ІІІ Стадия осмысления Прогнозирование содержания текста по заголовку Как вы думаете, о чем\о ком будет текст? Какая история может быть в тексте? Прием «Чтение с остановками» после каждого четверостишия проводится обсуждение прочитанного через ответы на вопросы учителя, запись художественно-изобразительных средств, объяснение их роли. 1 остановка: Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей. Вопросы учителя: В каком жанре написан текст? Какие чувства у вас вызвало стихотворение? Совпали ли ваши ожидания? Символом чего являются белые журавли? (журавли являются воплощением душ погибших воинов) 2 остановка: Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса? Вопросы учителя: - Как вы думаете, зачем журавли «подают нам голоса»? (Подают голоса, чтобы мы помнили о них) - Почему люди «замолкают, глядя в небеса»? 3 остановка: Сегодня, предвечернею порою, Я вижу, как в тумане журавли Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели. Вопросы для учителя: - Почему именно эту картину видит лирический герой? 4 остановка: Они летят, свершают путь свой длинный И выкликают чьи-то имена. Не потому ли с кличем журавлиным От века речь аварская сходна? Вопросы для учителя: - О чем размышляет автор? - Почему, по-вашему, журавли «выкликают чьи-то имена»? 5 остановка: Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня. Вопросы учителя вопросы высокого порядка(): - Почему автор использует эпитет «клин усталый»? - Как представлена природа в данном отрывке? («туман», «исход дня») - На что похож клин журавлей? (на строй солдат, это метафора) - Как вы понимаете выражение «И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня»? 6 остановка: Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле. Вопросы учителя: Дифференциация (толстые вопросы): На какие мысли наводит данный отрывок? (о круговороте жизни) Словарная работа (ученики с помощью учителя сами определяют значения слов, учитель рисует на доске клин, ученики ищут значение в словаре, определяют исходное слово): Сизый - тёмно-серый с синеватым оттенком, Клин - (сужающийся, заостренный конец), Выкликать – звать кого-либо. Прослушивание песни Расула Гамзатова «Журавли». Прием «Парные разговоры» Задание уровня А: 1.Прослушайте песню, запишите ключевые слова. 2.По ключевым словам сформулируйте основную мысль. 3.По рисунку выразите свое отношение к войне и к подвигам солдат. Опорные слова: По-моему… Я думаю…, Я считаю… Критерии: -определяет основную мысль. - составляет устное высказывание Дескрипторы: -записывает ключевые слова -формулирует основную мысль, используя ключевые слова - по рисунку создает высказывание, соблюдая структуру -выражает свое мнение Задание уровня В 1.Прослушайте песню. Проиллюстрируйте основную мысль стихотворения и выразите свою реакцию на нее. Критерии: -определяет основную мысль. - составляет устное высказывание Дескрипторы: -формулирует основную мысль, опираясь на ключевые слова - представляет основную мысль в виде рисунка -выражает свое мнение Задание уровня С Прослушайте песню. Можно ли сделать из прослушанного такие выводы, которые были бы важны для будущего? Критерии: - составляет устное высказывание Дескрипторы: - делает вывод - создает высказывание, соблюдая структуру -выражает свое мнение Прослушивание ответов (пары презентуют друг другу, оценивание по критериям успешности «Две звезды и одно пожелание»). Словесный комментарий учителя. Ф оценивание учителя: наблюдение, словесный комментарий |