kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с лексическим и грамматическим значениями  деепричастия как особой формой глагола

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола"»



Даниярова Сауле Ерденовна

Учитель русского языка и литературы

школы-гимназии №7

имени Гали Орманова


Тема: Деепричастие как особая фора глагола

Форма: интегрированный урок русского языка и литературы

Метод: исследовательский, решение грамматических задач

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить с лексическим и грамматическим значениями деепричастия как особой формой глагола.

Задачи:

  1. Дать определение понятиям «Деепричастие», « Грамматические признаки деепричастия»

  2. Развивать умение видеть деепричастие и использовать его в речи, формировать вопросы.

  3. Воспитывать внимание к слову как носителю информации.

Оборудование:

  • алгоритмы;

  • компьютерный программно-методический комплекс по русскому языку;

  • раздаточный материал

  • лист контроля качества знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент. Звучит песня «Улыбка»

Прежде, чем мы начнем урок, посмотрим друг на друга .Улыбнемся друг другу. От улыбки мир светлей . «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется»

Наш урок необычен своей формой проведения. Нам предстоит на уроке найти ответы на ряд вопросов по теме. А для этого мы представим себя в научном центре, и вы молодые ученые лингвисты . Перед каждой группой будут поставлены определенные задачи. И решить их необходимо в согласии, в умение слушать друг друга и уважать мнение коллег . Это основное правило работы в группах. В каждой группе свой эксперт, который будет оценивать работ каждого члена группы

ІІ. Побуждение

Лингвистическая разминка

Найди лишнее слово”

  • ЛЮБОВАТЬСЯ, ГУЛЯТЬ, ВОСХИЩАЯСЬ, ГОРДИТЬСЯ;

  • БЫСТРО, ВЕСЕЛО, ХОРОШО, ЛЮБУЯСЬ;

  • ГОВОРИЛ, ГУЛЯЯ, УЛЫБАЛСЯ, РАДОВАЛСЯ;

  • ОСНОВАТЕЛЬНО, КРАСИВО, СОВРЕМЕННО, ВОПЛОТИВ.

Слова , которые вошли в список «лишних» называются деепричастиями

Итак , тема урока «Деепричастие как особая форма глагола»

Историческая информация

  • Деепричастие произошло от двух слов:дее ( от деяти в значении делать ) + причастие ( ср. причастность )

  • Термин был введён грамматику М. Смотрицким в начале ХYII века. До XYII века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.(1мин)

ІІІ. Осмысление

Мини- исследование

Подошло время для поиска . По наводящим вопросам соберите информацию о деепричастии

Мнение каждого члена группы важно . Обсуждайте.

На каждом столе лежат карточки

1 группа

Прочитайте предложения. Найдите грамматическую основу. Сравните , в чем разница, предложенных предложений. Какие слова обозначают основное действие в первом предложении и во втором предложении? А какие -добавочное? На какие вопросы эти слова отвечают?

Где-то близко ударил гром и напугал всех


Где-то близко ударил гром, напугав всех.


Вывод. От какой части речи образуется деепричастие?

Что обозначает деепричастие? На какие вопросы отвечают деепричастия? Какие признаки глагола сохранились в деепричастии?

2 группа

Прочитайте слова . Обратите внимание, при помощи каких суффиксов образуются деепричастия

Молчать – несов. вида - ( что делая?) молча,

Улыбаться-несов.вида – ( что делая ?) –улыбаясь

Сдать –сов.вида – (что сделав? ) сдав

Улыбнуться – сов. Вид- ( что сделав?) улыбнувшись

Алгоритм исследования

    1. а) Отбросьте окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).

б) Добавьте суффикс -а- или -я-., в- или- вши-

    1. .Задай к деепричастию вопрос.

    2. .Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? - это деепричастие несовершенного вида.

    3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида.

Вывод.

Как и при каких условиях образуется деепричастие? При помощи каких суффиксов образуются деепричастия?

Имеет ли деепричастие окончание? Какой отсюда вывод?

Какие признаки глагола сохранились в деепричастии?

Заполните таблицу. Суффиксы деепричастия


Деепричастия несовершенного вида

(что делая?)

Деепричастие совершенного вида

( что сделав?)






3 группа

Спишите. Поставьте вопросы к деепричастиям по образцу. Подчеркните по членам предложения

Образец: Дед и бабушка слушали мать ( что делая? Как ?), молча.

Старушка, не переставая, говорила. Он уедет, закончив работу. Стихи звучат, переполняя душу

Вывод Каким членом предложения является деепричастие ?

Какая часть речи в предложении чаще всего является обстоятельством?

Какие признаки наречия присутствуют в деепричастии?

