kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка на тему: "Чередование согласных в корне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты: каллиграфически правильно писать буквы; уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка на тему: "Чередование согласных в корне"»

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема урока

Чередование согласных в корне

Цель урока

Создание условий для овладения учащимися знаний по теме «Чередование согласных в корне слова»; формирование УУД учащихся.

Основные термины, понятия

Корень, буква, орфограмма, лексическое значение слова.


Планируемый результат

Предметные умения

Правописные умения:

- каллиграфически правильно писать буквы;

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом;

-правильно списывать слова и предложения.

Учебно-языковые умения:

- видеть в слове чередующуюся согласную;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:

- правильно называть буквы русского алфавита;

- составлять однокоренные слова с чередующимися согласными в корне;

- объяснять лексическое значение слова.

Личностные УУД:

-проявлять интерес к изучению тем русского языка;

-устанавливать связь между учебной деятельностью и ее мотивом;

-определять общие для всех правила поведения;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.


Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.


Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная


Книгопечатная продукция:

Учебник


Технические средства:

Компьютер

Медиапроектор

Интерактивная доска















Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

Организационный

Громко прозвучал звонок –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

(Слайд 1)


Минутка чистописания.

Тетрадь по чистописанию С.5 №10


Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей.




Обучающиеся открывают тетради на печатной основе и выполняют задание.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;


коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания)


Предметные (УУД):

- овладевать умением писать каллиграфическим подчерком.


Личностные (УУД):

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения.

Актуализация опорных знаний

- Ребята, откройте учебники на странице 41 и прочитайте стихотворение.


Эхо по горам побежало.

Ослабело оно и упало. (На доске)


- Найдите орфограммы и подчеркните их.

- Красиво, аккуратно спишите себе в тетрадь по чистописанию.


Словарная работа.

(Слайд 2)

- Эхо повторило словарные слова, но слышно было только последний слог.

- Что это были за слова?


___зац

___мер

___сед

___кон

___бы


- Запишите слова, выделите в них ударение и орфограммы.

Учащиеся открывают учебники и читают стихотворение.





Учащиеся выполняют задание. По очереди называют орфограммы, которые они выделили.














Обучающиеся выполняют задание в тетрадях для чистописания.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;


Предметные (УУД):

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

- уметь правильно ставить ударение в словарных словах.



Открытие темы урока

(Слайд 3)

- Прочитайте стихотворение

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад.

Не был он фруктовым,

Был он только словом.


Это слово,

Слово – корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.


- Почему поэт называет сад странным?

- Прочитайте выделенные слова. Запишите их.

- Что у них общего?

- Что такое корень?


Корень – общая часть родственных слов, главная часть слова. В нем заключен смысл всех однокоренных слов.


(Слайд 4)

- Послушайте продолжение стихотворения, выпишите слова с корнем сад.

(Самостоятельно)


Вот из сада

Вам рассада.

Вот еще посадки рядом.


Вычеркивают непарные согласные звуки


Состав


В словаре


Читают определение в словаре


Разбирать слово по составу












Предметные:

- определять парные и непарные буквы


Метапредметные (УУД)


познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).




















А вот садовод.

С ним садовник идет

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)


- Зачитайте, какие слова вы записали?

- Какой корень выделили?

- Как называются все эти слова?

- Как пишутся корни в однокоренных словах?


(Слайд 5)

- Сейчас мы немного поиграем. Я буду показывать вам пары слов. Если вы считаете, что эти слова однокоренные – хлопайте. Если нет – тихо сидите.


Рисунок – рисовать

Вода – водный

Рис – рисовал

Гора – горка

Водяной – водитель

Рассказ – сказка


- Вспомните, герой какой сказки не послушался сестрицы и превратился в милое домашнее животное. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)


(Слайд 6)

Побежал козленочек на речку, встал на берегу и жалобно закричал:

- Аленушка, сестрица моя!

- Выплыви, выплыви на бережок.

















































- Есть ли в этих предложениях родственные слова?

На берегу – бережок

- Запишите слова, выделите корень.

- Что необычного вы заметили в написании корней?

- Какой возникает вопрос? (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов, почему слова однокоренные, а корни разные?)


- Что же происходит с согласными звуками в однокоренных словах, узнаем сегодня на уроке.




Работа по теме урока

Работа по учебнику.

Упр. 40 (работа в парах по заданию)

- Представьте, что во всех словах корень снег. Произнесите записанные слова с этим корнем.

- Удобно ли было так произносить?


Упр. 41 (устно)

- Попробуйте произнести каждое слово с корнем друг.

- Удобно ли было так произносить?

- Всегда ли корни в однокоренных словах пишутся одинаково?

- Какой можно сделать вывод?

- Что происходит с согласными звуками в корне этих слов? (Чередуются)

- Прочитаем вывод в учебнике.

Вывод с.42






Физминутка.

Потянулись.

- Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.


Корни могут изменяться,

Но родными оставаться,

Бок - …(бочок), друг - …(дружок),

Ухо - …(уши), пух - …(пушок),

Пишу - …(писать), лечу - …(летать)

Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.


Упр. 43 (по 1 строчке каждый ряд)

2,3,4 строчки

Река, речка, речушка, реченька

Рука, ручка, ручной, ручонка




Закрепление.

- Запишите слово.

- Подберите к нему однокоренное слово так, чтобы согласные звуки чередовались. Запишите, выделите корень.


Бег –

Круг –

Пирог – пирожок

Слух –

Собака –


Работа в парах.

- Выполните задание на карточках.

Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне.

Лист, горка, блистать, смех, слуга, луг, листок, горевать, смешинка, гора, лужок, лужа.


- Прочитайте, что получилось. Проверим.



Рефлексия

- С каким законом русского языка мы познакомились сегодня на уроке?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?


- Покадим в словестном саду свое дерево. На листочках напишите пару однокоренных слов с чередующимися согласными в корне.


Домашнее задание: С.83 упр.4.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка на тему: "Чередование согласных в корне"

Автор: Суворова Екатерина Владимировна

Дата: 06.03.2016

Номер свидетельства: 302619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по русскому языку "Прошедшее время глагола". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-proshiedshieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "105433"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852021"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) ""Буквы о-а в корнях гор- гар" урок по учебнику Т.А.Ладыженская  2010г.  для 6 класс. "
    ["seo_title"] => string(88) "bukvy-o-a-v-korniakh-ghor-ghar-urok-po-uchiebniku-t-a-ladyzhienskaia-2010gh-dlia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446486547"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку для обучающихся 5 класса "Конкурс знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(143) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-russkomu-iazyku-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassa-konkurs-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132936"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416423052"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства