kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русскому языку в 10 классе по теме «Повторение по теме «Причастие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

- образовательные: обобщить полученные знания по теме «Причастие»; повторить теоретические вопросы, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ; отрабатывать умения работать над заданиями при подготовке к ЕГЭ.

- воспитательные: воспитывать любовь к слову через систему знаний о причастии; уметь  использовать причастия в речи.

- развивающие:  совершенствовать умение анализировать текст; раскрыть роль причастий как в речи, так и в художественном тексте.

Оборудование:   текст для комплексного анализа карточки-помощники, упражнения из заданий ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русскому языку в 10 классе по теме «Повторение по теме «Причастие»»

Разработка урока русскому языку в 10 классе по теме «Повторение по теме «Причастие»»

ТЕМА: Повторение по теме «Причастие»

Цель: подготовка обучающихся к ЕГЭ.

Задачи:

- образовательные: обобщить полученные знания по теме «Причастие»; повторить теоретические вопросы, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ; отрабатывать умения работать над заданиями при подготовке к ЕГЭ.

- воспитательные: воспитывать любовь к слову через систему знаний о причастии; уметь использовать причастия в речи.

- развивающие: совершенствовать умение анализировать текст; раскрыть роль причастий как в речи, так и в художественном тексте.

Оборудование: текст для комплексного анализа карточки-помощники, упражнения из заданий ЕГЭ.


Ход урока

  1. Организационный момент: объявление темы урока, целей и задач.

  2. Вам было дано Д/З: повторить теоретические сведения о причастии; прочитать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания; найти причастия, указать их количество, подчеркнуть; выбрать из сборников ЕГЭ те номера, которые содержат вопросы по теме «Причастие». Эта тема рассчитана на два урока и сегодня первый.Здесь будет больше теории, чем практики.

  3. Мы с вами повторим и теорию о причастии, и решим несколько практических заданий, а теперь скажите, на сколько процентов вы готовы к сдаче ЕГЭ, сможете ли вы решить вопросы, касающиеся темы «Причастие». Давайте вспомним, что такое причастие, какую часть речи называют причастием?


Работа с презентацией

1. Одинаково ли лексическое значение у слов, составляющих пары?

Молодой – молодеющий;

Ласковый – ласкающий;

Белый – белеющий;

Седой – седеющий;

Дремучий – дремлющий;

Бродячий – бродящий.

2. Причастие – это особая часть речи, обозначающая признак предмета по его действию, отвечающая на вопрос какой? и объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

Сравним слова: жёлтый (лист)-желтеет (лист)- желтеющий (лист).

Слово жёлтый обозначает цвет, желтеет – действие предмета, желтеющий – признак предмета в процессе действия, т. е. тот, который становится жёлтым. Желтеющий – причастие.

Образуются от глагола путём добавления к основе суффикса причастия.

3. Словообразование причастия

Настаивать – настаива-ющ-ий;

Замёрзнуть – замерзну-вш-ий;

Читать – чита-ем-ый.

4. Причастие легко узнаётся благодаря яркому морфемному признаку - суффиксам:

-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -им-, -ем-, -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-.

В предложении причастия бывают определением или входят в состав сказуемого.

5. Морфологические признаки причастия

6. Отличие причастия от прилагательного

  1. Желтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак; желтеющий лист – тот, который находится в процессе действия, т.е. это признак непостоянный.

  2. Слово желтый непроизводное, оно не образовано от глагола. Слово желтеющий образовано от глагола желтеть.

7. Синтаксический разбор предложения

Люблю дымок спалё(н, нн)ой жнивы, в степи н…чующий обоз и на холме средь ж…лтой нивы чету б…леющих берёз.

- Выписать причастия и сделать морфемный разбор.

8. Сопоставление окончания причастий и прилагательных в единственном числе.

  • И.п. (какое?) волнующееся синее море

  • Р.п. (какого?) волнующегося синего моря

  • Д.п. (какому?) волнующемуся синему морю

  • В.п. (какое?) волнующееся синее море

  • Т.п. (каким?) волнующимся синим морем

  • П,п. (о каком?) о волнующемся синем море

9. Понятие о причастном обороте

Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.


Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой.

10. Выделение причастного оборота

1.Причастный оборот выделяется запятой или запятыми, если он стоит после определяемого слова
Струя пены, отбрасываемая кормой корабля, прошла через океан белой чертой.
2. Причастный оборот не выделяется, если он стоит перед определяемым словом.
Грэй лёг у костра и смотрел на отражавшую огонь воду.

11. К предложениям подберите подходящие по смыслу причастные обороты и запишите предложения, расставляя знаки препинания.

  • Тучи … обещали дождь.

  • Цветы … красивы.

  • Попугай … оказался говорящим.

  • Повесть … известна всем.

  • Молодой человек … пришел на встречу пораньше.

  • Слова для справок: растущий в саду, назначивший девушке свидание, купленный в зоомагазине, гонимый ветром, отредактированный корректором.

12. Тренировочные упражнения

1.Из группы слов вычеркните лишнее.
1)Смеющийся, смеявшийся, смеясь, рассмеявшиеся.
2)Рассчитывавший, готовящийся, бушующий, величайший.
3)Распечатанный, раскрытый, отправленный, торжественный.

2.Укажите словосочетание «прич.+сущ.»

1) бушующее море летящий самолёт
2) сидящие на дереве удивительный дом
3) зеркальная поверхность спускающийся к берегу
4) выполнивший задание удивляющийся всему
3. Найдите и выделите причастный оборот
Охотник смотревший с берега долго протирал глаза.

13. Замените СПП с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом.

1. Река, которая синела (в) дали, звала нас прохладой и свежестью пр…брежных кустов.

2. Справ… был слышен шум тракторов, которые возвращались с поля.

3. Мы шли домой (в) доль опушк… (не) большой рощ…, которая подб…ралась к самому берегу реки.

Работа по учебнику.

  1. Д/З. Напишите сочинение, соответствующее части С, соблюдая все критерии оценок. Упр.307

  2. Итог урока. Давайте подведем итог нашего урока. Что же такое причастие и в чём его сила?

3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русскому языку в 10 классе по теме «Повторение по теме «Причастие»

Автор: Лапкаева Наталия Сергеевна

Дата: 27.01.2019

Номер свидетельства: 497333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Культура речи и языковая норма "
    ["seo_title"] => string(34) "kul-tura-riechi-i-iazykovaia-norma"
    ["file_id"] => string(6) "137295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417332600"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Разработка урока русского языка с использованием интерактивной доски SMART на тему "Сложноподчинённые предложения с местоименно-определительными придаточными" "
    ["seo_title"] => string(175) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-s-ispol-zovaniiem-intieraktivnoi-doski-smart-na-tiemu-slozhnopodchinionnyie-priedlozhieniia-s-miestoimienno-opriedielitiel-nymi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "137341"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417339333"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: Повторение по темам: «Причастие», «Деепричастие». "
    ["seo_title"] => string(109) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie-po-tiemie-povtorieniie-po-tiemam-prichastiie-dieieprichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "188257"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426648737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства