Учебно-методический комплект : учебник « Русский язык : Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цели урока :
Обучающие : познакомить с раздельным и дефисным написанием частиц, отработка навыка раздельного и дефисного написания частиц ;
Развивающие : развивать речь за счёт обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление ;
Воспитывающие : способствовать нравственному воспитанию, культуре речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раздельное и дефисное написание частиц»
Урок русского языка в 7 –м классе по теме
« Раздельное и дефисное написание частиц »
Учебно-методический комплект : учебник « Русский язык : Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013 г.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цели урока :
Обучающие : познакомить с раздельным и дефисным написанием частиц, отработка навыка раздельного и дефисного написания частиц ;
Развивающие : развивать речь за счёт обогащения словарного запаса, смыслового построения текста, через воображение, фантазию, логическое мышление ;
Воспитывающие : способствовать нравственному воспитанию, культуре речи.
Задачи :
Развитие навыков работы в команде, навыков самоконтроля, умения систематизировать полученные знания и применять их на практике;
Развитие умения анализировать собственный уровень знаний, создание мотивации в учёбе путём постановки учебной задачи и поиска способов её решения.
Оборудование : компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для каждого ученика.
Ход урока.
1 Организационный момент. Слайд № 1.
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте , уважаемые гости. Глядя на эту замечательную репродукцию картины Рафаэля « Сикстинская мадонна», может быть, кто-то из вас подумал, что вы пришли на урок изобразительного искусства или мировой художественной культуры. Нет, я ничего не перепутала . У нас урок русского языка.
А эти весенние мартовские деньки дают нам замечательные позитивные эмоции . Я надеюсь, что каждый из Вас пребывает в хорошем настроении.
У всех сегодня хорошее настроение? Я этому очень рада !Только с хорошим настроением можно работать в команде и добиваться успехов . Сегодня на уроке работают 3 команды. Команда А. Команда Б. Команда С
И пусть приобретение новых знаний для вас будет процессом увлекательным и интересным!
У вас у каждого лежит на столе раздаточный материал.
Я Вам предлагаю познакомиться с текстом.
Милостивые государыни и милостивые государи !
Как разнообразен и богат прекрасными словами наш русский язык !
Но всё-таки среди всех этих слов на первом и видном месте стоит самое красивое, самое прекрасное слово МАМА. Не потому это слово мило, что оно мелодично, а потому, что оно обозначает даму, которая в высшей степени соединила в себе любовь, верность, преданность и самопожертвование. Что бы она ни делала, у неё всё получается.
Кому мы можем жаловаться на свои невзгоды, как не матери, сердце которой всегда отзывчиво? Кто радуется вместе с нами выпавшему на нашу долю счастью, опять – таки мама! Что бы ни случилось, мы обращаемся к ней. Вряд ли будет ошибкой следующее утверждение, что человек не беден, пока у него есть мама.
Пусть она живёт долгие, долгие годы!
( В.Д.Эфенди)
Учитель:
- Что в тексте Вам понравилось, а может быть, что-то показалось необычным ?
Учитель : Данный текст мною был взят из дореволюционного издания В.Д.Эфенди , в котором содержатся речи 18-19в.в.
Какие замечательные слова о маме ! Как бы мне хотелось, чтобы мои дети всегда думали и заботились обо мне с таким трепетом и нежностью.
Ещё раз посмотрите в текст и прочитайте предложение, где содержится главная мысль текста.
Слайд №3.
-Используя речевое клише, сформулируйте проблему данного текста?
( Ф.И. О. автора) размышляя о ( русском языке)…, предлагает своим читателям задуматься над проблемой…( роль мамы в жизни человека)
-Назовите самостоятельные части речи в данном предложении ?
-Над какой частью речи мы будем работать? (над частицами)
-Как написана частица то? ( через дефис) А частицы бы, ни? ( раздельно)
- Ключевые слова: частица, дефис, раздельно
-Сформулируйте тему урока. ( Раздельное и дефисное написание частиц.)
Слайд № 5.
Так какие задачи вы сегодня ставите на уроке?
( Задачи : - повторить ранее изученные сведения о частицах;
познакомиться с раздельным и дефисным написанием частиц;
развивать речь за счёт обогащения словарного запаса;
способствовать воспитанию культуре речи.
Слайд № 6.
Проверка домашнего задания.
