Разработка урока русского языка на тему "Типы и виды словосочетаний"
Разработка урока русского языка на тему "Типы и виды словосочетаний"
Цель урока: обобщение знаний по теме «Словосочетания»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.
Наряду с повторением и закреплением матеариала на уроке проходит подготовка к ЕГЭ: учащиеся выполняют тестовые задания, осуществляют самопроверку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему "Типы и виды словосочетаний" »
Тема: Типы и виды словосочетаний
Цель урока:
Обобщение знаний по теме «Словосочетания»; отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях; закрепление навыков правописания.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
1. Синтаксический разбор и схемы предложений записываются на доске (заранее).
2. Фронтальный вопрос по теме предыдущего урока.
- Что изучает пунктуация?
- Назовите принципы русской пунктуации.
3. Взаимодиктант «Трудные случаи написания наречий»
(диктуют слова с предыдущего урока).
2. работа по теме урока
1. Повторение и обобщение знаний.
- Что такое словосочетание? (Это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)
- По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нем различают главное слово и зависимое.)
- Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:
именные: яркие цветы (главное слово – существительное), очень скромный (главное слово- прилагательное), две подруги (главное слово – числительное); кто-то из ребят (главное слово – местоимение);
глагольные: смотрит вдаль (главное слово – глагол) ;
наречные: вместе с сестрой (главное слово – наречие).
- Назовите виды связи между словами в словосочетаниях.
Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею (какой?) – согласование в женском роде, единственном числе, творительном падеже.
Управление – это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).
Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединется зависимое,
Представленное наречием).
- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет, это основа предложения.)
- А что еще не является словосочетанием? (Слова с предлогами – за домом; слова, соединенные сочетательной связью – умный и обаятельный.)
2. Синтаксический разбор предложения.
Качалисьволны, шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущалонебо свой жемчужный дым. (В. Брюсов.)
- На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
Именные: волны шитые, шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым.
Глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым.
- Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями относится к глагольным словосочетаниям? (Шитые – причастие, особая форма глагола.)
- Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
Управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями).
- Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.
Домашнее задание
1. Подготовить связной ответ о словосочетаниях.
2. Выполнить упр. 212, 213, 215, 216.
3. Повторить правописание гласных после шипящих.
Ответы к упражнению 212:
Проявить интерес к проблемам учащихся, вызывать интерес у читателей; защищать интересы учащегося на совете старшеклассников, учитывать интересы учащихся в проведении праздничного огонька; скрывать свое мнение о руководителе группы, высказывать мнение по поводу дня самоуправления, игнорировать мнение друзей о книге; давать надежду оступившемуся, утратить надежду на исправление, оправдать надежды товарищей на победу.