Разработка урока на тему: Склонение имен прилагательных
Разработка урока на тему: Склонение имен прилагательных
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков склонения имен прилагательных, совершенствования орфографических умений и навыков рпвописания падежных окончаний имен прилагательных и употребления их в речи на языковом и речевом материале урока.
Задачи:
развивать лексическую зоркость;
развивать устную и письменную речь за счет употребления прилагательных;
развивать навыки монологической речи студентов;
закрепить практическиеумения определять родовые и падежные окончания имен прилагательных;
прививать умения и навыки работы с речевым материалом;
проверить усвоение студентами языкового и речевого материала;
выработка у студентов потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
воспитывать уважение к русскому языку, любовь к родине, к выбранной профессии посредством дидактического материала (заданий занимательного характера, использования речевого материала и презентации),
воспитывать культуру речи студента и умение слушать собеседника.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- способствовать развитию связной речи студентов, творческих способностей, обогащению
словарного запаса с использованием языкового и речевого материала;
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию речевой культуры студентов; воспитывать у студентов положительную мотивацию к учению; развивать умения владеть собой, умения проявлять инициативу.
Задачи:
развивать лексическую зоркость;
развивать устную и письменную речь за счет употребления прилагательных;
развивать навыки монологической речи студентов;
закрепить практическиеумения определять родовые и падежные окончания имен прилагательных;
прививать умения и навыки работы с речевым материалом;
проверить усвоение студентами языкового и речевого материала;
выработка у студентов потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
воспитывать уважение к русскому языку, любовь к родине, к выбранной профессии посредством дидактического материала (заданий занимательного характера, использования речевого материала и презентации),
воспитывать культуру речи студента и умение слушать собеседника.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Методические приемы: повторение склонения имен прилагательных, беседа по вопросам, объяснения учителя, словарная работа, самостоятельная работа, работа над исправлением речевых ошибок, коллективная работа.
Межпредметная связь: Казахский язык, русская литература, история, спецтехнология.
Ход урока.
«На практике проверить можно точно,
Кто смог теорию усвоить прочно».
I. Организационный момент.(1 мин)
- Введение в урок.
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (На конкретных примерах вспомним правила склонения прилагательных. Поработаем с текстом по речевой теме, будем находить в тексте ключевые слова-прилагательные, определим род,число и падеж .)
- Обращение к эпиграфу. Слайд 1
II. Проверка выполнения домашнего задания. (3 мин.) Слайд 2.
а) Работа с кластером, составленному по тексту «Каков он- лидер 21 века?» (учебник,стр.38).
Задание: Определить род и число прилагательных: с признанным авторитетом, первое лицо, большой ответственности, авторитетная личность, глобальные проблемы, центральную роль, активная жизненная позиция.
.
лидер
Какая часть речи помогает нам точнее и красочнее описать признаки лидерства?
III. Актуализация опорных знаний. Вопросно-ответная беседа. (4 мин)
2.В каком предложении вместо слова экономичный нужно употребить слово экономный?
1) Несколькими экономичными штрихами автор рисует яркую картину действительности.
2)Новые стройматериалы весьма экономичны в строительстве.
3) Этот метод очень экономичен в сельском хозяйстве
2. Блиц-опрос.(3 мин) Слайд 8
1.Какую часть речи мы изучаем? (Имя прилагательное) 2.На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Какой? Чей?)
3.Каково значение имени прилагательного? (Обозначает признак предмета) 4.С какой частью речи имя прилагательное связано? (Связано с именем существительным).
5.Синтаксическая роль прилагательного в предложений? (Определение)
6.Как изменяются имена прилагательные? ( По числам, родам, падежам).
- Изменение по числам, родам и падежам - это и есть склонение имен прилагательных.
Давайте вспомним, как мы определяем падежи имен прилагательных.
3. Повторение, обобщение и систематизация знаний. (15 мин). Слайд 9
Заполним таблицу склонения прилагательных среднего рода.
Подберите к ним окончания, выделите их. Слайд 13.
Задание:
Дописать пропущенные окончания в прилагательных.
Именительный
Какое?
Добр..утро
Родительный
Какого?
Добр… утра
Дательный
Какому?
Добр…утру
Винительный
Какое?
Добр…утро
Творительный
Каким?
Добр..утром
Предложный
О каком?
О добр..утре
Что мы еще должны знать? Слайд 14
Что в винительном падеже мужского и среднего рода прилагательные, относящиеся к одушевленным существительным отвечают на вопрос какого? Например,
Винительный падеж какого? сильного мальчика
Винительный падеж какого? пушистого кота
Вывод. Слайд 15.
