г. Семилуки
2014 г.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык», для 6 класса , рассчитанная на 210 часов (6ч. в неделю), для базового уровня обучения, составлена на основе следующих нормативных документов:
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области “О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Воронежской области” от 01.02.2012г. №56;
- письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 №01-03/06332 «О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).
-примерные программы по учебным предметам для основной школы по предмету «Русский язык 5-9 классы» (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- авторская программа под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской и других. – М.: Просвещение, 2011.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации метапредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В 6 классе продолжают формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6классе – 210 часов.
Программа реализуется в адресованном учащимся 6 классов учебнике: «Русский язык» 6 класс. В двух частях. (Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. Русский язык. 6 класс. В двух частях - М.: Просвещение, 2012).
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- применение на практике различных видов монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями, и др.);
- соблюдение в практике речевого общения изученных в 5 классе орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение изученных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; знакомство с национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение определенных понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, язык и речевое общение, речь устная и письменная; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | материально-техническое оснащение | В том числе на: | УУД: | Виды контроля | результаты деятельности |
| | |
тема | развитие речи | личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | контроль начального уровня подготовки | промежуточный контроль | итоговый контроль | личностные | метапредметные | предметные |
| | | | | | | | | | | | | | | |
Введение – 6 часов (4 часов + 2 часа развития речи) | |
1 | Введение | 6 | Интерактивная доска, ноутбук, проектор, таблицы | 4 | 2 | Понимание важной роли языка в жизни каждого человека и всего общества в целом, осознание собственных действий при изучении темы, оценивание значимости темы | Определение цели изучения темы, планирование действий для эффективного изучения, | Спланировать действия по эффективному изучению темы в аспекте сотрудничества с другими учениками и учителем | Поиск и выделение необходимой информации для успешного понимания темы и умени е применять полученные знания на практике, умение ставить и формулировать проблему, находить эффективные пути решения поставленной задачи | Работа с таблицами, схемами | Устный опрос, составление предложений текстов | Составление монологических высказываний учебно-научного стиля | Осознание важности умения общаться | Получают представления о языке как знаковой системе, о видах речевой деятельности, овладевают приемами ознакомительного и изучающего чтения | осознание роли языка в жизни человека, овладевают понятиями «текст" Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста |
Морфемика, словообразование, орфография 20часов (17+3часа развития речи) |
2 | Морфемика, словообразование, орфография | 20 | Интерактивная доска, проектор, учебник, ноутбук | 17 | 3 | Желают осваивать новые виды деятельности, участвовуют в творческом процессе, осознают себя как индивидуальность | создают устные высказывания учебно-научного стиля; решают лингвистические задания; создают текст в устной форме по заданному началу | оформляют свои мысли в устной и письменной речи, выразительно читают прозаические и поэтические тексты | Ориентируются в учебнике, используют доп. информацию, работая с всплывающими окнами и различными рубриками; анализируют текст с т. зр. его темы, основной мысли | Устный опрос, обозначение орфограмм, морфемный и словообразовательные разборы слов | Морфемный разбор слова | Контрольный диктант | использование умения применять грамматические правила в устной и письменной речи, давать развернутые ответы, пользоваться справочной литературой | формирование представления о необходимости быть грамотным человеком | Овладение основными понятиями морфемики и словообразования; осознание морфемы как значимой единицы языка |
Лексикология, орфография. Культура речи – 37час (31 час + 6 часов развития речи) |
3 | Лексикология | 37 | Интерактивная доска, ноутбук, проектор, таблицы | 31 | 6 | Положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения и совершенствовать имеющиеся; стремятся к преодолению своих трудностей; способны к самооценке своих действий | Выполняют текстовые задания и другие практические задания по изучаемой теме; расширяют знания о синонимических парах и синонимических рядах, о возникновении синонимов | Создают устные высказывания; корректируют собственную разговорную речь; пересказывают текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; выступают с небольшими сообщениями на заданную тему и т.д. | Извлекают необходимую информацию из толкового словаря и словаря синонимов; овладевают сведениями о тематических связях слов; распределяют слова по тематическим группам; редактируют текст; пользуются словарем антонимов, составляют антонимические пары слов | устный опрос, составление словосочетаний, подбор слов по заданию, определение тематического ряда | Сочинение, изложение, составление текстов с использованием синонимов, антонимов, редактирование текста | Контрольная работа | Расширение своего лексикона; объяснение лексического значения слов различными способами; совместное использование синонимов, антонимов, омонимов, паронимов в речи | Способность извлекать информацию из словарей различных типов; умение воспроизвести прочитанный текст с заданной степенью свернутости (письменный пересказ Умение анализировать текст с точки зрения использования лексических средств выразительности | Овладение основными стилистическми ресурсами лексики и фразеологии русского языка |
Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи 125часов |
