Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Сложные предложения"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 р.п. Тумботино
урок русского языка в 4 классе
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип урока: открытия нового знания.
Учитель: Логинова Татьяна Алексеевна
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип урока: Открытия нового знания.
Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения.
Задачи:
- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
-Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
-Сформировать представления о простых и сложных предложениях.
-Познакомить с правилами постановки запятых в сложном предложении.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
- Познавательные умения: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя.
- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.
- Я рада видеть своих коллег, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.
-Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!»
- Откройте тетради и запишите число. Настраиваются на работу.
II этап Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.
Цель - актуализировать знания
- Начнем урок со словарной работы.
Словарная работа (по лексическому значению угадывают и записывают слово)
Север (Одна из четырех стран света. Местность с холодным, суровым климатом, холодные края)
Интерес (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)
Ноябрь (Одиннадцатый месяц календарного года)
Телефон (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио)
Аллея (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)
Костер (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)
Стакан (обычно стеклянный сосуд, близкий по форме к цилиндру или усечённому конусу, без ручки. Применяется для холодных и горячих напитков.
Иней (вид твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического водного льда различной мощности, нарастающего на поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре почвы...)
Столица (Главный город государства)
- Самопроверка. Оцените себя (по слайду)
- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)
- Что такое синтаксис? (раздел языка, который изучает словосочетания и предложения)
- Понятно, когда изучают глубины океанов, космическое пространство, недра нашей Земли, а что значит изучать предложение? (Это значит: дать характеристику предложению, рассказать о нем всю информацию).
Делимся на группы. Перед вами таблица (Приём «З-Х-У»)
Давайте заполним таблицу. Напишите, что вы знаете о предложении.
Знаем
Хотим узнать
Узнали
Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.
По интонации: восклицательные, невосклицательные.
По наличию второстепенных членов предложения бывают: распространенные и нераспространенные.
В предложении могут быть однородные члены предложения:
Проверка по слайду на интерактивной доске.
III этап. Работа над новым материалом. Подведение детей к самостоятельному выводу.
- Как вы думаете, все ли мы знаем о предложении? Или возможны еще есть неоткрытые странички в Книге знаний? (ответы детей) Ну что ж, в споре рождается истина! Напишите, что бы вы хотели узнать о предложении. (Приём «З-Х-У») (ответы детей)
Вы помните наш девиз? «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!»
А давайте поиграем!
Игра «Договори предложение» - Назовите жанры литературы.
От топота копыт (пыль по полю летит) скороговорка
Унылая пора (очей очарованье) стихотворение. Кто написал стихотворение?
Вороне где-то бог (послал кусочек сыру) басня. Кто автор этих строк?
Глаза боятся, а руки (делают) - пословица
Как вы понимаете смысл пословицы?
(Говорят перед началом трудной работы, которую все равно нужно сделать .Смысл этой пословицы в том, что как посмотришь на новое дело, и кажется не осилишь его, или дел целая куча, и кажется, что не удастся со всеми справится.)
- Запишите пословицу. - Выполним разбор предложения по членам. Вызываю ученика к доске. Составьте схему предложения.
- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)
А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое) Как можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное)
- Кто догадался, какова тема нашего урока (Тема: Простые и сложные предложения)
- В чём будем упражняться (узнавать простое и сложное предложения)
- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять их на письме)
- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)
Работа со слайдом. Приведите примеры простых и сложных предложений.
ІV.Физкультминутка
V. Применение новых знаний:
Перед вами три предложения. Работа по слайду.
Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]
Дуют ветра. [ __ ‗ ]
Птицы попрятались. [ __ ‗ ]
– Дайте характеристику предложениям. Составте из этих трех предложений – сложное и схему предложения.
- Работают с предложением: Наступил ноябрь, дуют ветра, птицы попрятались. (сложное, состоит из трех простых, между частями ставим запятые)
[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].
- Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?
- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.
- Выстраивают алгоритм работы с предложениями. Работа по слайду.
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматическую основу.
3. Определить сложное или простое предложение.
4. Если предложение сложное, то поставить знаки препинания.
Работа в группах:
- Проведите исследование (работа с дидактическими карточками)
Мы ехали домой заморосил дождик.
Травка зеленеет солнышко блестит.
Сверкнула молния хлынул поток дождя.
Я купил много ручек карандашей красок и тетрадей.
Петя Даша Коля Тимур отправились на поиски приключений.
Сверкнула молния хлынул поток дождя.
Среди даннных предложений, найдите сложные предложения, поставьте нужные знаки препинания. Проверка по слайду.
VІ. Итог:
Давайте опять вернемся к нашей таблице. У нас остался, не заполнен один столбец. Делимся на группы. Что вы узнали нового о предложении? Запишите. (Приём «З-Х-У»)
Давайте заполним таблицу
Знаем
Хотим узнать
Узнали
1.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
2.По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.
4.По наличию второстепенных членов предложения бывают: распространенные и нераспространенные.
5.В предложении могут быть однородные члены предложения:
Предложения бывают не только простыми, но и сложными.
Простые предложения, входящие в состав сложных предложений, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой.
Проверка по интерактивной доске. Парная работа. Задание: вспомнить пословицу, в которой несколько грамматических основ, (время на обсуждение минута). Затем обсудим.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.
Что говорят взрослые, то дети повторяют.
Карандаш пишет, а молот - кует.
Дети плачут, а у матери сердце болит.
Добрая слава лежит, а худая слава вперед бежит.
Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется
(Запись трех пословиц. Грамматические основы, схемы предложений)
VIІ.Рефлексия учебной деятельности
Цель - научить осознавать свои достижения
- Подошёл к концу наш урок.
- Оцените свою работу на уроке.
Прокомментируйте свой результат:
- я старался, но не всё получилось;
- со всеми заданиями я справился. Оценивание учащихся.