Учебное занятие по русскому языку в 3 класссе «Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки»
Учебное занятие по русскому языку в 3 класссе «Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки»
С правилом правописания непроизносимых согласных третьеклассники встречаются впервые. На изучение этой орфограммы отведено 4 часа. Это первый урок. Поскольку это правило также базируется на морфолого-фонематическом принципе орфографии, его усвоение облегчается тем, что учащиеся уже вооружены общим способом проверки звука по сильной позиции. Для непроизносимого согласного сильной позицией является положение, в котором он произносится.
Я считаю, чтобы объяснить и понять эту тему, необходима определенная база знаний и умений у учащихся. Это должно быть:
умение находить корень слова в однокоренных словах;
умение отличать однокоренные слова от формы слова;
знание правописания проверяемых согласных букв в корне слова (а это обязательно связано со слабыми и сильными позициями согласных звуков в корне);
знание закона оглушения и озвончения согласных звуков.
Поскольку правописание орфограмм-согласных и букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки, проверяется одним правилом, то работать над данными орфограммами можно по одному алгоритму. Понимания этого и нужно достичь в изучении темы «Непроизносимые согласные».
Считаю наиболее целесообразным для достижения поставленных целей применение проблемно-поисковой технологии, фронтальную и групповую формы обучения. Использование следующих методов обучения (игровой, наглядный, словесный, частично – поисковый, методы стимулирования и мотивации). Для активизации познавательного интереса уч-ся использование занимательного, познавательного и игрового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебное занятие по русскому языку в 3 класссе «Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов, способами их проверки» »
ПЕШКО ЛАРИСА АДАМОВНА,
учитель начальных классов
ГУО «Средняя школа №16 г. Пинска»,
категория высшая, педагогический стаж – 18 лет
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ
С правилом правописания непроизносимых согласных третьеклассники встречаются впервые. На изучение этой орфограммы отведено 4 часа. Это первый урок. Поскольку это правило также базируется на морфолого-фонематическом принципе орфографии, его усвоение облегчается тем, что учащиеся уже вооружены общим способом проверки звука по сильной позиции. Для непроизносимого согласного сильной позицией является положение, в котором он произносится.
Я считаю, чтобы объяснить и понять эту тему, необходима определенная база знаний и умений у учащихся. Это должно быть:
умение находить корень слова в однокоренных словах;
умение отличать однокоренные слова от формы слова;
знание правописания проверяемых согласных букв в корне слова (а это обязательно связано со слабыми и сильными позициями согласных звуков в корне);
знание закона оглушения и озвончения согласных звуков.
Поскольку правописание орфограмм-согласных и букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки, проверяется одним правилом, то работать над данными орфограммами можно по одному алгоритму. Понимания этого и нужно достичь в изучении темы «Непроизносимые согласные».
Считаю наиболее целесообразным для достижения поставленных целей применение проблемно-поисковой технологии, фронтальную и групповую формы обучения. Использование следующих методов обучения (игровой, наглядный, словесный, частично – поисковый, методы стимулирования и мотивации). Для активизации познавательного интереса уч-ся использование занимательного, познавательного и игрового материала.
ТЕМА «Знакомство с непроизносимыми согласными в корне слов,
способами их проверки»
ВИД: получение новых знаний
ТИП: урок-исследование
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: проблемно-поисковая
Цель: способствовать формированию представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по умению находить в словах непроизносимые согласные и подбирать проверочные слова, обеспечить возможность полного усвоения знаний через активные формы работы, продолжить работу над формирование навыков самоконтроля, самооценки.
2. Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать, наблюдать и устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы; развитию познавательных интересов, устной и письменной речи, орфографической зоркости.
3. С помощью учебного материала способствовать осознанию детьми ценности «здоровье», воспитанию бережного отношение к своему здоровью.
Оборудование: учебник, раздаточный материал для работы в группах, наглядный материал.
План учебного занятия
Организация начала урока
Проверка домашнего задания
Орфографическая разминка
Минутка чистописания
Сообщение темы и целей урока
Изучение темы
Закрепление изученного
Подведение итогов. Рефлексия
Ход учебного занятия
I. Организация начала урока
Звенит, заливается школьный звонок
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
- Сегодня наша школа открыла свои двери для гостей. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. Повернитесь, пожалуйста, ко мне. Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас и наших гостей интересным, полезным и приятным.