5 | Морфология | 125 | Интерактивная доска, ноутбук, проектор, таблицы | 107 | 18 | Чувствуют необходимость учения, осваивают новые виды деятельности в индивидуальной, групповой, парной формах работы; участвуют в творческом, созидательном процессе с целью развития рефлективно-аналитических способностей | Контролируют правильность и полноту ответов одноклассников, оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям поставленной задачи | Умеют обмениваться разными точками зрения в парах, строить понятные монологические высказывания, согласовывать действия с партнером, осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; взаимодействуют с учителем во время фронтального опроса | Понимают информацию в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач | Устный опрос. Составление схем, Тестирование | Сочинения разных типов, разных стилей, работа с текстами, изложения. Морфологический разбор частей речи | Контрольные диктанты | Осознание (понимание) особенностей и грамматического значения слова в отличие от лексического значения; актуализация знаний о системе частей речи в русском языке, совершенствование умений распознавать самостоятельные и служебные части | Совершенствование навыков поискового (просмотрового чтения); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла | Проведение морфологического анализа слова; нахождение частей речи в тексте, определение их синтаксической роли в предложении |
Части речи в русском языке 1час |
| Части речи в русском языке | 1 | | | | | | | | Устный опрос, составление схем | | | | | |
Имя существительное как часть речи 19 часов (18 часов + 1 час развития речи) |
| Имя существительное | 19 | | 18 | 1 | | | | | Тестирование, устный опрос, нахождение слов с орфограммами | Морфологический разбор, составление словосочетаний и предложений, монологических высказываний | Контрольный диктант | | | |
Имя прилагательное как часть речи 29часов ( 26 часов + 3 часа развития речи) |
| Имя прилагательное как часть речи | 29 | | 26 | 3 | | | | | Тестирование, устный опрос, индивидуальные задания | Морфологический разбор, составление словосочетаний, предложений с использованием прилагательных | Контрольный диктант | | | |
Имя числительное как часть речи 16 часов (14+2часа развития речи) |
| Имя числительное как часть речи | 16 | | 14 | 2 | | | | | Устный опрос | | Морфологический разбор Контрольный диктант | | | |
Местоимение как часть речи 26 часов (20+6часов развития речи) |
| Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | 26 | | 20 | 6 | | | | | Устный опрос, составление словосочетаний и предложений с местоимениями | | Морфологический разбор Контрольная работа | | | |
Глагол как часть речи 33 часа (27 часов + 6 часов развития речи) |
| Глагол как часть речи | 33 | | 27 | 6 | | | | | Устный опрос, написание окончаний по алгоритму, выделение орфограмм | Морфологический разбор, сочинение, составление словосочетаний и предложений с учетом выбора наклонений глагола | Контрольный диктант | | | |
Синтаксис и пунктуация 18 часов (15часов + 3 часа развития речи) |
6 | Синтаксис и пунктуация | 18 | | 15 | 3 | Обладают позитивной самооценкой, самоуважением и самопринятием; участвуют в творческом созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как члена общества | Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; формулируют учебную проблему; самостоятельно находят способы решения проблем. | Моделируют предложении в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные), употребляют их в речевой практике, корректируя интонацию в соответствии с коммуникативной целью | Осознают (понимают) условия однородности членов предложения; передают информацию, представленную в схемах, таблицах, в виде связного текста; осуществляют поиск информации в соответствии с учебной задачей и представляют ее в устной и письменной речи | Тестирование, составление схем предложений | Синтаксические разборы словосочетания, предложений, составление словосочетаний и предложений по заданным схемам | Составление монологических высказываний, итоговый контрольный диктант | Свободное выражение мыслей и чувств в процессе речевого общения, понимание необходимости владения навыками грамотной речи. | Овладение сведениями об истории знаков препинания создание устного и письменного монологических высказываний в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Создание монологических и диалогических высказываний учебно-научного стиля | Развитие умений определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи, моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов. Проведение синтаксического анализа словосочетания и предложения, овладение пунктуационными нормами русского литературного языка |
27 | Контрольный диктант по теме «Морфемика, словообразова-ние, орфография» | Урок контроля | Основные понятия морфемики и словообразования. | Прослушивание текста и запись под диктовку. Выполнение грамматических заданий. | Диктант с грамматическим заданием | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализов слов. | |
28 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний. | | Анализ текста, самопроверка и взаимопроверка. Работа над ошибками | Анализ текста и грамматических заданий | Применение приобретенных знаний для анализа языкового материала | |
29-30 | Лексикология, орфография. Повторение изученного в 5 классе. | Урок актуализации знаний | Основные понятия лексикологии. | Работа с текстом. Опознание омонимов, синонимов, антонимов, паронимов. Отвечают на вопросы, составляют монологические высказывания. | Монологиче-ские высказыва-ния, ответы на вопросы. | Умение опознавать омонимы, синонимы, антонимы, паронимы. | |
31-32 | Сочинение-рассказ о народном промысле. | Урок развития речи. | Стиль речи, тип речи. Синонимы, антонимы. | Создание текста в соответствии с заданным стилем и типом речи с использованием в тексте синонимов, антонимов. | Сочинение | Развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи | |
33-34 | Метафора. | Урок открытия новых знаний | Прямое и переносное значения слов. Метафора как изобразительное средство языка. Виды метафор. | Работа с учебником, подготовка рассказа с использованием словосочетаний № 100. Наблюдение за использованием общеязыковых и индивидуально -авторских метафор в тексте. | Составление рассказа. | Умение находить и отличать общеязыковые и индивидуально-авторские метафоры. | |
35-36 | Лексические выразительные средства. | Урок открытия новых знаний | Лексические средства выразительности. | Составление метафорических словосочетаний. Работа с материалом учебника. Составление текстов с использованием лексических средств выразительности. | Исследовательская работа. Поиск индивидуаль-но-авторских и народно-поэтических эпитетов в сказках А.С.Пушкина | Развитие умения анализировать художественный текст с точки зрения использования лексических средств выразительности. | |
