kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку. 7 класс                                        Дата: 06.03.2023г.

Тема: Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы.

Тип урока: объяснение нового материала.

 

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

 

Цели:

Образовательные:

– знакомство с  типами союзов;

– формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы;

– выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

 

Воспитательные:

– воспитание любви и уважения к родному языку;

Развивающие:

– создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;

– развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

 

План урока

 

1. Орг. момент (1 мин)

2. Постановка учебной задачи (3 мин)

3. Гипотеза (5 мин.)

4. Преобразование ситуации (10 мин)

5. Моделирование способа действия (7 мин)

6. Закрепление изученного материала (15 мин)

7. Рефлексия (2 мин)

8. Домашнее задание (2 мин) –

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний  учащихся.

Записи числа и классной работы.

  1. Проверка знаний. 
  • Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)
  • К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)
  • Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)

Взаимопроверка ответов. Определение темы урока.

  1. Постановка учебной задачи.

А к каким результатам мы хотим прийти на уроке?

Ответы учащихся: 1.Знаю, что такое союз, его функции. 
2. Умею находить союзы .
3. Умею различать сочинительные и подчинительные союзы. 
4. Умею ставить знаки препинания перед союзами, различать предложения.

  1. Объяснение новой темы.

Сочинительные союзы:

Подчинительные союзы

И, а, но, да, зато, однако, же, то-то, или, либо, не то- не то, тоже, также

Что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока, если, если бы, коль (коли), поэтому, так как, как, словно, точно, будто

Простые союзы

пишу слитно

Составные союзы

пишу раздельно

потому, зато,

чтобы, тоже, также

Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только

ЗАПОМНИ:

союзы никогда не пишутся

через дефис!

По морфологическому составу союзы бывают простые и составные.

«Союзы не иное суть как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают…», – писал Михаил Васильевич Ломоносов.

Название СОЮЗ появилось в 17 веке. Всего насчитывают около 250 союзов. Чаще всего употребляются союзы: И, А, ИЛИ. Самый древний союз И, который за время  своего существования не изменил  ни звучания,  ни значения.

Проверка знаний.

2. Метод «Ромашка вопросов»

С приходом весны появляются первые цветы, и сейчас ромашка поможет нам проверить, что мы знаем о союзах.

Отвечайте да, если утверждение, которое я читаю, правильное.

1.Союз служит для связи слов в предложении. ДА
2.Союз не является членом предложения. ДА
3.Союз – самостоятельная часть речи. НЕТ
4.Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. ДА
5.Перед союзом и всегда ставится запятая. НЕТ
6.Перед союзами а и но всегда ставится запятая. ДА 

3. Закрепление темы. Работа по тексту по заданиям ОГЭ (в парах)

1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо  улавливался  тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.6.Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины  на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.

1. Выпишите из текста все сочинительные союзы

2. Выпишите из текста все подчинительные союзы

3. Из  предложений 3-5 выпишите сравнения.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [   (чтобы) ] и укажите его номер.

5. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

1. И, но.

2. Что, как, когда, чтобы, пока.

3. Как паутинку, острым, как жало.

4. 7

5. 5

 

4. РАЗМИНКА: Две ноты - союз, всё вместе – игра, в которую любит играть детвора. (до-ми-но)

5. ЗАДАНИЕ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ «КОРЗИНА СЛОВ» (2 мин.)

Как можно больше составить и вспомнить слова с частью «союз»: Евросоюз, профсоюз, СССР (Союз советских социалистических республик),

 

6. Тестирование (4-5 мин.)

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду  союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) где, зато, также

Б) и, однако, же

В) что, когда, да

5. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

Проверь себя

  • 1. А
  • 2. В
  • 3. В
  • 4. Б
  • 5. В

7. Итог урока. Рефлексия. Чему мы учились сегодня на уроке?  Вспомним цели, которые мы поставили себе в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

1. Я оцениваю свои знания данной темы на…

2. Я смогу безошибочно найти союзы…

3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…

4. Я смогу объяснить товарищу данную тему…

5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…

8. Домашнее задание:

    1. Изучить §
    2. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.
    3.  

9. Оценивание. Критерии оценивания работ по «Лестнице успеха».

«5» – 17–18 баллов.

«4» – 12–16 баллов.

«3» – 9–11 баллов.

Завершающее слово учителя:

 

Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.

Спасибо за урок!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка материала»

Открытый урок по русскому языку. 7 класс Дата: 06.03.2023г.


Тема: Союз как часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы.

Тип урока: объяснение нового материала.


Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.


Цели:

Образовательные:

– знакомство с типами союзов;

– формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы;

– выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.


Воспитательные:

– воспитание любви и уважения к родному языку;

Развивающие:

– создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;

– развитие внимания, орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.


План урока


1. Орг. момент (1 мин)

2. Постановка учебной задачи (3 мин)

3. Гипотеза (5 мин.)

4. Преобразование ситуации (10 мин)

5. Моделирование способа действия (7 мин)

6. Закрепление изученного материала (15 мин)

7. Рефлексия (2 мин)

8. Домашнее задание (2 мин) –


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний  учащихся.

Записи числа и классной работы.

  1. Проверка знаний.

  • Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и … (служебные)

  • К служебным частям речи относятся… (предлоги, союзы, частицы)

  • Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это… (союз)

Взаимопроверка ответов. Определение темы урока.


  1. Постановка учебной задачи.

А к каким результатам мы хотим прийти на уроке?

Ответы учащихся: 1.Знаю, что такое союз, его функции. 
2. Умею находить союзы .
3. Умею различать сочинительные и подчинительные союзы. 
4. Умею ставить знаки препинания перед союзами, различать предложения.

  1. Объяснение новой темы.


Сочинительные союзы:

Подчинительные союзы

И, а, но, да, зато, однако, же, то-то, или, либо, не то- не то, тоже, также

Что, чтобы, потому что, оттого что, по причине того что, где, когда, затем, пока, если, если бы, коль (коли), поэтому, так как, как, словно, точно, будто


Простые союзы

пишу слитно

Составные союзы

пишу раздельно

потому, зато,

чтобы, тоже, также

Потому что, так как, как будто, однако же, если бы, лишь только

ЗАПОМНИ:

союзы никогда не пишутся

через дефис!


По морфологическому составу союзы бывают простые и составные.


«Союзы не иное суть как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены и склеены бывают…», – писал Михаил Васильевич Ломоносов.

Название СОЮЗ появилось в 17 веке. Всего насчитывают около 250 союзов. Чаще всего употребляются союзы: И, А, ИЛИ. Самый древний союз И, который за время своего существования не изменил ни звучания, ни значения.

Проверка знаний.

2. Метод «Ромашка вопросов»


С приходом весны появляются первые цветы, и сейчас ромашка поможет нам проверить, что мы знаем о союзах.

Отвечайте да, если утверждение, которое я читаю, правильное.

1.Союз служит для связи слов в предложении. ДА
2.Союз не является членом предложения. ДА
3.Союз – самостоятельная часть речи. НЕТ
4.Союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. ДА
5.Перед союзом и всегда ставится запятая. НЕТ
6.Перед союзами а и но всегда ставится запятая. ДА 


3. Закрепление темы. Работа по тексту по заданиям ОГЭ (в парах)

1. Вдруг среди шорохов и всплесков послышались тревожащие своей необычностью звуки. 2. Было похоже, что где-то совсем близко играла крошечная скрипка. 3. Звуки мелодии были так слабы, что порывы ветра иногда обрывали, как паутинку, эту тонкую ниточку загадочной трели. 4. Прислушавшись, я уловил закономерную связь между скрипачом и ветром: стоило ветру немного утихнуть, как скрипка переходила на более низкие ноты, звук становился густым, и в нем отчетливо улавливался тембр. 5. Когда же ветер усиливался, звуки забирались все выше и выше, они становились острыми, как жало, скрипка плакала и всхлипывала.6.Наконец я установил, что звуки исходили из засыпанной раковины на гребне песчаного холмика. 7. Я осторожно взял раковину, чтобы посмотреть повнимательнее, но ничего особенного не нашел. 8. Я положил ее на прежнее место и приготовился слушать, но раковина-музыкант молчала. 9. Похоже, что она рассердилась за то, что ее бесцеремонно потревожили, и ожидала, пока я снова уйду.


1. Выпишите из текста все сочинительные союзы

2. Выпишите из текста все подчинительные союзы

3. Из предложений 3-5 выпишите сравнения.

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [ (чтобы) ] и укажите его номер.

5. Укажите кол-во грамматических основ в 4 предложении.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

1. И, но.

2. Что, как, когда, чтобы, пока.

3. Как паутинку, острым, как жало.

4. 7

5. 5



4. РАЗМИНКА: Две ноты - союз, всё вместе – игра, в которую любит играть детвора. (до-ми-но)

5. ЗАДАНИЕ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ «КОРЗИНА СЛОВ» (2 мин.)

