Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксический разбор предложения"»
МОУ «Салтыковская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
Синтаксический разбор предложения
(5 класс)
Провела Гаврюшина О.Н.
учитель русского языка
и литературы
2021 – 2022 учебный год
Синтаксический разбор предложения. Обобщение и закрепление.
Цели и задачи:
Познакомить с порядком синтаксического разбора простого и сложного предложения.
Повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение».
Развитие творческого мышления, речи учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветственное слово)
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять».
2. Актуализация знаний.
- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание: мы должны отгадать зашифрованное слово, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
с
и
н
т
а
к
с
и
с
1. Название главного члена предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи и выражается чаще всего глаголами, подчёркивается двумя чертами. (Сказуемое)
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И)
3. Название предложений по интонации, которое произносится спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций. (Невосклицательное)
4. Название падежа, который отвечает на вопросы КЕМ? ЧЕМ? (Творительный)
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А)
6. Знак препинания, который всегда выделяет прямую речь. (Кавычки)
7. Два слова, связанные по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
8. Название падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный)
9. При помощи чего соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз)
- В итоге получилось слово Синтаксис.
- Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.
Б О Р Р А З (разбор)
- В итоге получилось слово Разбор.
- А теперь давайте сформулиркуем тему урока: Синтаксический разбор предложения.
- А определить цели нашего урока вам помогут карточки, которые находятся у вас на столе. Прилепите на доску карточки, которые содержат понятия, относящиеся к синтаксису.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБРАЩЕНИЕ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ЗВУК ПРИСТАВКА БУКВА ОРФОГРАММА ОКОНЧАНИЕ
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Открытие нового знания.
1) Первая станция «Словосочетание».
-Что такое словосочетание?
- На доске даны фразы, девочки записывают только словосочетания, мальчики - то, что не является словосочетанием.
Падают листья; сильный ветер; чудесный день; жёлтые и красные; дождливая осень; у леса.
Проверка. А теперь, сверим ответы.
- Встаньте те девочки, у кого записаны такие словосочетания.
- Проверим, что записали мальчики.
- Что можно составить из словосочетания? (предложения)
Физминутка. Я называю члены предложения, а вы должны поднять руку: главный член
предложения – правую, второстепенный – левую.
2) «Простое предложение».
Придорожная канава заросла разными цветами: ромашками, колокольчиками, васильками. У дороги стояла белая береза и зелёный клён. Как красиво осень убрала деревья в золотой убор! Ребята, мы пойдём завтра собирать опавшие листья?
Записать под диктовку предложения. Сделать синтаксический разбор. Ответиь на вопросы:
- Являются ли записанные предложения текстом? Почему?
3) «Сложное предложение».
- А теперь прочитайте материал, данный на карточках. Это текст? Почему? Как его можно озаглавить?
Хитрая рыба.
Долго сидел я с удочкой на берегу, но рыба не клевала. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. На чистом месте тень от удочки видна, и хитрая рыба не шла к крючку.
- Из текста выписать сложное предложение, которое соответствут схеме == , и === . Сделать синтаксический разбор.
- А ещё сложное предложение есть в этом тексте? Какое? Охарактеризовать.
5. Рефлексия.
– Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке
Узнал… научился…
Затруднялся…
Могу похвалить себя за …
6. Домашнее задание.
П.46-47; упр. 241 (составить рассказ, испульзуя разные предложения).
Самоанализ урока.
Урок поведён в 5 классе по теме «Синтаксический разбор предложения». Данный урок может быть отнесён по типу к уроку обобщения и систематизации знаний, т.к. цель - обобщение единичных знаний в систему, а именно: познакомить с порядком синтаксического разбора простого и сложного предложения; повторить и систематизировать знания по теме «Простое и сложное предложение»; развитие творческого мышления, речи учащихся.
Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Материал подавался научным, но доступным языком, прослеживалась логичность подачи материала. Урок состоял из основных этапов: организационный момент (приветственное слово), актуализация знаний, сообщение темы и целей урока, открытие нового знания, рефлексия, домашнее задание. Работа на уроке способствовала развитию ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
Урок строился соответственно интересам, темпераменту и развитию учащихся. Все 7 человек справились с индивидуальным заданием на разном уровне: «отлично» - 1 человек, «хорошо» - 4 человека; «удовлетворительно» - 2 человека. В уроке принимали участие все ученики класса, но особенно активны были на этапе актуализации знаний.
Данный урок был построен с опорой на предыдущие знания. Для поддержания интереса использовала на уроке смену видов деятельности: работа со словарём, просмотр презентаций, работа у доски, игровые моменты и т.д..
Итоги урока были подведены, домашнее задание носило обязательный характер и по выбору.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, прослеживалась взаимная заинтересованность всех участников урока.
27.11.2021. Учитель Гаврюшина О.Н.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
С
И
Н
Т
А
К
С
И
С
Синтаксический
разбор
предложения.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ
ЗВУК
ОКОНЧАНИЕ
ОРФОГРАММА
БУКВА
ПРИСТАВКА
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
___________________________________
Долго сидел я с удочкой на берегу, но рыба не клевала. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. На чистом месте тень от удочки видна, и хитрая рыба не шла к крючку.
___________________________________
Долго сидел я с удочкой на берегу, но рыба не клевала. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. На чистом месте тень от удочки видна, и хитрая рыба не шла к крючку.
___________________________________
Долго сидел я с удочкой на берегу, но рыба не клевала. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. На чистом месте тень от удочки видна, и хитрая рыба не шла к крючку.
___________________________________
Долго сидел я с удочкой на берегу, но рыба не клевала. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. На чистом месте тень от удочки видна, и хитрая рыба не шла к крючку.
___________________________________
Долго сидел я с удочкой на берегу, но рыба не клевала. А дед под кустиком сидит и уже ведерко наловил. Сел и я в тени. Сразу пескари клевать стали. На чистом месте тень от удочки видна, и хитрая рыба не шла к крючку.