37 | Подготовка материалов для сочинения-описания. | Урок развития речи. | Лексические средства выразительности. | Собирание материала для сочинения, создание текста в соответствии с заданным стилем и типом речи. | Творческая работа | Развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи с использованием средств выразительности. | |
38 | Чередование гласных в корнях –скак -/-скоч- | Урок открытия новых знаний | Корни с чередованием. Углубление понятия о чередовании – об изменении звука/буквы в корне. | Работа с упражнениями учебника, чтение и разноаспектный анализ текста, работа в парах по выбору слов с изучаемой орфограммой | Тест по теме | Совершенствование правописных умений. Развитие умения составлять и использовать алгоритм орфографического правила. | |
39 | Чередование гласных в корнях –равн-/-ровн- | Урок открытия новых знаний | Корни с чередованием | Работа с упражнениями учебника, чтение и разноаспектный анализ текста, работа в парах по выбору слов с изучаемой орфограммой | Тест по теме | Совершенствование правописных умений. Развитие умения составлять и использовать алгоритм орфографического правила. | |
40 | Чередование гласных в корнях –твар-/-твор- | Урок открытия новых знаний | Корни с чередованием | Работа с упражнениями учебника, чтение и разноаспектный анализ текста, работа в парах по выбору слов с изучаемой орфограммой | Тест по теме | Совершенствование правописных умений. Развитие умения составлять и использовать алгоритм орфографического правила. | |
41 | Урок – практикум по теме «Корни с чередованием». | Урок актуализации полученных знаний | Понятие чередования. Корни с чередованием. | Анализируют языковой материал, сопоставляют правописание слов с изучаемыми орфограммами, определяют лексические значения слов, делают выводы. | Работа с текстами, монологичес-кие высказыва-ния. | Совершенствование умений применять изученные орфографические правила в практике письма. Совершенствование умений анализировать и группировать слова по заданным параметрам, находить основания для классификации слов, содержащих изучаемые орфограммы. | |
42 | Исконно русские слова. | Урок открытия новых знаний | Исконно русские слова. | Работа с теоретическим материалом, словарем, упражнениями учебника, работа в парах. Извлекают необходимую информацию из словаря, выполняют лексический анализ слова. | Работа со словарем, составление монологических высказываний, разноаспектный анализ текста. | Развитие умений читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста. Извлекают необходимую информацию из словаря, выполняют лексический анализ слова. | |
43-44 | Заимствованные слова | Урок открытия новых знаний | Заимствованные слова | Работа с теоретическим материалом , чтение схемы . Работа со словарем. Определение значения слова с помощью подбора синонимов | Составление устного монологического высказывания | Совершенствование умений проводить лексический анализ слова, выбирать лексические средства и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения, извлекать необходимую информацию из словаря, выполнять лексический анализ слова. | |
45-46 | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями | Урок открытия новых знаний | Полногласие/неполногласие, старославянский язык | Знакомятся со сведениями о старославянском языке, подбирают к исконно русскимсловам старославянские соответствияРабота с текстом, исследование текстов разных стилей | Составление монологических высказываний, составление пар слов исконно русских и старославянских | Развитие умения объяснять безударные гласные в словах используя сведения о полногласных и неполногласных сочетаний. | |
47 | Пассивное и активное употребление лексики русского языка. Архаизмы, историзмы | Урок открытия новых знаний | Устаревшие слова. Архаизмы, историзмы. | Чтение схемы и составление монологического высказывания. Работа со словарем, анализ языкового материала. Работа по замене историзмов и архаизмов современными синонимами. | Орфографический тренинг. Составление монологического высказывания научного стиля по схемам | Углубление знаний о лексическом составе русского языка с точки зрения сферы употребления, совершенствование орфографической грамотности. | |
48 | Неологизмы | Урок открытия новых знаний | Неологизмы | Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в художественных текстах. Работа со схемой. Составление словарных статей к предложенным словам | Составление монологического высказывания научного стиля по схемам | Овладение представлениями о дифференциации лексик современного русского языка с точки зрения ее употребления. | |
49-50 | Общеупотребительные слова. диалектизмы | Урок открытия новых знаний | Общеупотребительные слова, слова ограниченного употребления, диалектизмы | Разноаспектный анализ текстов. Работа со схемой, по замене диалектных слов общеупотребительными Лексический анализ слова. | Исследовательская работа по № 171 | Совершенствование умений проводить лексический анализ слова, выбирать лексические средства и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения, извлекать необходимую информацию из словаря, выполнять лексический анализ слова. | |
51-52 | Профессионализмы | Урок открытия новых знаний | Профессионализмы. Термины. Стили речи. Научный стиль | Работа с текстами учебно- научного стиля, работа со словарем. Исследовательская работа (нахождение терминов в учебниках по математике, географии, литературе) | Составление учебно-научных высказываний на заданную тему | Совершенствование умений читать и понимать текст. Умение опознавать профессионализмы и термины, использовать терминологическую лексику в собственной речи | |
53 | Жаргонизмы | Урок открытия новых знаний | Жаргонизмы | Работа с упражнениями учебника, чтение и пересказ текста с заданной степенью свернутости. Анализ собственной и чужой речи с точки зрения точного и уместного словоупотребления | Пересказ текста по заданию | Углубление знаний о лексическом составе русского языка с точки зрения сферы употребления. Совершенствование умений читать и пересказывать текст с заданной степенью свернутости | |
54-55 | Стилистически нейтральная и книжная лексика | Урок открытия новых знаний | Нейтральная лексика. Книжная лексика. | Работа со схемой. Работа по определению главной и второстепенной информации. Выбор слов по заданию, определение тематических групп | Монологическое высказывание Решение лингвистических задач | Соверщенствование умений оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного и уместного словоупотребления | |
