kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока в 4 классе "Неопределенная форма глагола".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока и презентация к уроку.

Основная цель: создание условий для формирования понятия  о неопределённой форме глагола.

Задачи:

- научить учащихся  делать выводы, распределяя глаголы по группам и выделять новую группу глаголов;

- развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;

- воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неопределенная форма глагола»

Тема урока: Неопределенная форма глагола.


Параметры урока

Содержание параметров

Программа, учебник, особенности

Программа развивающего обучения Л.В. Занкова

Автор А.В.Полякова

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология оценивания достижений.

тип урока

Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Образовательная цель и задачи

Основная цель: создание условий для формирования понятия о неопределённой форме глагола.

Задачи:

- научить учащихся делать выводы, распределяя глаголы по группам и выделять новую группу глаголов;

- развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания;

- воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль.

Предметные результаты

- отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам;

- по окончанию находить глаголы в неопределённой форме;

- правильно записывать глаголы в неопределённой форме.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уроках открытия новых знаний.

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- делать выводы в результате совместной работы класса.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД.

- донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме;

- слушать и понимать друг друга.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога.

Личностные результаты

Является формирование следующих умений:

-определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить.

Средством достижения этих результатов является парно-групповая работа.

Задачи здоровьесбережения: 

-способствовать улучшению психоэмоционального состояния ребенка на уроке;
- активизировать деятельность учащихся по формированию привычки к сохранению собственного здоровья ( следить за осанкой во время письма, способствовать развитию зрительного восприятия через физминутку для глаз)


Оборудование: Для учащихся: учебники, тетради, карточки для работы в паре, в группе. Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока:


I.Организационный момент. (слайд 2)

Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.

II. Чистописание.

Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше.

Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. (Слайд 3)

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

III. Актуализация знаний о глаголе.


Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кор.:Что бы вы пожелали ребятам?

Часть речи: Чтобы русский все ребята

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

- О какой части речи пойдёт речь на уроке?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

2. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?

- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?

- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?

-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….


IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи. (слайд 4)

-Прочитайте написанные на доске слова:


Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти, говорил, сходит, пишет


- Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную)

- Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)

Работа в парах.

- Распределите данные слова по временам.


п.в. н.в. б.в.

-Проверяем. (слайд 5 )

- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?

- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?

- Какая перед нами возникла проблема?

- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Глаголы, у которых нельзя определить время и число.

- Чему хотите научиться на уроке?

- А где мы можем узнать о новой форме глагола?

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?


V. Изучение нового материала.


- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 1)

- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола. (слайд 6)

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.


- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

(Слайд 1)


Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». (слайд 7)


Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Выписать глаголы в неопределенной форме.
Ходить
, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.


- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (слайд 8)

-На : - ти, - ть

и оканчиваются на - чь

- Кто попробует сделать вывод ?

- Откройте учебники на стр.78 , прочитайте вывод.

- Что можете сказать?.

- Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.


Такие глаголы имеют 3 названия (слайд 9)


Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола



Инфинитив

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?

- Для чего нам нужны эти знания?


VI. Физкультминутка для глаз. (слайд 10)


VII. Закрепление изученного

  1. Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (слайд 11)

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

  • Клевать носом; - дремать

  • Пропустить мимо ушей; - прослушать

  • Вставлять палки в колёса; - мешать

  • Делать из мухи слона; - преувеличивать

  • Обвести вокруг пальца; - обмануть


2.Прочитаем письмо, пришедшее нам. (слайд 12)

Здравствовать, ученики 4-а класса!

Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем городе, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш город на экскурсию.

До свидания.


- Понятно ли вам содержание этого письма?

- Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?

- В какой форме стоят глаголы?

- Как вы думаете, почему?

( Видимо, это является особенностью языка жителей той планеты).

- Кто сможет перевести текст этого письма на русский язык?


- Давайте приготовимся к встрече гостей.

- А как?

( Можно приготовить подарки).


Работа в группах (слайд 13)


Задание для работы в группах:


- Инопланетяне хотят посетить наш город.

  • - Составим путеводитель по центру нашего города – это будет задание для 1 группы.

  • - Им интересны особенности нашего языка. Русский язык богат крылатыми выражениями и пословицами. Над этим будут работать другие ребята, они выберут из словаря фразеологизмов несколько фраз и найдут в сборнике пословицы – это задание для 32 группы.

  • - Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию по ее изготовлению из картона, для 3 группы.

  • - А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда. Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и составим рецепт пшенной каши с грибами- задание для 4 группы.


- Но, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты - все глаголы должны быть употреблены в неопределенной форме!


Задания для групп (приложение 1)


Выступление учеников из каждой группы.

-Все справились с работой. Инопланетянам тексты будут понятны. Но и мы с вами не нарушили норм русского языка.


Для дальнейшего исследования я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму. (слайд 14)


Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою.

Учитель: Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока?

Учитель: Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?

Учитель: Подчеркните эти буквосочетания. Как вы думаете какой частью слова они являются?

Проверяем. (слайд 15)


VIII. Словарная работа.

- Из словаря учебника выписать глаголы, стоящие в неопределённой форме.

IX. Итог урока


- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

- Какие окончания имеют данные глаголы?

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число) (слайд 16)


- Что заметили на схеме? Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?

IX. Рефлексия (слайд 17)

-Кто может сегодня сказать: (слайд 18)

«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять»

 - Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

X. Домашнее задание. (слайд 19)


1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.

7



Просмотр содержимого презентации
«Неопределённая форма»

Русский язык 4 класс Развивающая система Занкова Учитель начальных классов  МАОУ гимназии № 6  Прокопченко Марина Викторовна

Русский язык

4 класс

Развивающая система Занкова

Учитель начальных классов МАОУ гимназии № 6 Прокопченко Марина Викторовна

Мы сегодня снова будем наблюдать.  Выводы делать и рассуждать.  А чтобы урок пошел каждому впрок,  Активно в работу включайся, дружок.

Мы сегодня снова будем наблюдать. Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок.

Чистописание 11/2/16

Чистописание

11/2/16

Распределите данные слова по временам.    Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, говорил, беречь, сходит, привезти, пишет. Настоящее время Будущее время Прошедшее время 11/2/16

Распределите данные слова по временам.

Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, говорил, беречь, сходит, привезти, пишет.

Настоящее время

Будущее время

Прошедшее время

11/2/16

Распределите данные слова по временам.    Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, говорил, беречь, сходит, привезти, пишет Настоящее время Будущее время угрожают шагает Прошедшее время стемнеет Неопределённая форма пишет сбегут выкопал решить выдержал сходит привезти говорил беречь 11/2/16

Распределите данные слова по временам.

Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, говорил, беречь, сходит, привезти, пишет

Настоящее время

Будущее время

угрожают

шагает

Прошедшее время

стемнеет

Неопределённая форма

пишет

сбегут

выкопал

решить

выдержал

сходит

привезти

говорил

беречь

11/2/16

Тема:  «Неопределённая форма глагола»

Тема: «Неопределённая форма глагола»

Игра «Кто самый Внимательный».    Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь. 11/2/16

Игра «Кто самый Внимательный».

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

11/2/16

Неопределённая форма глагола Что делать? Что сделать? - ТЬ, - ТИ, -ЧЬ

Неопределённая форма глагола

Что делать?

Что сделать?

- ТЬ, - ТИ, -ЧЬ

Начальная форма глагола   Неопределённая форма глагола  Инфинитив Инфинитив – лат. слово

Начальная форма глагола

Неопределённая форма глагола

Инфинитив

Инфинитив – лат. слово "неопределённый".

Фразеологизмы

Фразеологизмы

  • Клевать носом;
  • Пропустить мимо ушей;
  • Вставлять палки в колёса;
  • Делать из мухи слона;
  • Обвести вокруг пальца
Здравствовать, ученики 4-а класса!    Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем городе, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш город на экскурсию.  До свидания. 11/2/16

Здравствовать, ученики 4-а класса!

Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем городе, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш город на экскурсию.

До свидания.

11/2/16

11/2/16

11/2/16

Неопределённая форма глагола   Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотою.

Неопределённая форма глагола

Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша Родина будет (радую) нас своей красотою.

Неопределённая форма глагола   Красива и богата Россия. Её надо беречь . Нужно охранять леса, поля и луга. Защищать моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленять улицы городов и сёл.

Неопределённая форма глагола

Красива и богата Россия. Её надо беречь . Нужно охранять леса, поля и луга. Защищать моря, реки и озёра от загрязнения. Озеленять улицы городов и сёл.

11/2/16

11/2/16

Рефлексия    Я работал с ____ настроением. Я _____ доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _____. Я бы хотел стать более ______.

Рефлексия

Я работал с ____ настроением.

Я _____ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _____.

Я бы хотел стать более ______.

«Сегодня я искал, творил,  Знание новое открыл.  Научился применять,  Задания теперь легко мне выполнять»

«Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания теперь легко мне выполнять»

Домашнее задание: 1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы;

Домашнее задание:

1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы;


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока в 4 классе "Неопределенная форма глагола".

Автор: Лушнова Наталия Евгеньевна

Дата: 18.09.2014

Номер свидетельства: 113778

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Урок русского языка в 4-м классе "Понятие о неопределенной форме глагола""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogho_iazyka_v_4_m_klassie_poniatiie_o_nieopriedieliennoi_formie_ghlagh"
    ["file_id"] => string(6) "383562"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485329006"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Правила правописания безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(125) "razrabotka-uroka-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa-po-tiemie-pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "251842"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447307367"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока. Повторение изученного о глаголе. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-povtorieniie-izuchiennogho-o-ghlagholie-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "160957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422161148"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) ""Правила правописания безударных личных окончаний глаголов""
    ["seo_title"] => string(67) "pravila-pravopisaniia-biezudarnykh-lichnykh-okonchanii-ghlagholov-1"
    ["file_id"] => string(6) "251845"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447307496"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разработка урока " Виды глаголов" "
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotka-uroka-vidy-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "191030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427264108"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства