Мы сегодня снова будем писать, Делать выводы и рассуждать. А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! Послушайте загадку. Со мною ваша речь красива и точна, Когда же нет меня – она, увы, бедна. Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую. Соцветьем дивных слов легко определю я! -О какой части речи говорится в стихотворении? Сегодня на уроке мы обобщим знания об этой части речи, поговорим об изменениях в природе весной. Тема нашего урока «Обобщение знаний об имени прилагательном» -Запишите число. Классная работа. Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром весну называют «утром года». Поэты посвятили ей немало стихотворных строк. Чтение стихотворения Г.Ладонщикова «Весна» (Наизусть читает ученик) | О имени прилагательном. | Слайд1 Слайд 2 |
1.Выпишите из стихотворения слова с пропущенными буквами, рядом напишите проверочные, обозначьте орфограммы. Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня. Ул…глись в п…лях м…тели В св…и белые постели, И в…сна идёт повсюду, Гонит зиму со дв…ра. (Г.Ладонщиков) 2.Назовите в стихотворении прилагательные, определите род, число. -Что вы можете сказать о роде во множественном числе? Не только поэты, но и художники воспевали весну. Иногда её изображали в виде девушки. Опишите её. Запишите слово Весна и подходящие к её описанию слова. Выделите окончания. Работаем у доски и в тетрадях. Какой вопрос зададим для описания? | Учащиеся выписывают в тетрадь нужные слова, объясняют выбор орфограммы (самостоятельная работа с последующей проверкой на доске.) Во множественном числе род не определяется. Учащиеся записывают в тетрадь слова, которые помогают описать эту девушку (например, молодая, яркая, цветущая, красивая, нежная), затем зачитывают их вслух. | Слайд 3 Слайд-проверка4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
Слова, какой части речи помогли вам передать своеобразие весны? В каком роде и числе стоят данные слова? Как определили? Что вы знаете об имени прилагательном? Какова роль прилагательных в речи? Я предлагаю поработать с текстом. Вспомним : что такое текст? Какие виды текстов вы знаете? В каких текстах больше всего встречается имён прилагательных? Перед вами текст. Я люблю край. Наступила весна. Пригрело солнышко, растопило лед. Появились цветы. Вот виднеются головки мать - и – мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти вестники весны. Можно ли его назвать текстом – описанием? Добавим в текст имена прилагательные. Я люблю (родная) край. Наступила (ранний) весна. Пригрело (ласковый) солнышко, растопило (хрупкая) лед. Появились (весенний) цветы. Вот виднеются (золотистый) головки мать - и –мачехи. Нужно сохранять и оберегать эти (прелестные) вестники весны. Прочитайте текст. Добавив имена прилагательные, наш текст стал красивым? Как нужно изменить имена прилагательные, чтобы текст стал созвучным? Выпишите из текста имена прилагательные вместе с именами существительными, с которыми они согласуются, изменив окончания имен прилагательных. Объясните выбор окончаний имен прилагательных(в скобках укажите род и число ). Назовите, какие окончания бывают у прилагательных м.р., ж.р., ср.р., во мн. числе? Мы согласовали имена прилагательные с существительными, прочитаем, что у нас получилось. Выпишите из текста 2 предложение. Выполните разбор данного предложения по членам. Дифференцированная работа. 1гр.Самостоятельно дописать 2-3 предложения, чтобы у вас получился связный текст, выделить окончания, определить род и число. 2гр.Используя карточку-«Помогайку» добавить в текст подходящие по смыслу имена прилагательные выделить окончания, определить род и число. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. 3гр. Дан полный текст. Найти прилагательные, выделить окончания, определить род и число. Светит ласковое солнышко. Летят голосистые птицы. Тает последний снег. Назовите имена прилагательные, которые были использованы в вашем тексте. -Как вы определяли число и род имён прилагательных? -Какое правило нужно знать , чтобы правильно написать окончание? | Имена прилагательные. Учащиеся формулируют правило, которое последовательно появляется на доске. Текст- это два или несколько предложений, связанных по смыслу. Тексты: -рассуждение -повествование -описание Много прилагательных в текстах описаниях. Дети делают выводы, которые сводятся к тому, что в тексте не хватает имен прилагательных. Учащиеся делают вывод, что нужно согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Дети по цепочке с комментированием работают у доски и в тетради. родной край ( м.р., ед.ч.) ранняя весна (ж.р., ед.ч.) ласковое солнышко (ср.р., ед.ч.) хрупкий лед (м.р., ед.ч.) весенние цветы (мн.ч.) золотистые головки (мн.ч.) прелестные вестники (мн.ч.) Учащиеся записывают предложение в тетрадь и выполняют разбор, 1 ученик комментирует разбор у доски. Наступила ранняя весна. Учащиеся самостоятельно записывают предложения (выбор задания по уровням сложности),затем зачитывают вслух. | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Индивидуальная работа у доски:Прочитать словосочетания , выделить окончания, определить род и число: Яркое солнце, апрельский день, весенняя капель,поздняя весна,солнечное утро,тёплая погода. Слайд11 Слайд 12 Индивидуальная работа у доски: Выполнить морфологический разбор слова Ранняя Слайд 13 |
Ребята, а о каком вестнике весны говорилось в нашем тексте? Запишите в тетрадь его название. Как вы думаете, почему растение получило свое название? Мать – и – мачеха – такое название растение получило из-за своеобразия листьев. Листья у растения снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи. Назовите имена прилагательные, которые помогли нам описать данное растение. | О цветке мать – и – мачеха. Учащиеся делают выводы. Учащиеся называют имена прилагательные: пушистые, мягкие, холодные. | Слайд 15 |
Вот и подошел к концу наш урок. И мне хотелось бы знать, как вами усвоена тема «Имя прилагательное». Для этого я попрошу вас оценить себя и поднять смайлик красного цвета, если вами тема понята настолько, что вы уже сможете помочь другим, зеленого цвета – если вы хорошо поняли тему, желтого цвета – если вы еще нуждаетесь в закреплении. Домашнее задание : Сочинить сказку о Весне. -Спасибо за урок! | Учащиеся оценивают свои знания по теме и поднимают смайлики красного, зеленого или желтого цвета. | Слайд 20 Слайд 21 |