Как можно больше составить и вспомнить слова с частью «союз»: Евросоюз, профсоюз, СССР (Союз советских социалистических республик),


6. Тестирование (4-5 мин.)

1.Служебня часть речи, которая служит для связи простых предложений в составе сложного, называется:

А) союз

Б) предлог

В) частица

2. Укажите неверное утверждение.

Союзы делятся на:

А) сочинительные и подчинительные

Б) простые и составные

В) производные и непроизводные

3. Выберите ответ, где все слова в ряду союзы:

А) как, который, и

Б) за, да, чтобы

В) потому что, зато, но.

4. Укажите вариант ответа, в котором все союзы сочинительные:

А) где, зато, также

Б) и, однако, же

В) что, когда, да

5. Укажите предложение, в котором союз И соединяет однородные члены (знаки препинания не расставлены.)

А) Мы долго не могли выбраться из леса и нам пришлось задержаться.

Б) На улице сегодня сильный мороз и поездка отменяется.

В) Я вернусь и все вам расскажу.

Проверь себя

  • 1. А

  • 2. В

  • 3. В

  • 4. Б

  • 5. В


7. Итог урока. Рефлексия. Чему мы учились сегодня на уроке? Вспомним цели, которые мы поставили себе в начале урока. Смогли ли мы их достичь?

1. Я оцениваю свои знания данной темы на…

2. Я смогу безошибочно найти союзы…

3. Я смогу отличить сочинительные и подчинительные союзы…

4. Я смогу объяснить товарищу данную тему…

5. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…


8. Домашнее задание:

    1. Изучить §

    2. Подберите из художественной литературы 10 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.


9. Оценивание. Критерии оценивания работ по «Лестнице успеха».

«5» – 17–18 баллов.

«4» – 12–16 баллов.

«3» – 9–11 баллов.


Завершающее слово учителя:


Итак, друзья, пришла пора проститься…

И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с охотою трудиться

И никогда не унывать.


Спасибо за урок!


Самоанализ урока русского языка.

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Союз. Сочинительные и подчинительные союзы».

Данный урок рассчитан на 45 минут; урок по плану.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство с  типами союзов;

  • формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

  • выработка навыка постановки запятой в союзном сложном предложении.

Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,

  • формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

  • на примере слов, словосочетаний и предложений, предложенных на уроке, воспитывать у учащихся доброе отношение к людям, воспитывать интерес к русскому языку.

Задачи урока реализовывались:

1. образовательные цели - в работе по конструированию предложений сочинительными и подчинительными союзами, составлению схем предложений;

2. развивающие цели - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели - через подбор дидактического материала, воспитывающего у учащихся такие нравственные качества как «доброта», «сострадание», «любовь к ближнему»; уважительное отношение к одноклассникам формировалось через прослушивание монологических ответов учеников, работу в коллективе.

Метод урока по типу познавательной деятельности:

частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности (через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации из 27 слайдов с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

На данном занятии использовались технологии:

здоровье сберегающие технологии,

технологии коллективного сотрудничества,

технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия (итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание, выставлены оценки за урок по «Лестнице успеха».


Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

В ходе урока дети осознали новые для себя понятия «сочинительные союзы», «подчинительные союзы». Научились видеть их в предложении, расставлять знаки препинания в предложениях, составлять графические схемы предложений.


9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка материала

Автор: Таипова Гульнара Шайхитдиновна

Дата: 15.03.2023

Номер свидетельства: 627575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "разработка внеклассного мероприятия ,презентация  по теме: Математика в олимпийских объектах. "
    ["seo_title"] => string(103) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-priezientatsiia-po-tiemie-matiematika-v-olimpiiskikh-obiektakh"
    ["file_id"] => string(6) "108200"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403607490"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Разработка материала для школьного стенда "Здоровье школьника" "
    ["seo_title"] => string(67) "razrabotka-matieriala-dlia-shkol-nogho-stienda-zdorov-ie-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "133361"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416500258"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая разработка клубного часа "Наши права и обязанности" для обучающихся 5-6 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_klubnogo_chasa_nashi_prava_i_obiazannosti_dlia_obuchai"
    ["file_id"] => string(6) "550376"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1589882776"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Разработка открытого урока по казахскому языку на тему Сан есімдерді қайталау"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_otkrytogho_uroka_po_kazakhskomu_iazyku_na_tiemu_san_iesimdierdi_k_ait"
    ["file_id"] => string(6) "369404"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481659348"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка классного часа на тему: "Моя будущая профессия!""
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka_klassnogho_chasa_na_tiemu_moia_budushchaia_profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "385107"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485686921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства