Тема урока: Неопределенная форма глагола.
Параметры урока | Содержание параметров |
Программа, учебник, особенности | Программа развивающего обучения Л.В. Занкова Автор А.В.Полякова Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология оценивания достижений. |
тип урока | Урок открытия нового знания (ОНЗ) |
Образовательная цель и задачи | Основная цель: создание условий для формирования понятия о неопределённой форме глагола. Задачи: - научить учащихся делать выводы, распределяя глаголы по группам и выделять новую группу глаголов; - развивать внимание, наблюдательность, умение самостоятельно добывать знания; - воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль. |
Предметные результаты | - отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам; - по окончанию находить глаголы в неопределённой форме; - правильно записывать глаголы в неопределённой форме. |
Метапредметные результаты | Регулятивные УУД - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уроках открытия новых знаний. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Познавательные УУД - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - делать выводы в результате совместной работы класса. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД. - донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; - слушать и понимать друг друга. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. |
Личностные результаты | Является формирование следующих умений: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Средством достижения этих результатов является парно-групповая работа. |
Задачи здоровьесбережения: | -способствовать улучшению психоэмоционального состояния ребенка на уроке; - активизировать деятельность учащихся по формированию привычки к сохранению собственного здоровья ( следить за осанкой во время письма, способствовать развитию зрительного восприятия через физминутку для глаз) |
Оборудование: Для учащихся: учебники, тетради, карточки для работы в паре, в группе. Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока:
I.Организационный момент. (слайд 2)
Мы сегодня снова будем наблюдать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок.
II. Чистописание.
Учитель: Запишем сочетания букв: ть//ти//чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них побольше.
Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии. (Слайд 3)
Мы будем много знать, если мало будем спать.
Хорошо того учить, кто хочет много знать.
Сделали дело – гуляем смело!
III. Актуализация знаний о глаголе.
Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одной части речи корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, что это за часть речи.
Кор.: Что вы больше всего любите делать?
Часть речи: Люблю действовать!
Кор.: Что вы больше всего не любите?
Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!
Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?
Часть речи: Могу путешествовать во времени!
Кор.:Что бы вы пожелали ребятам?
Часть речи: Чтобы русский все ребята
на "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Всё в действие придёт.
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
2. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
- Изменяется ли глагол по числам? Как определить число глагола?
- Какие три времени имеет глагол? Как отличить одно время от другого?
- Что узнали о глаголе прошедшего времени на прошлом уроке?
-А хотели бы вы, еще больше знать о глаголе? Что бы вы хотели узнать? Давайте предположим….
IV. Сообщение темы и постановка учебной задачи. (слайд 4)
-Прочитайте написанные на доске слова:
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти, говорил, сходит, пишет
- Найдите в них общее. ( глаголы, все слова имеют безударную гласную)
- Какие можете назвать различия? ( число, с приставками и без приставок, время)
Работа в парах.
- Распределите данные слова по временам.
п.в. н.в. б.в.
-Проверяем. (слайд 5 )
- С чем согласны? Какие слова вызвали затруднения?
- Слова « решить, беречь, привезти» в какой столбик записали вы?
- Какая перед нами возникла проблема?
- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп. Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
Глаголы, у которых нельзя определить время и число.
- Чему хотите научиться на уроке?
- А где мы можем узнать о новой форме глагола?
-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
V. Изучение нового материала.
- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (СЛАЙД 1)
- С какой же формой глагола мы познакомились на уроке? Какова же тема нашего урока?
Тема: Неопределенная форма глагола. (слайд 6)
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.
- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)
_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
(Слайд 1)
Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». (слайд 7)
Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи.
Выписать глаголы в неопределенной форме.
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.
- Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.
- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (слайд 8)
-На : - ти, - ть
и оканчиваются на - чь
- Кто попробует сделать вывод ?
- Откройте учебники на стр.78 , прочитайте вывод.
- Что можете сказать?.
- Неопределенная форма глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –чи: печи, беречи. После исчезновения безударного звука и образовались современные формы: печь, беречь.
Такие глаголы имеют 3 названия (слайд 9)
Начальная форма глагола
Неопределённая форма глагола
Инфинитив
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый". Почему эта форма глагола называется неопределённой?
- Для чего нам нужны эти знания?
VI. Физкультминутка для глаз. (слайд 10)
VII. Закрепление изученного
Игра «Будь внимателен!» (Коллективно) (слайд 11)
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.
Клевать носом; - дремать
Пропустить мимо ушей; - прослушать
Вставлять палки в колёса; - мешать
Делать из мухи слона; - преувеличивать
Обвести вокруг пальца; - обмануть
2.Прочитаем письмо, пришедшее нам. (слайд 12)
Здравствовать, ученики 4-а класса!
Писать вам письмо жители далекой планеты. Мы хотеть рассказать вам о нашей жизни. Мы очень любить свою планету. Она красива. Мы беречь природу, уважать традиции нашего народа, изучать историю. Наш народ хотеть знать о вашем городе, об особенностях языка, о ваших национальных блюдах. Мы хотеть приехать в ваш город на экскурсию.
До свидания.
- Понятно ли вам содержание этого письма?
- Какая часть речи употреблена в тексте с нарушением норм русского языка?
- В какой форме стоят глаголы?
- Как вы думаете, почему?
( Видимо, это является особенностью языка жителей той планеты).
- Кто сможет перевести текст этого письма на русский язык?
- Давайте приготовимся к встрече гостей.
- А как?
( Можно приготовить подарки).
Работа в группах (слайд 13)
Задание для работы в группах:
- Инопланетяне хотят посетить наш город.
- Составим путеводитель по центру нашего города – это будет задание для 1 группы.
- Им интересны особенности нашего языка. Русский язык богат крылатыми выражениями и пословицами. Над этим будут работать другие ребята, они выберут из словаря фразеологизмов несколько фраз и найдут в сборнике пословицы – это задание для 32 группы.
- Самым распространенным сувениром в России является матрешка. Но купить для всех мы не сможем, поэтому составим инструкцию по ее изготовлению из картона, для 3 группы.
- А еще инопланетным гостям интересны наши национальные блюда. Издавна на Руси говорили: «Щи да каша – пища наша.» Вот мы и составим рецепт пшенной каши с грибами- задание для 4 группы.
- Но, надо помнить об особенностях языка жителей той планеты - все глаголы должны быть употреблены в неопределенной форме!
Задания для групп (приложение 1)
Выступление учеников из каждой группы.
-Все справились с работой. Инопланетянам тексты будут понятны. Но и мы с вами не нарушили норм русского языка.
Для дальнейшего исследования я предлагаю вам списать текст. Глаголы, записанные в скобках, поставьте в неопределённую форму. (слайд 14)
Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша родина будет (радую) нас своей красотою.
Учитель: Какое предложение не такое как все, если расценивать его с точки зрения темы урока?
Учитель: Рассмотрите внимательно глаголы неопределённой формы. Какая у них особенность?
Учитель: Подчеркните эти буквосочетания. Как вы думаете какой частью слова они являются?
Проверяем. (слайд 15)
VIII. Словарная работа.
- Из словаря учебника выписать глаголы, стоящие в неопределённой форме.
IX. Итог урока
- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие окончания имеют данные глаголы?
- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число) (слайд 16)
- Что заметили на схеме? Как понимаете слово «ИНФИНИТИВ»?
IX. Рефлексия (слайд 17)
-Кто может сегодня сказать: (слайд 18)
«Сегодня я искал, творил,
Знание новое открыл.
Научился применять,
Задания теперь легко мне выполнять»
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
X. Домашнее задание. (слайд 19)
1) Выписать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.
7