kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка на тему "Типы и виды словосочетаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: обобщение знаний по теме «Словосочетания»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.

Наряду с повторением и закреплением матеариала на уроке проходит подготовка к ЕГЭ: учащиеся выполняют тестовые задания, осуществляют самопроверку.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему "Типы и виды словосочетаний" »

Тема: Типы и виды словосочетаний



Цель урока:

Обобщение знаний по теме «Словосочетания»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

1. Синтаксический разбор и схемы предложений записываются на доске (заранее).

2. Фронтальный вопрос по теме предыдущего урока.

- Что изучает пунктуация?

- Назовите принципы русской пунктуации.

3. Взаимодиктант «Трудные случаи написания наречий»

(диктуют слова с предыдущего урока).

2. работа по теме урока

1. Повторение и обобщение знаний.

- Что такое словосочетание? (Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)

- По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нем различают главное слово и зависимое.)

- Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:

  • именные: яркие цветы (главное слово – существительное), очень скромный (главное слово- прилагательное), две подруги (главное слово – числительное); кто-то из ребят (главное слово – местоимение);

  • глагольные: смотрит вдаль (главное слово – глагол) ;

  • наречные: вместе с сестрой (главное слово – наречие).

- Назовите виды связи между словами в словосочетаниях.

Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею (какой?) – согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.

Управление – это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединется зависимое,

Представленное наречием).

- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет, это основа предложения.)

- А что еще не является словосочетанием? (Слова с предлогами – за домом; слова, соединенные сочетательной связью – умный и обаятельный.)

2. Синтаксический разбор предложения.

Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым. (В. Брюсов.)

- Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.

Схема: [ _ _], и [ _ _].

- Объясните правописание гласных после шипящих.

- Выпишите словосочетания.

  • Волны шитые – главное слово – волны

  • Шитые шелками – главное слово – шитые

  • Шелками лиловым – главное слово – шелками

  • Шелками красным – главное слово – шелками

  • Шелками желтым – главное слово – шелками

  • Шелками золотым – главное слово – шелками

  • Проблистав над синью – главное слово – проблистав

  • Проблистав янтарями – главное слово – проблистав

  • Свой дым – главное слово – дым

  • Жемчужный дым – главное слово – дым

  • Сгущало дым – главное слово – дым

- На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)

  • Именные: волны шитые, шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым.

  • Глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым.

- Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями относится к глагольным словосочетаниям? (Шитые – причастие, особая форма глагола.)

- Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.

  • Управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями).

  • Согласование (шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).

3. Выборочно – распределительный диктант.

(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки.)

Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночевка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.

Ответ:

Согласование

Управление

Примыкание

Громкий шорох, холщовый мешок, золоченое кольцо, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, раскорчеванные пни, серый пиджачок.

Сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночевка в лесу, три шофера, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом.


Горячо спорить, говоришь шепотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.



- Объясните правописание гласных после шипящих.

4. Самостоятельная работа по упр. 209, 210, 211 с предыдущей взаимопроверкой под руководством учителя.

3. готовимся к ЕГЭ

1. Определите тип словосочетаний (а) глагольное; б) именное; в) наречное).

1) сформулировать тезис;

2) желанный гость;

3) ослепительное солнце;

4) охотно поддерживать;

5) куда-нибудь подальше;

6) участвовать в соревнованиях;

7) девять ночей;

8) искусство игры;

9) упорно стремиться;

10) слева от тебя;

11) игра в волейбол;

12) очень плохо.

2. Укажите вид связи в словосочетаниях (а) согласование; б) управление; в) примыкание).

1) ясным утром;

2) препятствовать движению;

3) написать выступление;

4) очень забавный;

5) говорить волнуясь;

6) независимый эксперт;

7) на третьем этаже;

8) говорить вполголоса;

9) нарушение правил;

10) гуляли в парке;

11) забочусь о тебе;

12) надо подумать;

3. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?

А) появившийся из-за поворота, переведенный на пять языков; всеми уважаемый, прочитавший повесть;

Б) умытый росой, замеченный тобою, думать о будущем, чрезвычайно любознательный;

В) расколотые дрова, необыкновенно интересный, восходящая звезда, подготовив выступление;

Г) небьющееся стекло, очень забавно, долгожданный ответ, недалеко от реки.

4. Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания доказывать + сущ.?

А) о ком?

Б) за что?

В) что?

Г) про кого?

Ответы:

1. 1-а; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а; 10-в; 11-б; 12-в.

2. 1-а; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-в; 9-б; 10-б; 11-б; 12-в.

3. а); 4. в).

4. Итоги урока

- Дайте определение словосочетания.

- Назовите виды словосочетаний.

- По какому принципу они подразделяются?

- Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.

Домашнее задание

1. Подготовить связной ответ о словосочетаниях.

2. Выполнить упр. 212, 213, 215, 216.

3. Повторить правописание гласных после шипящих.

Ответы к упражнению 212:

Проявить интерес к проблемам учащихся, вызывать интерес у читателей; защищать интересы учащегося на совете старшеклассников, учитывать интересы учащихся в проведении праздничного огонька; скрывать свое мнение о руководителе группы, высказывать мнение по поводу дня самоуправления, игнорировать мнение друзей о книге; давать надежду оступившемуся, утратить надежду на исправление, оправдать надежды товарищей на победу.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока русского языка на тему "Типы и виды словосочетаний"

Автор: Косиди Татьяна Григорьевна

Дата: 06.08.2014

Номер свидетельства: 111321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок русского языка в 5 классе по теме «Двойная роль букв е, ё, ю, я» (разработка с презентацией)"
    ["seo_title"] => string(86) "urokrusskoghoiazykav5klassiepotiemiedvoinaiarolbukvieioiuiarazrabotkaspriezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "280524"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453387456"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-osnova-slova-i-iegho-okonchaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104351"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402684660"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Разработка урока русского языка на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным условия" "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-slozhnopodchiniennoie-priedlozhieniie-s-pridatochnym-usloviia"
    ["file_id"] => string(6) "107821"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403457741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства