Цель: знакомство учащихся с лексическими особенностями и грамматическими признаками краткой формы имён прилагательных
– применение полученной информации (у кратких прилагательных женского рода ударным, как правило, является окончание);
– самоопределяться.
Вид урока: формулирование новых знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. Орг. момент | Организация начала урока | Открыли тетради, записали число и слова классная работа | Познавательные У.У.Д. (общеучебные) |
2.Минута чистописания | Вспомните какие окончания у прилагательных ж.р, м.рода, ср.р. мн.числа. | Вспоминают окончания прилагательных. Записывают в тетради. -ая, яя. Ое. Ее, ый.ий, ые,ие. Самопроверка. | |
3.словарная работа | Откройте орфографический словарь стр.126.Найдите слова на букву с. Выпишите их. Образуйте от существительного салют имена прилагательные.
Образуйте от прилагательных краткие прилагательные. | Дети открывают словарь, выписывают слова.
Дети записывают. Красочный, яркий, разноцветный, красивый. Взаимопроверка. Ярок, разноцветен, красив. | |
2. Определение темы и цели урока уч-ся - | Откройте учебники на странице 17 Работа начинается с прочтения плаката Летучей Мыши (с. 17). Обращается внимание школьников на то, что краткие прилагательные изменяются по числам, а в форме ед.ч. – по родам. - Найдите упражнение 10. - Прочитайте задание. 1. Не открывая обратного словаря, догадайтесь к какой части речи будут относиться слова на -гий, жий, кий? Докажите свой выбор. - Давайте проверим по учебнику (4 № 2, стр. 10) правы ли вы? - К какой части речи относятся эти слова? - Почему? - Что ещё вы знаете об этой части речи? - Для чего мы используем прилагательные в речи? | (4 № 1) открывают учебник на странице 17, находят упражнение 10. Один из учащихся читает вслух задание. - Эти слова будут относиться к именам прилагательным, т.к. у этой части речи в ед.ч., муж. роде будет окончание “ий”. строг, строга, строго, строги; (эти слова можно проверить по словарю «Произноси правильно») - Один человек читает вслух прилагательные на -гий,. - Она относятся к именам прилагательным. - Слова отвечают на вопрос “какой?”, обозначают признак предмета. - Имеет грамматические признаки: род, число, падеж; - В предложении является определением. - Мы используем прилагательные, чтобы речь наша была красивее и чтобы подробнее описать какой-то предмет или явление окружающей действительности. Два учащихся выполняют задание на доске, остальные самостоятельно в тетради. - Самопроверка задания. ” | Познавательные УУД (логические) - анализ. Регулятивные (самоконтроль). Познавательные УУД (решать проблему). Регулярные УУД (самопроверка). |
V.2. Выписывают выделенные краткие прилагательные, рядом записывают формы ед.ч. ж.р., с.р. и форму мн.ч.: широк, широка, широко, широки; чист, чиста, чисто, чисты. Вывод: в этих словах ударение подвижное. VI. упражнение 8 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.12): подвижное ударение – гАдок, гадкА, гАдко, гАдки. | - Кто догадался с какой частью речи мы сегодня будим знакомиться? - Вывешивает на доску табличку “краткие прилагательные”. - Кто из вас знает, что это за часть речи? - Ваша к концу урока попытаться сформулировать определение - что такое краткое прилагательное? -- Работа в группах - белый, - высокий, -стройный -красивый -робкий -широкий | - Человек должен быть красив душой. - Дети пишут в тетрадях напротив первого столбика второй: К именам прилагательным Сравнивают устно 1. Значение слов 2. Вопросами Какова? Какая? - Мы будем знакомиться с краткими прилагательными. | Познавательные УУД (общеучебные) Регулятивные УУД (целеполагание). |
