1. Мотивация к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята! Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Затем пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Всё в твоих руках! -Сформулируйте мораль данной притчи. -Вы правы. Вера в себя – это старт любого успеха. Я думаю, что каждый из вас не только сегодня, но и в будущем будет успешным. | Слушают притчу. -Верь в себя и свои силы. | Личностные УУД Самоопределение Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
| Организует повторение знаний, закрепление умений. -Ребята, обратите внимание на доску. Что вы видите на рисунке? -Все вы знаете из каких частей состоят растения и деревья. А какая из частей самая главная? С чего начинается рост любого цветка, дерева, травы?
--Что же общего между растениями и словами?
- Ребята, я приготовила для вас следующее задание. Вставьте букву и устно объясните написание.(Можно сделать презентацию с заданиями или всё записать на доске. Приложение1) -Какие орфограммы-гласные в корнях слов нам встретились?
- Что мы называем чередованием звуков? От чего зависит написание гласных в этих корнях? - Вспоминаем правило о написании корней –лаг- -лож, -раст-,-ращ-, -рос-.
-Каким алгоритмом пользовались, когда вставляли пропущенные орфограммы?
Создает проблемную ситуацию - Давайте прочитаем слова, записанные на доске: Соб..ру – соб..рать , уд..ру – уд..рать зам..реть – зам..рать ,зап..реть – зап..рать, прот..реть – прот..рать -Обозначьте корни слов. Определите, какие буквы в корнях пропущены.
-У вас получились разные ответы. Почему?
-Подумайте, к каким орфограммам мы можем отнести данные слова: безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением, чередующиеся гласные в корне? - Попробуйте вывести правило. ... |
-Деревья, растения.
-С корня, корневой системы.
-В словах главной частью является корень. Именно в корне заключено лексическое значение слова.
-Дети вставляют буквы, объясняют написание.
-Чередующиеся гласные в корнях лаг-лож, раст-ращ-рос.
Отвечают на вопросы.
-Вспоминают и рассказывают правило.
-1)произнеси слово 2)определи в какой морфеме находится пропущенная орфограмма 3)примени правило 4)обозначь орфограмму
Читают слова, записанные на доске.
Ученики обозначают корни слов, вставляют пропущенные буквы в слова (произносят разные варианты ответов).
-Мы не можем обосновать почему ту или иную букву вставили, т.к. мы не знаем правило.
-К орфограмме «Чередующиеся гласные е-и в корне слова». | Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, участвовать в учебном диалоге Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения отличительных признаков
Коммуникативные УУД Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга) Познавательные УУД Выполнять задания, соблюдая последовательность действий
Познавательные УУД Выявлять известное и неизвестное, высказывать предположения. Сравнивать различные объекты: выявлять сходство и различие двух слов. Выполнять задания, используя алгоритм.
Коммуникативные УУД Участвовать в учебном диалоге, формировать толерантность: умение выслушивать мнение других людей
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средства) |
- Назовите тему нашего урока?
- Как бы вы определили цели нашего урока? ... |
-Буквы е — и в корнях с чередованием (дата, тема, наименование работы прописывают в тетрадях). -Научиться писать правильно гласную в корнях с чередованием. | Регулятивные УУД Целеполагание, прогнозирование ситуации. Коммуникативные УУД Сотрудничество в учебном диалоге
|
5.Реализация построенного проекта | -Поскольку подобные темы мы изучали ранее, я предлагаю вам «открыть» новое знание, проанализировав верно написанные слова. (Учитель выставляет записи на обратной стороне доски) . -Какая из групп готова представить своё «открытие»? -Верно. А теперь знакомимся с правилом. Откройте учебник на странице 112и прочитаем правило. | -Учащиеся работают в группах 1 – 3 мин. Участвуют в учебном диалоге, делятся своими предположениями. Дети знакомятся с правилом. | Познавательные УУД Решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование |
6. Первичное закрепление | - А теперь выполним задание в тетрадях. Запишите под диктовку следующие пословицы , найдите слова с изучаемой орфограммой, обозначьте её графически : 1. Едешь на день – хлеба бери н а неделю. 2. Мягко стелет, да жёстко спать. 3.Лето - припасиха, зима- прибериха. 4.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. -Как вы понимаете смысл четвёртой пословицы? Как её можно связать с нашим уроком? | Выходят по одному к доске, записывают пословицы, комментируют написание гласной в корне, остальные работают в тетрадях Дети объясняют смысл пословицы. | Личностные УУД Осознавать себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка Коммуникативные УУД Составлять небольшие устные монологические высказывания Регулятивные УУД Оценивать уровень владения данным учебным действие Познавательные УУД Формировать навык воспринимать на слух предложения и находить слова с чередующимися гласными Е-И, анализировать условия написания буквы Е или И. |
6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону
| - Молодцы! Как вы можете проверить, что знаете новое правило? Выполните задания самостоятельно по вариантам. Упражнение 647. 1в-1часть, 2в.-2часть. - Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу по ключу. (Приложение) | - Выполняя задания самостоятельно. Пятиклассники выполняют самостоятельную работу. Производят взаимопроверку и ставят оценку. | Регулятивные УУД Умение контролировать и оценивать свою работу и работу соседа по парте |
7. Рефлексия
8.Инструктаж домашнего задания | Учитель организует рефлексию и самооценку результатов обучающихся. - Какую цель вы ставили на уроке? ... - Удалось ли достичь поставленной цели? ... - Какие получили результаты? Довольны ли вы ими? ... - Что вызвало особые затруднения? ... Учитель предлагает выбрать из предложенных (белое, жёлтое, оранжевое, красное) солнышек то, которое соответствует вашему настроению, и прикрепить на доске магнитом. Учитель комментирует домашнее задание: -Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание. 1) Составьте схему или таблицу по теме «Буквы е - и в корнях с чередованием». 2) Одно из двух по выбору: - упр. 649 из учебника; - составление текста с использованием слов на тему «Чередующиеся гласные в корне слова» (творческое). | Ученики осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты урока, степень их соответствия. Каждый ученик выбирает солнышко, которое по цвету соответствует его настроению и прикрепляет магнитом к доске. Дети вместе с учителем проводят анализ эмоционального настроя класса после урока, отмечают изменения и стараются понять причины. Ученики записывают домашнее задание, слушают комментарий учителя, задают вопросы | Личностные УУД Самооценка на основе успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Коммуникативные УУД Умение выражать свои мысли Познавательные УУД Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД Умение использовать справочную литературу и ресурсы Интернета для поиска информации по данной теме. |