56-57 | Стилистические пласты лексики | Урок открытия новых знаний | Стилистически нейтральная, высокая, сниженная лексика. Разговорная лексика. Эмоционально-оценочная лексика | Работа с таблицей. Изучение теоретического материала. Составление текста по заданию | Монологическое высказывание по заданию, составление текста-описания | Развитие умений создавать текст-описание. Углубление знаний об эмоционально-оценочной роли слова. Умение осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением, ситуацией и сферой общения | |
58 | Изложение сжатое с творческим заданием | Урок развития речи | Тема текста. Стиль речи | Определение темы текста, стиля. Деление текста на микротемы. Составление плана. Сжатый пересказ и ответ на проблемный вопрос | Сжатое изложение и ответ на проблемный вопрос | Умение адекватно понимать информацию текста, воспринимаемого на слух, воспроизводить текст сжато, с соблюдением всех микротем. Умение выделять основную мысль и составлять ответ на проблемный вопрос | |
59-60 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов | Комбинированный урок | Фразеологизмы. Крылатые выражения | Работа по различению фразеологизмов и свободных сочетаний; теоретические сведения об источниках фразеологизмов; пересказ текста об истории возникновения одного из фразеологических оборотов | Составление устного рассказа | Развитие навыков говорения. Осознание связи фразеологии с культурой и историей народа – носителя языка | |
61-62 | Фразеологизмы нейтральные и стилистические окрашенные | Комбинированный урок | Фразеологизмы. Стилистически окрашенная и нейтральная лексика | Толкование фразеологизмов; подбор синонимичных и антонимичных фразеологизмов, определение их синтаксической роли. | Проверочная работа | Умение читать и понимать текст, различать нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы | |
63-64 | Сочинение – рассказ | Урок развития речи | Тема текста. Типы речи. | Составление рассказа на тему «Случай из жизни» с использованием в качестве заголовка фразеологизма | Сочинение | Развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и типом речи с использованием фразеологизмов | |
65 | Повторение темы «Лексикология» | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия «Лексикологии» | Работа с учебником в парах и группах. Тестовые задания на обобщение и закрепление изученного | Тесты | Совершенствование умения характеризовать, группировать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски | |
66 | Контрольная работа по теме «Лексикология» | Урок контроля | Основные понятия «Лексикологии» | Разноаспектная работа с текстом | Комплексный анализ текста | Применение умений читать и понимать текст, использовать информацию текста при написании сочинения, создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи | |
67 | Работа над ошибками | Урок коррекции знаний | Основные понятия «Лексикологии» | Анализ текста, самопроверка и взаимопроверка. Работа над ошибками | Анализ текста и заданий к нему | Применение приобретенных знаний для анализа языкового материала | |
Грамматика. Морфология, орфография. Культура речи 125часов | |
68 | Части речи в русском языке | Урок актуализации полученных знаний | Части речи. Самостоятельные и служебные части речи | Распределение слов по значению, морфологическим свойствам и синтаксической роли. Теоретический материал изучаемого параграфа. Работа с упражнениями | Разноаспектный анализ текста | Развитие умений представлять информацию в разных видах, умений работать в паре. Углубление знаний о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов. | |
69-70 | Имя существительное как часть речи | Урок актуализации полученных знаний | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род, падеж, число. | Работа в парах и группах с упражнениями учебника на распознавание одушевленных и неодушевленных имен существительных, на образование форм именительного и родительного падежей множественного числа. | Монологические высказывания в научно-учебном стиле | Развитие умений анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные, и также имеющие форму только множественного или единственного числа; правильно образовывать формы именительного и родительного падежей существительного | |
71-72 | Разносклоняемые имена существительные | Урок открытия новых знаний | Склонение. Разносклоняемые существительные | Материал для наблюдений, сопоставление разносклоняемых слов с существительными 1, 2, 3склонений, анализ материалов из упражнений учебника, составление предложений с использованием разносклоняемых существительных | Монологические высказывания | Развитие умений распознавать склоняемые и разносклоняемые имена существительные, приводить примеры. Совершенствование правописных умений | |
73-74 | Несклоняемые имена существительные | Урок открытия новых знаний | Склонение. Несклоняемые существительные | Анализ материалов из упражнений учебника, составление предложений с использованием несклоняемых склоняемых существительных | Монологические высказывания, выборочный диктант | Развитие умений распознавать несклоняемые и склоняемые имена существительные, приводить примеры. Развитие умений оценивать речь с точки зрения соблюдения языковых норм | |
75 | Имена существительные общего рода | Урок открытия новых знаний | Род существительного. Имена существительные общего рода | Работа по распознаванию существительных общего рода, согласованию с ними имен прилагательных и глаголов в прошедшем времени. Работа с материалом для наблюдений, теоретическим материалом учебника | Составление монологических высказываний. Составление предложений по заданию. | Развитие умений распознавать имена существительные общего рода, согласовывать с ними имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени. | |
76 | Морфологический разбор имени существительного | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия по теме «Имя существительное» | Разноаспектный анализ текста. Работа с советами помощника. Морфологический разбор имение существительного | Морфологический разбор существительного | Совершенствование умений выполнять морфологический разбор имени существительного, умения определять тему текста | |
77 | Стиль текста | Урок развития речи | Стили речи. Типы речи | Работа по сопоставлению текстов разных стилей речи | Анализ текста определенного стиля | Развитие умения распознавать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности, сопоставлять тексты разных стилей речи | |