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пожелаем в этот день,
Чтобы уходила лень.
Ну а мы работать будем,
Улыбаться и дружить,
И, конечно, не тужить.
Проверка домашнего задания
- Девизом сегодняшнего нашего урока будут слова «Знание собирается по капле» (читают хором)
- Как вы понимаете значение этих слов? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)
- Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?
Повторить
Узнать
Научиться
- По мене того как мы с вами будем решать поставленные задачи, будут появляться части пазла. Из них нужно будет составить слово. Итак, начнём с повторения.
Вас сегодня ждёт дорога,
И узнать вам надо много.
Так возьмёмся, ребята, скорей за работу.
Чтобы времени много зря не терять,
О том, как мы трудились дома
Поспешим всем рассказать.
(Упр.82)
- Какие орфограммы встретились вам в домашнем упражнении?
- Как проверить написание безударной гласной в корне слов?
- Как проверить написание парных звонких и глухих согласных в корне слов?
- Назовите слова с безударной гласной в корне. (Родились, слепыми, котёнок, смотреть, котят)
- Назовите слова с парными звонкими и глухими согласными в корне слов. (Кошки, детки, глазки, зубки, лапки, сапожках, морковка, грудкой, шёрстка, гладкая, мягкая)
- Правописание ча-ща. (Сначала, часами)
- Какой это текст? Повествование или описание? Докажите.
- У кого из вас дома есть животные? Как вы к ним относитесь? Любите ли вы играть? Тогда сейчас мы с вами поиграем в игру.
Орфографическая разминка
Игра «Собери пословицы»
Чистая в..да –
Болен – лечись,
Зд..р..вье в порядке –
спасибо з..ря..ке.
для хвори б..да.
а здоров – бер..гись.
Здоровье в порядке – спасибо зарядке.
Чистая вода – для хвори беда.
Болен – лечись, а здоров – берегись.
- О чём эти все пословицы?
- Здоровье – это самое большое богатство, но его очень легко потерять. В народе говорят, что лучше быть малограмотным, но здоровым. Сегодня на уроке мы докажем, что человек может быть и здоровым.
- Мы с вами организуем исследование. Какие согласные подлежать сегодня нашему исследованию, вы узнаете, выполнив задание.
Б К Х М
В ДТ Н
З С Ц В Л Ф Ч Р
Найди в столбике лишнюю букву
Л буква, которая обозначает согл., непарн,звук звон,
Д-звон,парн,
Т- глухой, парный,
В- звонкий, парный
Вот вы сами и определили буквы в чистописании
Физкультминутка для глаз
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Ах, как долго мы читали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Минутка чистописания
л д т в
счастье счастливый
- Как счастье связано со здоровьем?
Составьте из данных слов предложение: приносит, тот, другим, кто, счастлив, счастье.
Счастлив тот, кто другим счастье приносит.
- Запишите это предложение.
- К какому жанру устного народного творчества относится это предложение? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Делай добро другим).
- Можно ли сказать, что здоровый человек – это счастливый человек? Докажите.
Я желаю вам крепкого здоровья.
- Назовите в этой пословице однокоренные слова.
Сообщение темы и целей урока
- Совпадает ли написание слова счастливый с его произношением? Найдите в этом слове букву, на месте которой звук не произносится.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!
- Как называются такие согласные? Как называется эта орфограмма? Нам с вами нужно найти ответы на следующие вопросы:
Какие согласные называются непроизносимыми?
Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
Изучение темы
1. Языковое наблюдение
Упр. 83
Что за дама-орфограмма
здесь явилась в гости к вам
Очень близко, очень четко
подобралася к словам?
- В каких ещё словах есть непроизносимые согласные?
- Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?
- Три согласных звука в корне подряд произнести очень трудно, и мы упрощаем, таким образом, их произношение. А написание упрощать нельзя!
2. Вывод правила
- Какие согласные называются непроизносимыми?
Чтение правила в учебнике на стр.43
- Какие слова с непроизносимыми согласными вы запомнили?
- Как слово сердце связано со словом здоровье?
Как вы понимаете выражения?
Положа руку на сердце – совершенно откровенно.
От всего сердца или от чистого сердца – от всей души, искренне.
Сердце радуется – очень радостно, приятно.