От чего зависят окончания имён прилагательных в единственном числе?
(Окончания имён прилагательных зависят от окончаний имён существительных единственного числа).
А теперь попробуем просклонять имена прилагательные во множественном числе. Слайд 16.
Задание:
1). Дописать пропущенные окончания в прилагательных. 2) . Подчеркнуть падежные окончания прилагательных.
Падеж
Вопросы
Мужской род
Женский род
Средний род
Именительный
Какие?
Глубокие рвы
Точные разметки
Большие расстояния
Родительный
Каких?
Глубок… рвов
Точн… разметок
Больш.. расстояний
Дательный
Каким?
Глубок… рвам
Точн… разметкам
Больш.. расстояниям
Винительный
Каких?
Глубок… рвы
Точн… разметки
Больш.. расстояния
Творительный
Какими?
Глубок…рвами
Точн… разметками
Больш.. расстояниями
Предложный
О каких?
О глубок.. рвах
О точн… разметках
О больш. расстояниях
Вывод. Во множественном числе прилагательные всех родов склоняются одинаково.
Сравним с казахским языком. Слайд 17.
теплый день – жылы күн теплое утро - жылы таң
теплая ночь – жылы түн теплые дни – жылы күндер
В казахском языке прилагательные не изменяются.
Игра «Кто быстрее?».(студенты работают устно). Слайд 18
Задание:Опишите картинку с помощью прилагательных. Укажите род, число и падеж.
Динамическая пауза. Игра «Найдите пару». Слайд 19
(На интерактивной доске вразброс написаны имена существительные и имена прилагательные. Составьте из них словосочетания. Определите род и падеж : чугуннная труба, производственного обучения, технику безопасности, рабочей одеждой, о тонкой наплавке, обосенней опрессовке, высокому напряжению. ).
Вывод.
- Как правильно написать окончания имён прилагательных?
Тестовые вопросы. Слайд 20
- Какие окончания имеют прилагательные в Р.п.?
1) –ом, -ем. 2) –ого, -его. 3) –ый, -ий, -ой.
С какими предлогами употребляются прилагательные П.п.?
1) в, на, о. 2) с, за, у. 3) к, по.
- Какого признака нет у прилагательных?
1) рода. 2) времени. 3) падежа. п) числа.
- Укажите ошибку в определении падежа имени прилагательного.
1) утром солнечным (Т.п.). 2) о верном друге (В.п.). 3) от большого безделья (Р.п.).
IV.Работа над речевой темой урока. (10 мин). Слайд 21.
Работа с текстом «Слово о Независимости». Исследование текста.
Какие задачи мы поставим перед собой?
1).Определить тему текста, выделить главное в тексте.
2).Найти ключевые слова, указать их падеж.
1. Прослушивание аудиозаписи из речи Н. Назарбаева «Земля казахов».
1.Текст- речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью.
2. Это текст- монолог.
3. Вид текста- рассуждение- автор размышляет, анализирует свои наблюдения, оценивает,
выражает свои суждения, доказывает, делает выводы.
Беседа по прочитанному тексту( с комментариями). Слайд 25
1. Тема текста. (Исторический выбор народа жить в свободной, суверенной стране)
2. Основная мысль.(О чем говорится в тексте?) ( О том,чего достиг Казахстан за 23 г.)
3. Заголовок. (Об особенном пути развития страны)
4.Чему учит вас автор?( Быть достойными завещания предков)
Найти в тексте ключевые слова, указать их падеж. Слайд 26.
(преемственность поколений, уверенность в будущем независимой страны, быть готовым беречь священную землю, воспитать в себе патриотический дух, конституционный долг каждого юноши нести воинскую службу.)
Творческая минутка. Словесное рисование: «Что я получаю, живя в нашем государстве?»
2.Определите значение слова «независимость». Слайд 28.
Составление кластера.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «независимость, независимое государство»?
(свобода, развитие своей истории, языка и культуры, свои символы государства, свои деньги).
Независимость
VI. Рефлексия.(1мин) Слайд 29.
Все ли было понятнона уроке? Какие были затруднения?
Что понравилось сегодня на уроке?
Как ты оцениваешь свою работу на уроке?
VII.Выставление оценок (с комментированием по оценочным листам) (1мин)
VIII. Дифференцированное домашнее задание.(1мин) Слайд 30.
1.Просклонять слова синяя разметка, острый нож, слабое напряжение.
2.Построение плана к тексту по ключевым словам. Определить их падеж.
3.Составить связный рассказ «День Независимости».
Раздаточный материал.
Карточка- задание № 1
Заполни семантическую карту.
Словосочетание
Ж.р
Ср.р
М.р
Мн.ч
Индустриальный колледж
Чистый кабинет
Праздничный день
Голубое небо
Желтая метка
Высокие потолки
Синие баллоны
Новые инструменты
Карточка- задание № 2
Спишите, вставив пропущенные окончания прилагательных.
Атырау– современн…. город Республики Казахстан. Он является областн…. центром. На главн….. проспекте города возвысились красив…. здания. Был открыт мемориал Каиргали Смагулова, памятник известн…. кюйши Курмангазы. Атыраусцы гордятся футбольн…. командой. Мы любим наш родн….. город.
Приложение к уроку по теме: «Склонение имён прилагательных». Речевая тема: «Каков он- лидер 21 века?», Н.Назарбаев «Слово о Независимости».
«Каков он — человек 21 века?»
Лидер – это человек, который ведет за собой других людей, даёт им уверенность в своих силах и возможностях, координирует действия команды и берет на себя груз большой ответственности – как за членов своей группы, так и за конечный результат.
Отличительная черта человека 21 века – он открыт для новых технологий: мобильный телефон, Интернет, кредитные пластиковые карточки.
Основной критерий, который определяет стиль жизни этих передовых людей — это стремление использовать все новые возможности, которые предоставляет современный мир.
Истинно современные люди – это активные потребители. Но это потребление связано, прежде всего, с желанием самосовершенствоваться, добиться новых высот, получив новые знания. Они могут быть и в конкретной профессии, и в мире вокруг нас. Именно такая активная жизненная позиция помогает этим людям выживать в трудных экономических условиях. Главное помнить: все, что не убивает меня – делает сильнее.
«Слово о Независимости:Казахстанский путь».
(Из речи, с которой Глава государства обратился к нации 15 декабря 2014 года ).
Исторический выбор нашего народа жить в свободной, суверенной стране в мире и согласии.
Судьбу народа определяют два главных канона - преемственность поколений и ценностей.
А любовь к Родине, защита ее рубежей - это ли не главная ценность каждого гражданина независимой страны?
Экономическое развитие и международный авторитет Казахстана - вот что мы имеем за 23 года независимости.
Новая экономическая политика Казахстана «Нұрлыжол - путь в будущее» определила задачи - развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, что повлечет рост занятости населения. Ведь только за счет строительства будут созданы 200 тысяч новых рабочих мест.
Всего за 23 года независимого развития Казахстан стал успешным государством, к которому с уважением относится мировое сообщество.
Оценочный лист
№
Ф.И.О.
Теоретические
Практические
Сообрази-тельные
Общая оценка
Домашняя работа
Лексические нормы
Блиц-опрос
Работа у доски.
Выполнение з аданий.
Работа с текстом
Игра «Кто быстрее?».
Построение кластера.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Текст «Слово о Независимости».
1. Исторический выбор нашего народа жить в свободной, суверенной стране в мире и согласии.
Судьбу народа определяют два главных канона - преемственность поколений и ценностей.
А любовь к Родине, защита ее рубежей - это ли не главная ценность каждого гражданина независимой страны?
Экономическое развитие и международный авторитет Казахстана - вот что мы имеем за 23 года независимости.
Текст «Слово о Независимости».
2. Новая экономическая политика Казахстана «Нұрлыжол - путь в будущее» определила задачи - развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, что повлечет рост занятости населения. Ведь только за счет строительства будут созданы 200 тысяч новых рабочих мест.
Всего за 23 года независимого развития Казахстан стал успешным государством, к которому с уважением относится мировое сообщество.
Карточка- задание № 1
Заполни семантическую карту.
Словосочетание
Ж.р
Ср.р
М.р
Мн.ч
Индустриальный колледж
Чистый кабинет
Праздничный день
Голубое небо
Желтая метка
Высокие потолки
Синие баллоны
Новые инструменты
Карточка- задание № 2
Спишите, вставив пропущенные окончания прилагательных.
Атырау– современн…. город Республики Казахстан. Он является областн…. центром. На главн….. проспекте города возвысились красив…. здания. Был открыт мемориал Каиргали Смагулова, памятник известн…. кюйши Курмангазы. Атыраусцы гордятся футбольн…. командой. Мы любим наш родн…..город.