78-79 | Словообразование имен существительных | Урок актуализации полученных знаний | Способы образования | Работа с упражнениями на определение способов образования существительных, поиск информации в соответствии с учебной задачей, заполняют таблицу о словообразовательных суффиксах существительных | Словообразовательный разбор, заполнение таблицы | Развитие умений определять словообразовательные группы имен существительных; совершенствование правописных умений | |
80-81 | Практическая работа по теме «Словообразование имен существительных | Урок отработки навыков | Способы образования существительных | Выполнение практической работы на различение способов образования существительных | Практическая работа | Совершенствование умений определять словообразовательные группы имен существительных; анализировать типичные морфемные модели этой части речи | |
82-83 | Сложносокращенные имена существительные | Урок углубления знаний | Аббревиация , сложносокращенные существительные | Орфографический тренинг, составление текстов с использованием сложносокращенных слов, упражнения на согласование сложносокращенных слов с прилагательными и глаголами прошедшего времени | Составление текста по заданию | Совершенствование правописных умений, развитие умений правильно употреблять сложносокращенные существительные, согласовывать с ними прилагательные и глаголы прошедшего времени | |
84-85 | Правописание гласных в суффиксах имен существительных | Комбинированный урок | Суффиксы, окончания, шипящие согласные | Работа с алгоритмом по изученному правилу, упражнения | Тест . устное монологическое высказывание | Совершенствование правописных умений, развитие умения использовать алгоритм орфографического правила | |
86 | Повторение темы «Имя существительное | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия по теме «Имя существительное» | Работа с тестовыми заданиями учебника, составление монологических высказываний, разноаспектный анализ текста | тесты | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительного, употреблять существительные в соответствии с орфоэпическими, лексическими и грамматическими нормами | |
87 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное | Урок контроля | | Индивидуальная работа по прослушиванию и записи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации текста под диктовку; выполнение грамматических заданий | Диктант с грамматическим заданием | Умение записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения, характеризовать значение , морфологические признаки и синтаксическую роль существительного | |
88-89 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи | Урок коррекции знаний и актуализации полученных знаний | Имя прилагательное | Работа с упражнениями на актуализацию знаний об имени прилагательном, материал для наблюдений, теоретический материал, советы помощника | Проверочная работа | Развитие культуры речи, соблюдение морфологических и грамматических норм | |
90 | Особенности строения текста-описания | Урок развития речи | Типы речи. Портрет | Работа по составлению плана к текстам-описаниям , отбор материала к описанию внешности человека. Описание портрета | Построение плана описания | Создавать собственные тексты-описания | |
91 | Сочинение-описание картины Н. Рачкова «Девочка с ягодами» | Урок развития речи | Типы речи. Портрет. Стили речи. | Составление рассказа по картине по заданию | Сочинение | Составлять текс-описание в соответствии с заданием | |
92-93 | Степени сравнения имен прилагательных | Урок открытия новых знаний | Степени сравнения. Сравнительная степень | Материал для наблюдений , образование слов в сравнительной степени, определение синтаксической роли прилагательных в сравнительной степени | Монологические высказывания, | Находить в тексте и образовывать сравнительную степень простую и составную формы прилагательных ; анализировать формы сравнительной степени, определять их синтаксическую роль, правильно произносить прилагательные в краткой форме | |
94-95 | Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень | Урок открытия новых знаний | Степени сравнения. Превосходная степень | Материал для наблюдений, образование слов в превосходной степени, определение синтаксической роли прилагательных в превосходной степени | Монологические высказывания, | Находить в тексте и образовывать превосходную степень простую и составную формы прилагательных ; анализировать формы превосходной степени, правильно определять их синтаксическую роль. | |
96 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Текст, средства связи предложений в тексе | Углубление знаний о тексте, средствах связи предложений в тексте, пересказ в сжатой форме прочитанный текст, использую разные приемы сжатия | Составление текста по заданию | Сокращать текст, используя разные приемы сжатия; пересказывать в сжатой форме прочитанный текст | |
96-97 | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные | Урок открытия новых знаний | Разряды прилагательных | Работа с теоретическим материалом , работа с упражнениями на нахождение качественных имен прилагательных. Составление текста по сюжетным картинкам с использованием качественных прилагательных | Создание текста по сюжетным картинкам | Развитие умений распознавать качественные прилагательные, приводить примеры, выполнять классификацию по заданному признаку | |
99-100 | Относительные прилагательные | Урок открытия новых знаний | Разряды прилагательных | Работа с теоретическим материалом , работа с упражнениями на нахождение относительных имен прилагательных; различение качественных и относительных прилагательных, анализ текста-описания | Выборочный диктант | Развитие умений распознавать относительные прилагательные, приводить примеры, выполнять классификацию по заданному признаку | |
101-102 | Притяжательные прилагательные | Урок открытия новых знаний | Разряды прилагательных | Работа с теоретическим материалом , работа с упражнениями на нахождение притяжательных имен прилагательных; различение качественных , относительных и притяжательных прилагательных. | Проверочная работа на различение разрядов прилагательных | Развитие умений распознавать притяжательные прилагательные, приводить примеры, выполнять классификацию по заданному признаку, проводить морфемный разбор имени прилагательного | |
103 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия по теме «Имя прилагательное» | Морфологический разбор имени прилагательного. Порядок разбора, образец письменного разбора. Работа с текстом | Морфологический разбор | Развитие умений проводить морфологический разбор имени прилагательного, формирование коммуникативно-речевых действий | |
