коммуникативную (обогащение словарного запаса, умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать монологическую речь); информационную (формирование умения работать с книгой, отвечать на поставленные вопросы).
3. Создать условия для воспитания взаимопонимания, самодисциплины, ответственного отношения к совместной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
коммуникативную (обогащение словарного запаса, умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, развивать монологическую речь); информационную (формирование умения работать с книгой, отвечать на поставленные вопросы).
3. Создать условия для воспитания взаимопонимания, самодисциплины, ответственного отношения к совместной деятельности.
План урока
1) Организационный момент:
а) валеологические упражнения на активизацию мыслительной деятельности учащихся;
б) подготовка учащихся к работе.
1. Подготовка к учебно-познавательной деятельности:
а) вступительная беседа о труде;
б) мобилизующий этап;
в) формирование темы и цели урока.
2. Усвоение нового материала:
а) упражнения на проверку умений учащихся распознавать звонкие и глухие согласные;
б) вывод на основе рассуждений и обобщений учащихся о написании букв З и С на конце приставок.
а) применение правила на словах разгрузить и раскидать;
б) работа с книгой;
в) работа в парах.
2) Гимнастика для глаз (снять усталость)
3) Словарно-орфографическая работа
а) работа по картинам и фотографиям;
б) определение лексического значения слов;
в) подбор однокоренных слов.
4. Закрепление изученного материала.
а) дифференцированная работа в группах;
б) защита своей работы;
в) повторение правила.
5. Контроль (работа с сигнальными карточками).
6. Итог урока (рефлексия).
а) теоретический материал;
б) деятельность учащихся (Что делали и зачем?);
в) оценки за урок.
7. Домашнее задание (дифференцированное).
Ход урока
1. Подготовка к учебно – познавательной деятельности.
1) Вступительная беседа
- Эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица “Без труда не вынешь рыбку из пруда.”
- Как вы понимаете значение этой пословицы?
- А почему именно она стала эпиграфом к нашему уроку?
- Совершенно верно, ведь чтобы чего-то достичь или чего-то добиться нужно трудиться (можно хором)
- Поэтому сегодня, чтобы узнать что-то новое и чему-то научиться, вам придётся – потрудиться (хором)
2) Мобилизирующий этап.
о…чет
н…резной
ра с/з грузить
ра с/з кидать
н...дувной
о…кос
- Прочитайте слова вслух
- Распределите слова на три группы, учитывая их принадлежность к той или иной части речи, имеющуюся в них одинаково звучащую часть, характеристику звуков.
- Найдите слова первой группы
- Обоснуйте свой выбор
1 группа откос
отчёт
правильный ответ (это имена существительные, в них приставка от; в каждом слове 5 звуков; все согласные глухие)
- Какие слова составили 2 группу?
2 группа нарезной
надувной
правильный ответ (это прилагательные; в них есть приставка на; в каждом слове 8 звуков; все согласные звонкие)
- Ребята, что вы можете сказать о написании данных приставок и им подобных?
Правильный ответ (гласные и согласные в приставках –от-, -на-, -под-, -про-, -об- и других всегда пишутся одинаково, независимо от того, как они произносятся)
3) Формулирование темы и цели урока.
-Назовите слова 3 группы и их общие признаки.
3 группа ра с/з грузить
ра с/з кидать
правильный ответ (это глаголы; в них звуков меньше, чем букв; в них есть приставки –рас, -раз)
- Какому правилу написания они подчиняются?
- Какие буквы могут быть на конце данных приставок?
Правильный ответ (З или С)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока
Правильный ответ (на конце данных приставок могут быть буквы З или С. Значит, тема урока “Буквы З и С на конце приставок”)
Учитель пишет тему на доске (открыли тетради записали число, классная работа, тема урока)
- Хорошо потрудились сформулировали тему урока
- А теперь, при помощи шифровок, сформулируйте цели нашего урока.
1. Познакомиться с… З и С на конце приставок;
2. учиться… и писать слова с приставками на З и С.
Правильный ответ (познакомиться с правилом написания букв З и С на конце приставок; учиться находить и писать слова с приставками на З и С)
2. Усвоение нового материала.
разжимать рассмотреть
безвкусный бесшумный
- Прочитайте слова.
- Выделите в них приставки.
- Подчеркните в словах первого столбика согласную, на которую оканчивается приставка, и согласную, с которой начинается корень.
- Какой вывод можно сделать?
Правильный ответ (приставки на З пишутся перед звонкими согласными)
- А как думают другие учащиеся? (спросить у нескольких ребят)
- Выделите в словах второго столбика согласные в конце приставки и в начале корня
- Какой можно сделать вывод?
Правильный ответ (приставки на С пишутся перед глухими согласными)
- Обобщите наши рассуждения и сделайте вывод каждому правилу написания подчиняется написание согласных в приставках на З и С.
Пока устно, кто-то тему у доски
Правильный ответ (приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С пишутся перед глухими согласными)
- Определите, какие приставки надо писать в словах разгрузить и раскидать?
- Прочитайте новое правило в учебнике.
- Сравните его с формулировкой, составленной вами
Правильный ответ (совпадает)
- Расскажите правило друг другу.
- Кому удалось сразу запомнить правило и дома не стоит его заучивать?
- Молодцы, вы потрудились, глаза устали давайте сделаем
гимнастику для глаз
Словарно – орфографическая работа.
рассвет расцвет
- Взгляните на доску, попытайтесь объяснить написание и лексическое значение слов, в этом вам помогут картины.
Правильный ответ (слова рассвет и расцвет необходимо различать по их лексическому значению. Рассвет – время суток перед восходом солнца, начало утра. Расцвет – время появления цветов у растений)
-Подберите однокоренные слова к этим словам.
Правильный ответ (свет, рассвет, светать, рассветный, цвет, расцвет, расцветать)
4. Закрепление изученного материала (работа в группах по уровням).
- Вы хорошо поработали, узнали новое правило, а теперь мы должны закрепить эти знания, чтобы они надолго остались в вашей памяти.
- Работать будем в группах. У каждой группы своё задание. Как вы должны работать в группах вам напомнит эта памятка. (повторяем в слух)
1 группа Прочитайте ряды слов. Вставьте буквы. Исключите лишнее слово из каждого ряда. Объясните свой выбор.
Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)
2 группа К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки,
вставляя пропущенные буквы.
1. Ра…говором сыт (не) будешь.
2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей
справка
3. (Не)Ра…грызешь ореха, так не…ъешь и ядра.
4. Ра…суждениями каши (не)…варишь.
Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)
3 группа Прочитайте текст. Разделите его на 2 части
по двум признакам, признаки определите сами,
спишите ту часть, которая соответствует
теме урока, выделите орфограмму.
Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимал удочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи, почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.
Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части по смыслу и по наличию в нём слов по теме урока. В котором предложении первой части есть такие слова, а во 2 части их нет, поэтому мы списали 1 часть)
- Молодцы, все справились с заданием.
- Так когда же пишется согласная –с и –з на конце приставок?
5. Контроль.
- Вы хорошо поработали в группах, а сейчас посмотрим, как каждый из вас усвоил новое правило.
(сигнальные карточки)
слова для контроля
безболезненный вскрикнуть
бесплатный низвергаться
бескозырка изгибаться
вознаграждение испортить
воспеть бесшумный
взмахнуть безбрежный
6. Итог урока.
- Назовите орфограмму, с которой мы познакомились на уроке.
- Расскажите правило написали согласных З и С на конце приставок
- Чтобы эти знания остались надолго в вашей памяти, что мы делали на уроке? Каких целей добивались?