Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола"»
Даниярова Сауле Ерденовна
Учитель русского языка и литературы
школы-гимназии №7
имени Гали Орманова
Тема: Деепричастие как особая фора глагола
Форма: интегрированный урок русского языка и литературы
Метод: исследовательский, решение грамматических задач
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: познакомить с лексическим и грамматическим значениями деепричастия как особой формой глагола.
Задачи:
Дать определение понятиям «Деепричастие», « Грамматические признаки деепричастия»
Развивать умение видеть деепричастие и использовать его в речи, формировать вопросы.
Воспитывать внимание к слову как носителю информации.
Оборудование:
алгоритмы;
компьютерный программно-методический комплекс по русскому языку;
раздаточный материал
лист контроля качества знаний.
Ход урока
Организационный момент. Звучит песня «Улыбка»
Прежде, чем мы начнем урок, посмотрим друг на друга .Улыбнемся друг другу. От улыбки мир светлей . «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется»
Наш урок необычен своей формой проведения. Нам предстоит на уроке найти ответы на ряд вопросов по теме. А для этого мы представим себя в научном центре, и вы молодые ученые лингвисты . Перед каждой группой будут поставлены определенные задачи. И решить их необходимо в согласии, в умение слушать друг друга и уважать мнение коллег . Это основное правило работы в группах. В каждой группе свой эксперт, который будет оценивать работ каждого члена группы
ІІ. Побуждение
Лингвистическая разминка
Найди лишнее слово”
ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ;
БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ;
ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ;
ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ.
Слова , которые вошли в список «лишних» называются деепричастиями
Итак , тема урока «Деепричастие как особая форма глагола»
Историческая информация
Деепричастие произошло от двух слов:дее ( от деяти в значении делать ) + причастие ( ср. причастность )
Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.(1мин)
ІІІ. Осмысление
Мини- исследование
Подошло время для поиска . По наводящим вопросам соберите информацию о деепричастии
Мнение каждого члена группы важно . Обсуждайте.
На каждом столе лежат карточки
1 группа
Прочитайте предложения. Найдите грамматическую основу. Сравните , в чем разница, предложенных предложений. Какие слова обозначают основное действие в первом предложении и во втором предложении? А какие -добавочное? На какие вопросы эти слова отвечают?
Где-то близко ударил гром и напугал всех
Где-то близко ударил гром, напугав всех.
Вывод. От какой части речи образуется деепричастие?
Что обозначает деепричастие? На какие вопросы отвечают деепричастия? Какие признаки глагола сохранились в деепричастии?
2 группа
Прочитайте слова . Обратите внимание, при помощи каких суффиксов образуются деепричастия
Молчать – несов. вида - ( что делая?) молча,
Улыбаться-несов.вида – ( что делая ?) –улыбаясь
Сдать –сов.вида – (что сделав? ) сдав
Улыбнуться – сов. Вид- ( что сделав?) улыбнувшись
Алгоритм исследования
а) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).
б) Добавьте суффикс -а- или -я-., в- или- вши-
.Задай к деепричастию вопрос.
.Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? - это деепричастие несовершенного вида.
Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида.
Вывод.
Как и при каких условиях образуется деепричастие? При помощи каких суффиксов образуются деепричастия?
Имеет ли деепричастие окончание? Какой отсюда вывод?
Какие признаки глагола сохранились в деепричастии?
Заполните таблицу. Суффиксы деепричастия
Деепричастия несовершенного вида
(что делая?)
Деепричастие совершенного вида
( что сделав?)
3 группа
Спишите. Поставьте вопросы к деепричастиям по образцу. Подчеркните по членам предложения
Образец: Дед и бабушка слушали мать ( что делая? Как ?), молча.
Старушка, не переставая, говорила. Он уедет, закончив работу. Стихи звучат, переполняя душу
Вывод Каким членом предложения является деепричастие ?
Какая часть речи в предложении чаще всего является обстоятельством?
Какие признаки наречия присутствуют в деепричастии?
Каждой группе дать выступить
Итак ,ребята, что мы выяснили о деепричастии? Заполните таблицу / на экране ученики заполняют таблицу/
Грамматические признаки деепричастия
Признаки глагола
Признаки наречия
Вид
падая (несов. в.)
осветив (сов. в.)
2. Возвратность/ невозвратность
осветившись
3. Переходность/непереходность
покрывая её (в. п.)
Не изменяется
Покрывал ( Что делая?) падая
2.Синтаксическая роль: падал (как?)
покрывая(обстоятельство)
Подведем итог нашего исследования .
Что называется деепричастием? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Грамматические признаки деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия. Скажите , а от какой части речи ставится вопрос к деепричастию?
Выясним, какова роль деепричастий в художественной речи. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением.
Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Ласкаясь, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре – Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!
– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете? Как вы думаете , почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий?
Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.
Вывод .Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению
Вот еще один пример
Работа с тексом (10мин)
Жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась. Веселая, добрая речка.
Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку, пощекотав ее своим длинным лучиком. Да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. "Что за глупые шутки?" - подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить.
Расстроенная, обиженная, речка рассердилась, фыркнула и... вышла из себя. Из берегов своих. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка.
Все понимает бывшая речка, а теперь - бесформенная, мелкая, огромная мутная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может: сил больше нет. Качается стоячая вода меж кустов и деревьев. Болотом стала чистая, светлая речная вода.
Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем выходить из своих берегов? Тише, пожалуйста... Тише... А то не миновать беды...
Беседа по содержанию текста
Скажите, что-то вас насторожило?
Какой была речка?
Как вы понимаете « Веселая и добрая»?
Какие намерения были солнца?
Что же случилось с речкой?
Какой стала речка?
Скажите, как последний абзац связан с содержанием текста?
Почему после каждого предложения стоят многоточия?
Как вы думаете о чем предупреждает нас автор рассказа?
Выпишите слова, которые характеризуют речку
С хорошей стороны с плохой стороны
Есть ли в данном тексте причастия и деепричастия ?
Составить диаграмму Венн «Деепричастие и причастие».
ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Выпишите предложения с деепричастием
Произведите морфологический разбор .
Два ученика выполняют у доски
1 группа Все понимает бывшая речка
2группа Деепричастие Решило развеселить речку, пощекотав ее своим длинным лучиком.
3 группа. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить.
Обсудите в группах
IV. Рефлексия Подведение итогов.
Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова по изученной теме.
... себя называю,
... действие обозначаю,
На вопрос... отвечаю,
... и ... вида бываю,
... поясняю.
Чтобы от глагола меня образовать,
надо ... взять.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слово экспертам Выставление оценок
Дома: Выпишите 5 глаголов несовершенного вида и 5 глаголов совершенного вида , образуйте деепричастия Выделите суффиксы
Итак, ребята, сегодня вы еще раз убедились, как важно изучать грамматику русского языка . Это нелегко, но это в ваших руках! Под таким девизом прошел наш урок.
А теперь послушайте притчу:
Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.
-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?
Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:
-Все в твоих руках!
-Ребята, скажите, как поступил ученик?
-Он выпустил бабочку.
-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
["file_id"] => string(6) "116664"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412579613"
}
}