Работа над правилами орфографии в занимательной форме
Работа над правилами орфографии в занимательной форме
Все дети в классе находятся на разных ступенях развития: у одного – хорошо развита зрительная память, у другого слуховая память. Третий имеет богатое воображение, а у четвёртого его нет совсем. Но задача учителя состоит в том, чтобы всеми возможными способами развивать у детей природные задатки, индивидуальные способности формировать устойчивый познавательный интерес. Самым действенным является познавательный интерес. Формируется он разными средствами. Одним из таких средств является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное помогает детям усвоить любой материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над правилами орфографии в занимательной форме»
Работа над правилами орфографии в занимательной форме
Все дети в классе находятся на разных ступенях развития: у одного – хорошо развита зрительная память, у другого слуховая память. Третий имеет богатое воображение, а у четвёртого его нет совсем. Но задача учителя состоит в том, чтобы всеми возможными способами развивать у детей природные задатки, индивидуальные способности формировать устойчивый познавательный интерес. Самым действенным является познавательный интерес. Формируется он разными средствами. Одним из таких средств является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное помогает детям усвоить любой материал.
Я хочу рассказать о том, как я работаю над правилами орфографии в 3- 4 классах. Я приведу фрагменты уроков.
На эту работу я отвожу 7-15 минут. С детьми мы определились работать на трёх строчках.
План работы
На доске схема, рисунок (рисую я).
Ставлю проблемную ситуацию.
Обыгрываем с детьми правило.
Повторяем правило (со слабыми детьми учим)
Сильные дети в это время придумывают свои слова на это правило и записывают.
Пишем слова с этой орфограммой.
Фрагмент урока №1 « Безударные гласные в корне слова (детям название орфограммы не называю).
Ребята, сегодня с горки будут кататься слова, кататься будут парами.
1. Строю горку (именно с гласными, которые мы проверяем)
4. Работу начинают сильные дети. Они догадываются, а за ними повторяют другие дети. Сильные дети придумывают свои слова и записывают. С остальными детьми учим правила, опираясь на схему, рисунок.
Тяжёлый – тяжесть, леса – лес, потянулись – тянет.
Фрагмент урока №2. Игра « Попади в цель»
На первой строчке из трёх пишу гласные, которые мы проверяем (это цель).
а о и е я
Читаю слова, первый раз дети слушают эти слова (слов на доске нет).
Вступают в работу сильные дети, называют орфограмму, говорят правило. На 2ой, 3ей строчке пишут слова ( где какую писать безударную гласную будут и называют проверочное слово) далее в работу включаются и слабые дети.
а о и е я
позвонил – звон весна – вёсны рядочки – ряд
холодный – холод гряда- грядка
Ставят ударение, выделяют корень.
Со слабыми детьми повторяем правило, если нужно.
Дети придумывают и записывают свои слова.
Фрагмент урока №3. «Назови поезд»
1.Вместе с детьми на второй строчке рисуем поезд.
рожь
трава
ночь
степь
В вагонах путешествуют слова (пишем слова).
2.Ставлю перед детьми вопрос. Как называется поезд?
Ответы детей: имя существительное, неодушевленные существительное, нарицательные существительные и другие варианты.
Задаю вопрос. Какое слово лишнее и почему?
Трава-1склонение, остальные – 3 склонение.
Фрагмент урока №4. « Мягкий знак после шипящих»
На доске рисунок.
Рассказываю историю. Однажды мышь украла кусочек сыра. Сидела мышка в кустах и лакомилась.
А мимо проползал уж. Услышала его мышь и притаилась.
Назовите орфограмму. Какие слова вам помогли узнать эту орфограмму.
Расскажите правило. Пишем слова с этой орфограммой.
Фрагменты №1-№4 – это закрепление изученных правил.
На этапе изучения нового материала, я также ввожу элементы занимательности.
Фрагмент №1. Глаголы-исключения.
Цель: познакомить уч-ся с глаголами – исключениями, запомнить их.
Дети должны знать глаголы.
В левой части записаны глаголы, в правой части рисуем человечка.
Смотреть, видеть
Смотреть
Видеть
Обидеть
слышать
Ненавидеть
дышать
Зависеть
Терпеть
держать
Вертеть
Слышать
вертеть
Дышать
Держать
Гнать
Начинаем запоминать глаголы.
Глаза - смотреть, видеть.
Нос – дышать.
Уши – слышать.
Руки – держать, вертеть.
Эти 6 глаголов дети быстро запомнили. Чтобы запомнить ещё 4 глагола, составляем такую цепочку: если тебя обидели (обидеть), ты что делаешь 1. Можешь терпеть (терпишь) обиду.2.Ненавидишь того человека .3 или гонишь.
Останется запомнить слово – зависеть.
Орфографические минутки детям очень нравятся. Они по содержанию разные. Составляю я их, связывая с темой урока, или со словами с этой орфограммой, которые встречаются в упражнениях, учитывая время года. В 4 классе дети уже сами составляли орфографические минутки.