Каждой группе дать выступить


Итак ,ребята, что мы выяснили о деепричастии? Заполните таблицу / на экране ученики заполняют таблицу/


Грамматические признаки деепричастия

Признаки глагола

Признаки наречия

  1. Вид

падая (несов. в.)

осветив (сов. в.)

2. Возвратность/ невозвратность

осветившись

3. Переходность/непереходность

покрывая её (в. п.)

  1. Не изменяется

Покрывал ( Что делая?) падая

2.Синтаксическая роль: падал (как?)

покрывая (обстоятельство)

Подведем итог нашего исследования .

Что называется деепричастием? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Грамматические признаки деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия. Скажите , а от какой части речи ставится вопрос к деепричастию?

Выясним, какова роль деепричастий в художественной речи. Я хочу познакомить вас с очень необычным стихотворением.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

– В чем необычность стихотворения? (48 деепричастий и один деепричастный оборот) Сколько предложений в тексте? Почему же мы называем это предложение текстом? Какая картина нарисована с помощью деепричастий? Что вы себе представляете? Как вы думаете , почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий?

Это стихотворение называется “Лодорский водопад”, автор английский поэт Роберт Саути. Оно интересно не только по содержанию, но и по форме, написано в виде пирамиды, чтобы подчеркнуть сходство с потоком воды. Образ водопада изменчив: он покорный и бунтующий, спокойный и резвый.

Вывод .Деепричастия дают разнообразные характеристики действию, характеризуют действия с разных сторон: по цвету, звуку, движению

Вот еще один пример

Работа с тексом (10мин)

Жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Лес поила прохладной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась. Веселая, добрая речка.

Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела ее вода. Заметило это солнце. Решило развеселить речку, пощекотав ее своим длинным лучиком. Да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. "Что за глупые шутки?" - подумала она обиженно. А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить.

Расстроенная, обиженная, речка рассердилась, фыркнула и ... вышла из себя. Из берегов своих. Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше - до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше растекается речка.

Все понимает бывшая речка, а теперь - бесформенная, мелкая, огромная мутная лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может: сил больше нет. Качается стоячая вода меж кустов и деревьев. Болотом стала чистая, светлая речная вода.

Не надо кричать... И дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем выходить из своих берегов? Тише, пожалуйста... Тише... А то не миновать беды...

Беседа по содержанию текста

  • Скажите, что-то вас насторожило?

  • Какой была речка?

  • Как вы понимаете « Веселая и добрая»?

  • Какие намерения были солнца?

  • Что же случилось с речкой?

  • Какой стала речка?

  • Скажите, как последний абзац связан с содержанием текста?

  • Почему после каждого предложения стоят многоточия?

  • Как вы думаете о чем предупреждает нас автор рассказа?

Выпишите слова, которые характеризуют речку

С хорошей стороны с плохой стороны


Есть ли в данном тексте причастия и деепричастия ?

Составить диаграмму Венн «Деепричастие и причастие».

ПРИЧАСТИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Выпишите предложения с деепричастием

Произведите морфологический разбор .

Два ученика выполняют у доски

1 группа Все понимает бывшая речка

2группа Деепричастие Решило развеселить речку, пощекотав ее своим длинным лучиком.

3 группа. Оказывается, совсем маленький лосёнок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить.

Обсудите в группах








IV. Рефлексия Подведение итогов.

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова по изученной теме.

... себя называю,

... действие обозначаю,

На вопрос... отвечаю,

... и ... вида бываю,

... поясняю.

Чтобы от глагола меня образовать,

надо ... взять.


Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:


  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…

Слово экспертам Выставление оценок

Дома: Выпишите 5 глаголов несовершенного вида и 5 глаголов совершенного вида , образуйте деепричастия Выделите суффиксы

             Итак, ребята, сегодня  вы еще раз убедились, как важно изучать грамматику русского языка . Это нелегко, но это в ваших руках! Под таким девизом прошел наш урок.

А теперь послушайте притчу:

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.

Это в ваших руках!


Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола"

Автор: Даниярова Сауле Ерденовна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383735

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока "Деепричастие как особая форма глагола""
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt_uroka_dieieprichastiie_kak_osobaia_forma_ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "383410"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485279019"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок русского языка "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(58) "urokrusskoghoiazykaupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256685"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448198898"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие" с использованием элементов технологии критического мышления "
    ["seo_title"] => string(139) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastiie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-tiekhnologhii-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "116664"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412579613"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация к уроку  "Употребление деепричастий" в 7 классе"
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiiakurokuupotrieblieniiedieieprichastiiv7klassie"
    ["file_id"] => string(6) "256692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448199346"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "«Обобщающее повторение. В стране изученных Деепричастий» (урок-путешествие)"
    ["seo_title"] => string(85) "obobshchaiushchieiepovtorieniievstranieizuchiennykhdieieprichastiiurokputieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "257915"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448403006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства