Разработка урока русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Разработка урока русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Урок разработан для учащихся 9 класса.Урок-объяснение новой темы.Урок содержит несколько этапов:повторение пройденного,объяснение новой темы,этап закрепления новой темы.Тщательно отобран матриал (тексты) для урока.Все тексты о любви к матери,что,несомненно,имеет огромное воспитательное значение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс »
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: Виды сложноподчиненных предложений
Цели урока:
Приобретение учащимися знаний о классификации сложноподчиненных предложений.
Формирование умения отличать СПП от других видов предложений, разграничивать части СПП, задавать вопрос, определять средства связи.
Формирование пунктуационных навыков.
Развитие навыков монологической речи.
Воспитание любви к матери.
Оборудование:
карточки;
записи на доске:
Должны знать: 1) чем отличается СПП от других видов СП; 2) подчинительные союзы и союзные слова; 3) виды СПП.
Должны уметь: 1) распознавать СПП и их виды; 2) ставить знаки препинания; 3) изображать графически СПП.
Ход урока
Организационный момент
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок-
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
2. Актуализация знаний, мотивация.
Учитель: ребята, наш сегодняшний урок мы начнем с синтаксической разминки, но сначала несколько учащихся получат индивидуальные задания, в которых нужно определить вид сложных предложений и начертить их схемы.
Карточка №1
У каждого из нас возникает чувство защищенности и покоя, когда рядом с нами мать. Мама желает ребенку только добра. Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с его отношения к ней.
Карточка №2
Любовь к матери заложена в нас самой природой. С горем и радостью ребенок идет к матери, он находит у нее понимание. Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.
Карточка №3
Постоянной заботы, внимания, сердечности, сочувствия, доброты ждет от вас мама. Дети не всегда хорошо понимают, что значит для них мать. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне -несказанный свет.
3.Синтаксическая разминка.
Задание: начертить схемы предложений, спроецированных на доску, определить их вид.
О матерях можно рассказывать бесконечно. П.П.
Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. БСП.
В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не останется равнодушной. ССП
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь.СПП
4.Итак, мы повторили виды сложных предложений. Давайте прочитаем записанный на доске текст.
Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград. Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки Матери.
Задание
Запишите первое предложение.
Какое это предложение? Докажите.
На какой вопрос отвечает придаточное?
Учитель:СПП имеют значения, которые зависят от союза, выделяют различные виды придаточных.
Вот мы и подошли к вопросам, которые будем решать на сегодняшнем уроке. О чем же мы будем говорить сегодня? (О видах придаточных предложений в СПП). Запишите на пропущенной строке тему урока: Виды СПП.
Что вы должны уметь и знать? (Зачитать).
Работа с таблицей учебника (Учебник «Русский язык»9 класс) стр.111
5.Закрепление материала.
Работа над отрывком из стихотворения Н. Рыленкова (у доски).
Я помню руки матери моей, Что утирали слезы мне когда-то. В пригоршнях приносили мне с полей Все, чем весна в родном краю богата. Я помню руки матери моей, И я хочу, чтоб повторяли дети: «Натруженные руки матерей, Святее вас нет ничего на свете!»
Задание:
прочитать выразительно;
дать характеристику записанным предложениям;
определить вид придаточных по вопросу;
начертить схему предложения.
6.Составьте предложения. На каждой парте карточка с заданием.
Начало предложений: При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца – полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители – почитай, …. Мать кормит детей, ….
Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей.
7.Словарный диктант.
Материнское горячее сердце, самые добрые и ласковые руки, светящиеся нежностью глаза, всепрощающий взгляд, любовь, доходящая до самозабвения.
Задание:
- Как вы понимаете эти выражения? - Объясните значение слова «самозабвение»?
- Используя данные словосочетания, напишите небольшое письмо своей маме, желательно, чтобы в них были СПП (по желанию учащиеся зачитывают свои работы)