А всегда ли частицы писались раздельно и через дефис?
Группа учеников провела своё исследование и подготовила презентацию
« Из истории правописания частиц » Выступление (4 мин.)
Новый материал. Разминка для команд.
Учитель : Мне хотелось бы вам напомнить, что залогом грамотного письма является определение частей речи. Вы должны знать, что на экзамене есть ряд заданий (А11 и В2) , где проверяются ваши знания в области морфологии. А что такое морфология?
Слайд №7.
Предлагаю сейчас провести мини-экзамен на определение частей речи.
Задание для разминки : Определите , к какой части речи относится каждое слово, соединив стрелочками левую и правую колонки.
(ИЗ) ЗА ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(МАЛО) ПОМАЛУ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
(ДИВАН) КРОВАТЬ НАРЕЧИЕ
МЕСТОИМЕНИЕ
( ЮГО) ЗАПАДНЫЙ ПРЕДЛОГ
Слайд № 8. Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. Ключ вы видите на слайде.
Учащиеся делают вывод о том, что через дефис пишутся как самостоятельные части речи, так и служебные, в том числе частицы.
Команды получают задания.
Слайд № 10.
Команда А. Заполняете таблицу. Из данного текста выпишите все частицы в таблицу, распределяя их по разрядам .В первую колонку выписываете все формообразующие частицы, во вторую –отрицательные частицы, в третью - модальные.
Частицы
Формообразующие
отрицательные
модальные
БЫ
ПУСТЬ
НИ
НЕ
КАК
ВСЁ-ТАКИ
ЛИ
ВРЯД ЛИ
Диагностика.
Учитель. На проверку даётся 2 мин. ( ключ на слайде)
Поднимите , пожалуйста, руку у кого «5», «4», «3». ( Диагностика)
Слайд № 11.
Команда Б. Задание немного усложняется. Вы также работаете с таблицей. В первую колонку выписываете частицы , которые пишутся раздельно. Во вторую колонку - через дефис. С какой частью речи употребляется частица -ка? Сформулируйте правило.
Раздельное написание частиц
Дефисное написание частиц
БЫ
ЛИ
ЖЕ
-ТО
- КА
Открыть учебник на стр.176-177. Прочитать правило.
Слайд № 12.
Команда С. Творческая работа.
Задание :
С какой просьбой или с каким вопросом к вам может обратиться мама? Используя слова обращения, частицы и вербальные средства этикета, постройте предложении
Пример : Будь так любезен, вскипяти-ка чай.
Дима, уроки-то сделал ?
№2 Если вас посетит вдохновение, напишите четверостишие о раздельном и дефисном написании частиц )
Работа команд ( 4 мин.)
Защита работ. ( выступления команд)
Слайд №13.
Слайд №14.
Учащиеся делают вывод о раздельном и дефисном написании частиц.
Слайд № 16
Слайд № 17. Игра « Третий лишний »
Слайд № .
Я ещё раз предлагаю провести лингвистическое наблюдение.
Что бы ( местоимение и частица) вы пожелали маме ?
Что бы ( местоимение и частица)она ни делала , всё у неё получается.
Мама уехала в санаторий, чтобы ( подчинительный союз) подлечиться.
Как ( частица) ты прекрасна, мама !
Я не знаю, как ( союз)лучше выразить свою любовь к маме.
Учитель : следует различать частицы и омонимичные им другие части речи. Над этой проблемой мы будем работать на следующем уроке. А сейчас подведём итоги.
То же ( указательное местоимение и частица)слово, да не так бы молвить.
Небо над нами тоже ( союз = и) было ясное.
Рефлексия.
О чём мы сегодня говорили на уроке?
Какую учебную задачу ставили в начале урока?
Удалось её решить?
Какие частицы пишутся раздельно?
Какие частицы пишутся через дефис?
С какой частью речи используется частица –ка?
С каким затруднением мы столкнулись ? ( явление омонимии)
Какие моменты урока вам понравились? И что , может быть , не очень?
Комментирование оценок.
Слайд № 18.
Домашнее задание: параграф 58, 1) упр. 382;
2) выписать из учебника литературы 10 предложений с частицами, объяснить их написание, определить разряд;
3) Исследование
Слайд № 19
Учитель : Наш урок мне хотелось бы закончить словами Проспера Мериме : «Русский язык – язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков»