| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения | 
  |  Организационный | Громко прозвучал звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.   (Слайд 1)   
 Минутка чистописания. Тетрадь по чистописанию С.5 №10 
 | Обучающиеся проверяют правильность расположения учебников и школьных принадлежностей. 
 
 
 Обучающиеся открывают тетради на печатной основе и выполняют задание. | Метапредметные (УУД) регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; 
 коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания) 
 Предметные (УУД): - овладевать умением писать каллиграфическим подчерком. 
 Личностные (УУД): - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения. | 
  |  Актуализация опорных знаний | - Ребята, откройте учебники на странице 41 и прочитайте стихотворение. 
 Эхо по горам побежало. Ослабело оно и упало. (На доске) 
 - Найдите орфограммы и подчеркните их. - Красиво, аккуратно спишите себе в тетрадь по чистописанию. 
 Словарная работа. (Слайд 2) - Эхо повторило словарные слова, но слышно было только последний слог. - Что это были за слова? 
 ___зац ___мер ___сед ___кон ___бы 
 - Запишите слова, выделите в них ударение и орфограммы. | Учащиеся открывают учебники и читают стихотворение. 
 
 
 
 Учащиеся выполняют задание. По очереди называют орфограммы, которые они выделили. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Обучающиеся выполняют задание в тетрадях для чистописания. | Метапредметные (УУД) познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 
  Предметные (УУД): - видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить - уметь правильно ставить ударение в словарных словах. 
 
 | 
  | Открытие темы урока | (Слайд 3) - Прочитайте стихотворение Как-то Много лет назад Посадили странный сад. Не был он фруктовым, Был он только словом. 
 Это слово, Слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло –   Стало много новых слов. 
 - Почему поэт называет сад странным? - Прочитайте выделенные слова. Запишите их. - Что у них общего? - Что такое корень? 
 Корень – общая часть родственных слов, главная часть слова. В нем заключен смысл всех однокоренных слов. 
 (Слайд 4) - Послушайте продолжение стихотворения, выпишите слова с корнем сад. (Самостоятельно) 
 Вот из сада Вам рассада. Вот еще посадки рядом. 
 | Вычеркивают непарные согласные звуки 
 Состав 
 В словаре 
 Читают определение в словаре 
 Разбирать слово по составу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | Предметные: - определять парные и непарные буквы 
 Метапредметные (УУД) 
 познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли.   Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 
 | А вот садовод. С ним садовник идет Очень интересно Гулять в саду словесном.  (Е. Измайлов) 
 - Зачитайте, какие слова вы записали? - Какой корень выделили? - Как называются все эти слова? - Как пишутся корни в однокоренных словах? 
 (Слайд 5) - Сейчас мы немного поиграем. Я буду показывать вам пары слов. Если вы считаете, что эти слова однокоренные – хлопайте. Если нет – тихо сидите. 
 Рисунок – рисовать Вода – водный Рис – рисовал Гора – горка Водяной – водитель Рассказ – сказка 
 - Вспомните, герой какой сказки не послушался сестрицы и превратился в милое домашнее животное. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») 
 (Слайд 6) Побежал козленочек на речку, встал на берегу и жалобно закричал: - Аленушка, сестрица моя! - Выплыви, выплыви на бережок. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 | 
  | 
 | - Есть ли в этих предложениях родственные слова? На берегу – бережок - Запишите слова, выделите корень. - Что необычного вы заметили в написании корней? - Какой возникает вопрос? (Почему написаны разные буквы в корне однокоренных слов, почему слова однокоренные, а корни разные?) 
 - Что же происходит с согласными звуками в однокоренных словах, узнаем сегодня на уроке. 
 | 
 | 
 | 
  |  Работа по теме урока | Работа по учебнику. Упр. 40 (работа в парах по заданию) - Представьте, что во всех словах корень снег. Произнесите записанные слова с этим корнем. - Удобно ли было так произносить? 
 Упр. 41 (устно) - Попробуйте произнести каждое слово с корнем друг. - Удобно ли было так произносить? - Всегда ли корни в однокоренных словах пишутся одинаково? - Какой можно сделать вывод? - Что происходит с согласными звуками в корне этих слов? (Чередуются) - Прочитаем вывод в учебнике.   Вывод с.42 
 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | Физминутка. Потянулись. - Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной. 
 Корни могут изменяться, Но родными оставаться, Бок - …(бочок), друг - …(дружок), Ухо - …(уши), пух - …(пушок), Пишу - …(писать), лечу - …(летать) Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать. 
 Упр. 43 (по 1 строчке каждый ряд) 2,3,4 строчки Река, речка, речушка, реченька Рука, ручка, ручной, ручонка 
 | 
 | 
 | 
  |  Закрепление. | - Запишите слово. - Подберите к нему однокоренное слово так, чтобы согласные звуки чередовались. Запишите, выделите корень. 
 Бег –   Круг –   Пирог – пирожок Слух –   Собака –   
 Работа в парах. - Выполните задание на карточках. Найдите и подчеркните однокоренные слова, с чередующимися согласными в корне. Лист, горка, блистать, смех, слуга, луг, листок, горевать, смешинка, гора, лужок, лужа. 
 - Прочитайте, что получилось. Проверим. | 
 | 
 | 
  |  Рефлексия | - С каким законом русского языка мы познакомились сегодня на уроке? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Что вызвало затруднение? 
 - Покадим в словестном саду свое дерево. На листочках напишите пару однокоренных слов с чередующимися согласными в корне. 
 Домашнее задание: С.83 упр.4. 
 
 
 | 
 | 
 | 
  | 
 | 
  | 
 |