5. Полученный результат разделить на 2. 6. К полученному числу прибавить 108. 7. От полученной суммы вычесть 218. 8. От полученного результата вычесть 79. 9. От полученного результата вычесть 5. 10. Полученный результат умножить на 100. 11. Десять одинаковых предметов. - Какое число получилось? Молодцы! А теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли ваш сосед написал словарные слова. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Из записанных слов прочитайте только те, которые относятся к именам числительным. Подчеркните их. Почему другие слова не являются числительными? Дайте определение количественного числительного. Вспомните, какие числительные являются простыми, составными? Подпишите простые, сложные и составные числительные. | | Слайды 2-3 Слайд 4 – норма оценки знаний. |
3. Этап подготовки учеников к активному и сознательному усвоению новых знаний | - Ответьте мне на следующие вопросы. Сколько месяцев в году? По сколько учеников сидит за одной партой? А теперь представьте, что в нашей столовой давали яблоки. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? Перед вами количественные числительные двенадцать, двое, одну вторую. -А теперь проверьте, все ли это числительные. Почему? - Что в них общего? - Чем отличаются? - Сравните числительные двенадцать и одна вторая. -Что обозначают эти числительные? - Какое значение у числительного двое? - Как бы вы назвали такие числительные? Таких числительных мало: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро и оба (обе). - Итак, как звучит тема сегодняшнего урока? Сегодня мы подробно остановимся на целых числах. Запишите тему урока. | В году двенадцать месяцев. За одной партой сидит по двое учеников. Одну вторую часть яблока. Они все отвечают на вопрос сколько? Все они количественные. целое число, дробное Несколько предметов, взятые как одно целое. Собирательные, от глагола собирать. Разряды количественных числительных. | |
4. Этап усвоения новых знаний | Количественные числительные могут обозначать: 1) целые числа – два, сто; 2) дробные числа – две пятых, одна вторая; 3) несколько предметов как одно целое – трое друзей (собирательные числительные). Имена числительные, которые обозначают целые числа, изменяются по падежам. Числительное один согласуется с существительным в роде и падеже и склоняется как прилагательное. Числительные от 5 до 30 склоняются как существительные 3 склонения. В родит., дат. и предл. падежах количественных числительных от 11 до 19 в окончании пишется буква и: к одиннадцати. У числительных 40, 90, 100 две формы (табл.). У сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части (табл.). У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова, из которых оно состоит: семисот пятидесяти трех (рублей), семьюстами пятьюдесятью тремя (рублями). А теперь, ребята, просклоняйте словосочетание «489 пассажиров». Кто поработает у доски? | | Слайды 5-7 Таблицы. Слайды 8-10 |
5. Физкультминутка | Ребята, а теперь немного отдохнем. Физкультминутка. | | Презентация |
4. Этап усвоения новых знаний | Прочитайте текст. Спишите, объясняя пропущенные орфограммы. Выпишите количественные целые числительные. В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы. Ребята, проверим по цепочке с объяснением орфограмм. Творческое задание. Письменно расскажите о своем дне, используя целые числительные. Напишите продолжение текста. Я просыпаюсь в … часов. … часа трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня … уроков. … минут у меня занимает дорога домой. Около … минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно … минут. Ребята, есть желающие прочитать текст? Тест. А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний о числительном. 1. Найдите правильное определение количественного числительного. А) Количественное числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов и отвечает на вопрос сколько? Б) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает число. В) Количественное числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предмета при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой? 2. Закончите определение. А) Количественные числительные – это … Б) Порядковыми числительными называются … В) Числительные, обозначающие целые числа, называются… 3. Вспомните и запишите художественное произведение, в названии которого встречается количественное числительное, и определите его разряд. Теперь, ребята, проверим себя. | | Слайды 10-11 Слайд 12 Слайды 13-14 Проверим слайд 15 |
6. Информация о домашнем задании | П. 71-72 упр. 413, 416, таблицы на стр. 53-55 выучить наизусть. | | |
7. Подведение итогов урока | Ребята, подведем итог урока. Диана, что ты узнала сегодня? Тимур, что тебе было интересно? Маргарита, что было трудно? Что ты поняла? | Сегодня я узнал, что количественные числительные могут обозначать: 1) целые числа – два, сто; 2) дробные числа – две пятых, одна вторая; 3) несколько предметов как одно целое – трое друзей (собирательные числительные). Было интересно, что имена числительные, которые обозначают целые числа, изменяются по падежам. Было трудно запоминать, как склоняются числительные, обозначающие целые числа. Я понял, что многое не знал о склонении числительных. | |
8. Выставление и комментирование оценок | | | |