Не лежит сердце – нет расположения к кому-либо или чему-либо.
Принять близко к сердцу – отнестись к чему-либо взволнованно и с большим интересом, вниманием.
Упр. 84 (на доске)
Прочитайте найдите слова с непроизносимыми согласными. А теперь найдите однокоренные слова, в которых эти согласные звучат ясно.
Письменное выполнение задания
- Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?
- Какие есть гипотезы?
Проверяем гипотезы на слове солнце.
1) надо изменить слово…
нет [сонца]
один—много [сонце, сонца]
-Подходит ли этот способ проверки и почему?
2) надо подобрать однокоренное слово…
солнечный, солнышко
-Подходит ли этот способ проверки и почему?
-Какой же способ проверки оставляем?
-Сделайте вывод.
Б) Проверим наш вывод по учебнику стр 44
А чтобы знать, как писать,
Надо однокоренное слово подобрать.
Физкультминутка
Вы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Звучит минусовка песни «Если с другом вышел в путь». Дети поют «переделанную» песню и выполняют упражнения.
- Ну а сейчас шутки на полминутки. Вы услышите весёлые диалоги, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Нужно эти слова назвать.
Весёлые диалоги
Учитель: Знайте, дети, что всегда радостнее давать, чем получать.
Петя: И мой папа это тоже утверждает!
Учитель: Я думаю, что твой папа – прекрасный человек!
Петя: Он известный боксёр!
1 девочка: Кем ты хочешь стать когда вырастешь?
2 девочка: Стюардессой.
1 девочка: Как ты себе представляешь эту профессию?
2 девочка: Я буду пассажиров кормить, поить. А когда у них заболит сердце, буду выводить их на улицу.
Мама: Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты не дружил с Петей.
Коля: Почему, мамочка
Мама: Он плохо воспитанный мальчик.
Коля: Тогда пускай Петя дружит со мной. Я же прелестный и хорошо воспитанный мальчик.
1 мальчик: Здравствуй, …
2 мальчик: Здравствуй, …
1 мальчик: Ну что, понравилась тебе новая учительница?
2 мальчик: Да, красивая. Но, наверное, она в школе плохо училась. Обо всём меня спрашивает.
От данных слов образуй однокоренные слова с орфограммой непроизносимый согласный.
радость - ........ солнечный - ......
место - ........... сердечный - ......
грусть - .......... ненастье - ..........
весть - ........... опоздал - ...........
капуста - ...... уста - ..................
Работа в группах
1 группа
Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм «Прочитай – Проверь – Напиши»
радос...ный
поз...но
со...нце
вкус...ный
опас...ный
интерес...ный
чудес...ный
чес...ный
2 группа
Составь и запиши словосочетания, образовав от слов, данных в скобках, слова — признаки предметов. Подчеркни непроизносимые согласные.
Образец: Погода (ненастье) — ненастная погода.
Полёт (звезда) —…,
поступок (честь) — …,
улыбка (радость) — …,
жизнь (счастье) —… .
3 группа
Составьте и запишите словосочетания
доброе со…нце
знакомая сер…це
яркое мес…ность
Здоровый – новое словарное слово
- Составьте словосочетания со словом здоровый. Подберите синонимы, антонимы. В народе, ребята, говорят:
Аппетит от больного бежит, а к здоровому катиться.
В здоровом теле – здоровый дух.
Не ложись сытым – встанешь здоровым.
Дети записывают в тетради: Здоровый. Здоровый человек. В здоровом теле – здоровый дух.
- Можно ли по внешнему виду определить здоров ли человек. Тогда попробуйте. (На доске рисунки.) Не спрашивай здоровья – гляди в лицо.
- Чем больше на земле будет здоровых и счастливых людей, тем больше будет добра, а злу придется потесниться. И, может быть, в конце концов, благодаря здоровому образу жизни мы искореним все зло на планете.
Просмотр видеофильма «Простые правила здоровья»
Подведение итогов. Рефлексия
- Вспомните, какие орфограммы мы повторили?
- С какой познакомились?
- Чему научились?
- А сейчас посмотрим, стали ли вы ещё грамотнее. Оцените свою работу на уроке.
Лист самооценки
Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми
Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов
Знаю словарные слова
Внимательно слушал учителя, одноклассников
Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы