Актуализа ция имеющихся знаний, «Мозговая атака», формирование новых знаний, индивидуальная и групповая работа. «Фишбоун» | «Мозговая атака» Ответы детей. Заполнение «Фишбоун» по группам. Алтана читает из словаря: ОТКРЫТКА- 1. Специальная почтовая карточка для открытого письма. 2.Карточка такого формата с художественным изображением. Коллекционирование открыток называется филокартией. «Исследовате- ли » делают сообщения: Гиляна : Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. И за это «открытие» все должны быть благодарны солдатам времен франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелегкой доле. А особые творческие натуры дополняли написанное рисунком. Чем не почтовая открытка? -Донара: Англичане же вспомнят, что первая открытка была рождественской, и её автором стал сэр Генри Коул. В 1840 году Генри Коул, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых , обратился к уже известному ему способу поздравления – он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек , на которых была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, картинку дополняла надпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть Генри Коул продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки. Именно она открыла путь типографскому производству открыток. Лена : А «первооткрыватели-рекордсмены» китайцы так и останутся при своём мнении: открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить их лично и принять поздравления. В те времена ещё не было секретарей. Донара: Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Дети рассматривают слайды с изображением первых открыток. «Мозговая атака» Ответы детей. Предполагаемый ответ: 1.«Красоту можно передать словом, цветом и звуком» 2.Тюльпаны-исчезающий вид, потому занесены в Красную книгу. Заполняют таблицу «Садовые и степные тюльпаны» | Как вы думаете, что такое открытка? (варианты детей) Проведем «исследование». Заполните «Фишбоун»,прослушав все сообщения группы «исследателей». -Я попросила Алтану, чтобы она посмотрела объяснение этого слова в словаре С.Ожегова. В последние годы искусство открытки переживает настоящий бум, став одной из самых широко распространенных разновидностей графики. Здесь можно встретить безбрежное многообразие вариантов, которое только возможно придумать, как по части выразительных средств и сюжетов, так и с точки зрения формы самих открыток. Но открытка, как и все в нашей жизни, имеет свою историю. Потому для начала предлагаем вам обратиться к истокам, посмотреть, с чего же все начиналось В этом мне помогут Гиляна ,Лена и Донара. -Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии, Китае? В 17, 18, 19 веке или еще раньше? -А мне нравится версия тех ученых, которые говорят, что прообразом открыток были лубочные картинки на Руси. - На каком уроке вы уже встречались с этим словом? Что оно обозначает? При изучении какой темы? Что чаще изображалось на лубке? Особенно популярны были сюжеты из сказок и былин, картины народной жизни. Их покупали на ярмарках, дарили друг другу, ими украшали стены в доме. В России открытки (открытые письма) были введены в обращение 1 января 1872 года. Тогда они ещё были без иллюстраций. С одной стороны открытки писался адрес и наклеивалась марка, а на другой писалось письменное сообщение. Первыми иллюстрированными открытками в России считают фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы В конце 19 века над созданием открыток трудились лучшие художники Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шёлк и некоторые другие материалы. Столь кропотливая, почти «каторжная» работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавало открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства. Поздравительные открытки отличались изящной работой и украшались золотым тиснением. - Сейчас в магазинах огромное количество разнообразных открыток на любой вкус и к любому празднику. - Зачем мы будем изготавливать открытку, если ее можно купить в магазине? - Действительно, типографские открытки лишены индивидуальности, лишены тепла и обаяния, которыми могут дышать непрофессионально, но с душой сделанные открытки-поздравления. - Рассмотрите все открытки, которые вы принесли из дома. Что изображено на них? (цветы) - Почему чаще всего на открытках изображают цветы? - Цветы – во все времена – символ любви, верности, памяти. Они стали неизменными спутниками праздников, ярких событий, юбилеев. О них сложено немало легенд. Дарить красоту - пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них – лекарственные, из них варят варенье, делают духи. И все-таки главное - это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшается настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь мрачной. -Что знаете о тюльпанах? По группам заполните таблицу «Садовые и степные тюльпаны» Ребята, а как мы можем передать красоту, показать ее другим? - Как красивы цветы в букете. Но сорванные цветы – мертвые цветы. - Какой цветок самый красивый? (тот, который растет и радует всех окружающих) | Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других. Познавательные УУД. Словарная работа на доске способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей. -Опережающее задание для детей. Словарная работа на доске способствует развитию речи, обогащает словарный запас детей. Связь с литературным чтением. Наглядный метод обучения удерживает произвольное внимание младших школьников Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог | |
Практическая работа -по разным уровням сложности. | Предполагаемый ответ: чтобы найти наиболее удобный способ Выполняют работы по выбранному ими уровню сложности: Базовый уровень: Выполнить открытку с одним тюльпаном (бутоном или одним раскрывшимся цветком . Повышенный уровень сложности: Выполняют открытку с букетом/дополняют пчелками, бабочками, жуками ,солнцем/ изменяют форму открытки/добавляют контур из пластилина, прожилки из пластилина контрастного цвета. На доске вывешивают готовые открытки: | - Сегодня вам предстоит выполнить открытку « Тюльпаны»необычным способом. Этот способ называется Пластилинография. Выполняется эта работа на цветном картоне с помощью пластилина. Другими словами,мы с вами будем рисовать тюльпаны пластилином. Работать мы будем под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» - Своими ощущениями вы поделитесь после выполнения работы. Алгоритм выполнения открытки: 1. согнуть лист цветного картона пополам. 2 раскрыть лист 3. Определиться с цветом тюльпана, и только потом скатать 4 средних и 1 длинную полоску нужного цвета . 4. Положить композиционно правильно средние 4 полоски на картоне над длинной, выложенной дугой. 5. путем растягивания и нажима сделать 3 лепесточка. 6. сделать для тюльпана листочки и стебель. 7.Если тюльпанов больше ,чем один, повторить еще 2 раза. Дарим нечетное количество цветов . | Познавательные и регулятивные УУД Во время работы ведется съемка видео. | |
Подведение итогов, анализ работ, рефлексия урока, синквейн .соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала. | Дети оценивают все продемонстрированные работы путем голосования: каждый ребенок метит одним мелком их 3-х основных цветов всего 3 лучшие работы, затем определяется рейтинг всех работ. Выполняют синквейн. Каждый ученик пишет свой ,после обсуждения-общий. Подводят итоги: -Научились работать в новой технике; -Доказали,что открытка-искусство Цели и задачи выполнили . | - Вы работали в группах с разными красками. Какие ваши впечатления? - Что вам помогло в выполнении работы? - Посмотрите на прекрасные букеты цветов. Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок… Если все: и я, и ты- Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты.. И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты Если мы сорвем цветы…(Т.Собакин) - Я думаю, что ваши цветы никогда не завянут и будут радовать вас и ваших близких очень долго. Напишите синквейн. Доказать по группам ,что открытка- искусство. Итоги урока: -Какую учебную задачу ставили в начале урока? -Что можете сказать? | Познавательные УУД. | |