3. Основная часть | А для этого мы продолжим анализ наших кратких прилагательных. - На какой вопрос отвечают краткие прилагательные. Вывешивает надпись: краткие прилагательные – какова? Мы знаем, что прилагательные изменяются по родам и числам. - Как будут звучать вопросы кратких прилагательных в м.р., ср. р. и во мн. числе? Вывешивает надписи. Краткие прилагательные: - какова? - каков? - каково? - каковы? - А как вы думатете, какие прилагательные появились в языке раньше? - - Как образовались полные прилагательные? - Что ещё нового вы узнали из прочитанного? - Как называется гласный, который то появляется в корне, то исчезает? | Какова? Каков? Каково? Каковы? Дети высказывают своё мнение. Один ученик читает в слух сообщение на стр. 10 - От кратких прилагательных при помощи окончаний. -У кратких прилагательных в м.р. нулевое окончание. - Это белый гласный. | Познавательные (общеучебные). Информационные |
4. Первичное закрепление | Выполните упр. 11, согласно образцу, данному в учебнике. - Обменяйтесь тетрадями. Проверьте и оцените работу друг друга. - Кто всё сделал правильно? - Кто допустил ошибки? - Как образовалась краткая форма прилагательных? В каком слове поставим ударение? Что заметили? - Прочитайте вывод на плакате летучей мыши в учебнике на стр. 146. - Что вы поняли об ударении в полной и краткой форме прилагательных? - А в краткой форме прилагательных? | Все пишут в тетради, один у доски. Лёгкий - лёгок, легка. Мягкий - мягок, мягка. Гладкий - гладок, гладка. Сладкий - сладок, сладка. Обмениваются тетрадями. Проверяют и оценивают работы друг друга. Поднимают руки. Поднимают руки. При помощи усечения морфемы + белый гласный. Ставят ударения в словах. - Ударение меняет место в словах. - Один из учащихся читает в слух. Оно неподвижное. Подвижное. | |
5. Сам-ая работа | 4. Работа в парах Обсудите ударения в этих словах со своим соседом по парте. 2. Используя слова для справок, данные на доске (легкая, умелые, пушистые, карие, курносый, румяное), подбери подходящие по смыслу прилагательные к существительными: Нос… лицо… Глаза… ресницы… Руки… поделка… - Прочитайте, что у нас получилось? Сделайте вывод. 2. Запишите под диктовку предложения - Падает пушистый снег. Зимний снег пушист. Работая в группах - Определите какими членами предложения здесь будут имена прилагательные? - Укажите грамматические признаки этих прилагательных. - Что ещё нового вы узнали о кратких прилагательных. Вывешиваются записи: - Род. - Число. - Сказуемое. Мы заканчиваем нашу схему. - Кто же из вас готов сформулировать определение, что такое краткое прилагательное? | Он ревнив. Она ревнива. Оно ревниво. Они ревнивы. Работа в парах. Вывод: ударение в этих словах неподвижно. Учащиеся записывают предложения под диктовку. Слово зимний является в предложении определением, а слово пушист - сказуемым. Пушистый - м.р., ед.ч. Пушист – м.р., ед.ч. - В предложении они являются сказуемыми. В предложении является сказуемым. Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме, и сказуемому не нужны падежи - Имеют грамматические признаки: род, число, падеж. Не изменяются по падежам. - Краткое прилагательное - это форма полного прилагательного, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какова?, каков?, каково?, каковы? Имеет грамматические признаки: род и число. В предложении является сказуемым. | Коммуникативные УУД (взаимодействие) |
6. Домашнее задание (творческого характера) | Составить свой автопортрет, используя краткие имена прилагательные. Опишите себя с внешней и внутренней стороны | Дети записывают домашнее задание в дневник. | Личностный компонент (самоопределение) |
7. Итог урока. | - С чем познакомились на уроке? - Что нового узнали? - Чему научились на уроке? | С краткой формой имени прилагательного. Краткие прилагательные имеют грамматические признаки род и число: - подвижное ударение, - в предложении бывают сказуемыми. - Образовать краткие формы прилагательных от полных форм, путём усечения морфемы | Регулятивные (обобщение) |
Рефлексия | “ Учитель подводит итоги урока, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки | Отвечают на вопросы, соответствующие цвету своей шляпки. | Регулятивные (самоанализ) |