104 | Комплексный анализ текста | Урок отработки навыков | Стили речи, типы речи, тема, основная мысль. Разряды прилагательных. | Выполнение заданий по разноаспектному анализу текста. | Комплексный анализ текста | Формирование коммуникативно-речевых действий. Развитие культуры речи, соблюдение морфологических и грамматических норм. | |
105-106 | Словообразование имен прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | Урок актуализации полученных знаний | Способы образования слов | Работа по определению способов образования прилагательных, морфемному разбору, анализ типичных морфемных моделей имен прилагательных. Составление алгоритма для решения орфографической задачи. Разноаспектный анализ текста | Разборы | Развитие умений определять основные способы образования имен прилагательных, соблюдение норм лексической сочетаемости слов, умение анализировать типичные морфемные модели имен прилагательных | |
107-108 | Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных | Урок открытия новых знаний | Отыменные прилагательные, первообразные прилагательные | Материал для наблюдений. Работа с упражнениями на выбор н и нн в прилагательных. Составление алгоритма для решения орфографической задачи. Разноаспектный анализ текста | Анализ текста | Развитие умений анализировать типичные морфемные модели имен прилагательных, опираться на морфемно- словообразовательный анализ при выборе правильного написания слов | |
109 | Урок-практикум по теме «Одна и две н в суффиксах имен прилагательных | Урок отработки навыков | | Выполнение практической работы по теме | Практическая работа | Совершенствование орфографических умений, умений читать и понимать текст. | |
110 | Правописание имен прилагательных с суффиксами –к- и –ск- | Урок открытия новых знаний | Суффиксы, краткие и полные прилагательные | Материал для наблюдений, работа с упражнениями, составление алгоритма для решения орфографической задачи | Распределительный диктант | Анализировать типичные морфемные модели имен прилагательных, опираться на морфемно- словообразовательный анализ при выборе правильного написания слов | |
111-112 | Словообразование имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных | Комбинированный урок | Сложные прилагательные | Работа по определению способов образования прилагательных, морфемному разбору, анализ типичных морфемных моделей имен прилагательных. Составление алгоритма для решения орфографической задачи. Разноаспектный анализ текста | Монологические высказывания. Морфемный и словообразовательный разбор | Анализировать типичные морфемные модели имен прилагательных, опираться на морфемно- словообразовательный анализ при выборе правильного написания слов, расширение представлений о способе словообразования переход слова из одной части речи в другую | |
113-114 | Описание признаков предметов и явлений окружающего мира | Урок развития речи | Типы речи. Описание | Работа с упражнениями . создание фотокомпозиции и ее описание. Составление сочинения по фотографии, картине, личным впечатлениям | Сочинение | Расширение знаний об особенностях описания как типа речи .создание сочинения по фотографии, картине, личным впечатлениям. | |
115 | Повторение темы «Имя прилагательное» | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия по теме «Имя прилагательное» | Работа с тестовыми заданиями учебника, анализ текста , связанный с разделами темы «Имя прилагательное» | Комплексный анализ текста, тесты | Сформировано умение образовывать и использовать прилагательные разных разрядов, использовать их в речи, правильно оформлять на письме | |
116 | Контрольный диктант | Урок контроля | Основные понятия по теме «Имя прилагательное» | Индивидуальная работа по прослушиванию и записи в соответствии с правилами орфографии и пунктуации текста под диктовку; выполнение грамматических заданий | Диктант с грамматическим заданием | Умение записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложения, характеризовать значение , морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательного | |
117-118 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. Имя числительное как часть речи | Комбинированный урок | Имя числительное , порядковые и количественные числительные | Работа по коррекции допущенных ошибок в диктанте. Работа по актуализации знаний о значении, морфологическим признакам имени числительного, определению его синтаксической роли, отличию числительных от других частей речи | Составление предложений с использованием числительных на тему»Интересные факты из жизни ученика | Умение отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, находить числительные в текстах, правильно использовать числительные в своей речи | |
119-120 | Простые, сложные и составные числительные | Урок открытия новых знаний | Простые, сложные, составные числительные | Работа по углублению знаний о видах числительных по структуре. Материал для наблюдений, работа с упражнениями | Монологические высказывания | Развитие умений правильно образовывать и записывать сложные и составные имена числительные и употреблять их в речи | |
121 | Количественные и порядковые числительные | Урок актуализации полученных знаний | Количественные числительные, порядковые числительные | Орфографический тренинг по написанию числительных. Работа по различению разрядов числительных | Выборочный диктант | Развитие умений правильно образовывать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные. Развитие навыков грамотно оформлять числительные в письменной речи | |
122 | Роль числительных в тексте | Урок развития речи | Учебно-научный стиль. Разговорный стиль | Составление рассказа о знаменательной дате или о празднике с использованием числительных в тексте | Сочинение – рассказ в устной форме | Умение составлять текст на предложенную тему по заданию. Умение употреблять числительные в речи | |
123-124 | Склонение числительных | Урок открытия новых знаний | Склонение. Падеж. | Материал для наблюдений. Справочный материал параграфа. Работа с упражнениями на склонение числительных и правильного употребления их в речи. | Составление сообщения по таблице | Углубление знаний о склонении числительных, уметь правильно склонять числительные и употреблять в речи в соответствии с литературными нормами | |
125 | Урок – практикум по теме «Склонение числительных» | Урок –практикум | Склонение. Падеж. Простые и составные числительные. Сложные числительные | Решение орфографических задач по теме | Проверочная работа | Уметь правильно склонять числительные и употреблять в речи в соответствии с литературными нормами | |
126-127 | Разряды количественных числительных | Урок открытия новых знаний | Целые, дробные, собирательные числительные | Составление монологического высказывания по схеме, работа в парах по составлению диалога по заданию, решение лингвистических задач по теме | Монологическое высказывание, распределительный диктант | Использовать числительные всех разрядов в речи , знать об особенностях сочетаемости собирательных числительных | |
128 | Изложение с творческим заданием | Урок развития речи | Типы речи | Работа с упражнением № 417 | Изложение с творческим заданием | Совершенствование умений наблюдать за особенностями использования имен числительных в текстах разных стилей, воспроизводить текст и самостоятельно составлять ответ на проблемный вопрос по заданию с учетом стилистической принадлежности исходного текста | |
129 | Синтаксическая роль числительных в предложении | Урок углубления полученных знаний | Члены предложения. | Работа с таблицей и заданием №418, составление текста-приглашения на встречу с использованием числительных | Составление текста | Правильно использовать числительные в речи, определять их синтаксическую роль, расширение представления о грамматических признаках числительного | |
130 | Лексические способы сокращения текста | Урок открытия новых знаний | Информационная переработка текста | Работа с № 420 | Создание текста | Уметь переработать исходный текст по заданию (уметь выполнять сокращение, дополнение, изменение текста) | |
131 | Морфологический разбор числительного | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия по теме «Имя числительное» | Составление алгоритма разбора числительного, выполнение разноаспектных заданий текста | Морфологический разбор | Уметь выполнять морфологический разбор числительного, уметь записывать числительные в соответствии с правописными нормами | |
132 | Повторение темы «Имя числительное» | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия по теме «Имя числительное» | Работа по образованию числительных разных разрядов, склонению числительных, решение тестовых заданий | Тесты | Уметь образовывать числительные разных разрядов, склонять числительные, правильно употреблять их падежные формы в речи | |
133 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | Урок контроля | Основные понятия по теме «Имя числительное» | Разноаспектный анализ текста и грамматические задания | Текст для анализа и задания к нему | Уметь образовывать числительные разных разрядов, склонять числительные, правильно употреблять их падежные формы в речи | |
134-135 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | Урок актуализации полученных знаний | Местоимение. Именные части речи | Работа по сопоставлению местоимения с другими частями речи, упражнения на определение морфологических значений местоимений, составление диалогов по теме | Диалоги-рассуждения | Уметь работать в парах, составлять диалоги, читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста | |
136-137 | Личные местоимения | Урок углубления полученных знаний | Склонение. Падеж. Личные местоимения | Работа по склонению личных местоимений, выявление роли местоимений как средств связи в тексте , разноаспектный анализ текста | Монологические высказывания , анализ текста | Уметь распознавать и склонять личные местоимения, использовать их в речи | |
138 | Приемы сжатия текста | Урок развития речи | Текст. Средства связи | Работа по сокращению исходного текста, используя различные приемы сжатия. Пересказ в сжатой форме прочитанного текста | Пересказ текста | Уметь сокращать текст, используя разные приемы сжатия, пересказывать прочитанный текст в сжатой форме | |
139 | Возвратное местоимение себя | Урок открытия новых знаний | Возвратное местоимение | Работа с теоретическим материалом, материалом для наблюдений. Упражнения на склонение местоимения себя, работа с текстом. | Анализ текста | Уметь склонять возвратное местоимение, использовать местоимение в речи, уметь читать и понимать текст, использовать приемы сжатия | |
140-141 | Притяжательные местоимения | Урок открытия новых знаний | Притяжательные прилагательные , притяжательные местоимения | Работа по восстановлению пословиц, в которых используются местоимения, по различению местоимений и других частей речи, решение лингвистических задач на использование притяжательных местоимений в речи | Составление рассказа по заданию | Уметь распознавать и склонять притяжательные местоимения, использовать их в речи, отличать притяжательные местоимения от других частей речи | |
142-143 | Сочинение –описание картины | Урок развития речи | Типы речи. Описание | Работа с №450, 451. Описание и составление сочинения по картине Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» | Сочинение | Уметь создавать текст в соответствии с определенной коммуникативной задачей | |
144 | Указательные местоимения | Урок открытия новых знаний | Указательные местоимения | Материал для наблюдений, упражнения учебника на склонение местоимений. Проверочная работа по №456 | Провеочная работа | Уметь распознавать и склонять местоимения, использовать их в речи, отличать указательные местоимения от других частей речи, определять их роль для связи предложений в тексте | |
145-146 | Определительные местоимения | Урок открытия новых знаний | Определительные местоимения | Материал для наблюдений, упражнения учебника на склонение местоимений, диктант по памяти, индивидуальные задания по работе с текстом | Диктант по памяти | Уметь распознавать и склонять местоимения, использовать их в речи, отличать указательные местоимения от других частей речи, определять их роль в тексте | |
147 | Текст . Логика текста | Урок развития речи | Текст , тема текста, основная мысль | Разноаспектный анализ текста – работа с № 460. | Анализ текста | Уметь анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения | |
148-149 | Вопросительно – относительные местоимения | Урок открытия новых знаний | Вопросительные местоимения, относительные местоимения | Материал для наблюдений, упражнения учебника на склонение местоимений. Работа над развитием умения создавать и изменять синтаксическую конструкцию в соответствии с задачей | Конструирование предложений | Уметь распознавать вопросительно-относительные местоимения, использовать их в речи, уметь читать текст, продолжать его в заданном стиле и жанре | |
150-151 | Неопределенные местоимения | Урок открытия новых знаний | Неопределенные местоимения | Материал для наблюдений, упражнения учебника на склонение местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях, правописание не в неопределенных местоимениях (решение орфографических задач). Составление устного рассказа по сюжетной фотографии | Составление рассказ по заданию | Уметь распознавать неопределенные местоимения, образовывать неопределенные местоимения, использовать их в речи. Усвоить алгоритм написания неопределенных местоимений, уметь применять изученные орфографические правила в практике письма | |
152-153 | Отрицательные местоимения | Урок открытия новых знаний | Отрицательные местоимения | Материал для наблюдений, упражнения учебника на склонение местоимений, решение орфографических задач, классифицировать словосочетания по заданному параметру, работа над правописанием не и ни с отрицательными местоимениями | Разноаспектный анализ текста. Тест | Уметь распознавать отрицательные местоимения, образовывать отрицательные местоимения, использовать их в речи. Усвоить алгоритм написания отрицательных местоимений, уметь применять изученные орфографические правила в практике письма | |
154 | Морфологический разбор местоимения | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия темы «Местоимение» | Работа по обобщению информации, представить ее в виде схемы (работа в группах) , алгоритм выполнения морфологического разбора, письменный разбор местоимения | Создание презентации по разделу «Местоимение» | Выполнять морфологический разбор, уметь обобщать научную информацию и представлять ее в виде схемы, работать в группах | |
155-156 | Сочинение-описание картины | Урок развития речи | Типы речи. описание | Работа с материалами упражнений 488-491, составление плана описания. Составление сочинения | Составление плана. сочинение | Уметь составлять план описания, создавать текст определенного функционально-смыслового типа речи | |
157 | Повторение темы «Местоимение» | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия темы «Местоимения» | Работа по различению изученных разрядов местоимений. Решение тестовых заданий. Разноаспектный анализ текста | Тесты | Сформировано умение определять разряды местоимений, анализировать и характеризовать их значение, морфологические признаки, роль в предложении и тексте | |
158 | Контрольная работа | Урок контроля | Основные понятия темы «Местоимение» | Разноаспектный анализ текста и грамматические задания | Текст для анализа и задания к нему | Уметь находить в тексте местоимения разных разрядов, склонять их, правильно употреблять падежные формы в речи, составлять текст с местоимениями | |
159 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок коррекции знаний | Основные понятия темы «Местоимение» | Анализ текста, самопроверка и взаимопроверка. Работа над ошибками | Анализ текста и заданий к нему | Применение приобретенных знаний для анализа языкового материала | |
160-161 | глагол | Урок актуализации полученных знаний | Глагол как часть речи, инфинитив, спряжение глаголов. Способы словообразования глаголов | Работа с таблицей по актуализации знаний о морфологических признаках глагола, работа по словообразованию глагола. Составление плана ответа по теме, устный рассказ | Монологические высказывания, составление плана, рассказ по теме | Уметь рассказать о глаголе как части речи, его значении, морфологических и синтаксических свойствах и применять эти сведения на письме. Уметь адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, составлять план ответа по теме | |
162-163 | Совершенный и несовершенный вид глагола | Урок углубления знаний | Вид глагола, совершенный вид, несовершенный вид | Работа по определению вида глагола, примеры видовых пар, способы образования глаголов совершенного вида, работа с текстом на видовую соотнесенность глаголов-сказуемых | Исследовательская работа ( по связанному тексту) | Знать и различать виды глагола, уметь приводить примеры видовых пар, уметь соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте, знать способы образования глаголов совершенного вида | |
164 | Разноспрягаемые глаголы | Урок открытия новых знаний | Разноспрягаемые глаголы. Спряжение, личные окончания. Инфинитив | Работа с теоретическим материалом , на определение спряжения записанных глаголов. Упражнения на определение особенностей разноспрягаемых глаголов. Составление текста с использованием разноспрягаемых глаголов | Составление текста по заданию | Уметь определять особенности разноспрягаемых глаголов, тип спряжения глаголов. Соотносить личные формы глагола с инфинитивом | |
165-166 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. | Урок открытия новых знаний | Переходность, возвратность. Падежи существительного | Работа по группировке глаголов по заданным морфологическим признакам, составление словосочетаний с переходными глаголами. Образование возвратных глаголов, определение их значения. Работа с текстом (решение лингвистических задач) | Разноаспектный анализ текста | Знать грамматические категории переходности и возвратности, уметь группировать глаголы по заданным морфологическим признакам, правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах | |
167-168 | Наклонение глагола Изъявительное наклонение | Урок открытия новых знаний | Изъявительное наклонение | Материал для наблюдения. Способы образования форм прошедшего и будущего времени. Группировка глаголов по заданным морфологическим признакам. Работа с текстом | Составление монологических высказываний, разноаспектный анализ текста | Знать и находить в тексте глаголы в изъявительном наклонении, уметь группировать глаголы по заданным морфологическим признакам | |
169 | Лингвистический анализ текста | Урок актуализации полученных знаний | Изъявительное наклонение. Время глагола | Разноаспектный анализ текста (работа в группах) | Анализ текста по заданным параметрам | Уметь правильно употреблять временные формы глагола в речи, редактировать предложения, анализировать ответы одноклассников. | |
170 | Условное наклонение | Урок открытия новых знаний | Условное наклонение. Прошедшее время. Формообразующая частица | Образование глаголов условного наклонения. Раздельное написание частицы бы . работа с упражнениями и теоретическим материалом учебника | Монологическое высказывание | Знать определение условного наклонения, уметь образовывать глаголы условного наклонения, находить их в текстах | |
171-172 | Сочинение – рассуждение на моральную тему | Урок развития речи | Синонимы, лексическое значение | Словарная работа, работа с упражнением 540. Составление ответа-сочинения на проблемный вопрос «Какой поступок можно назвать благородным?» | Сочинение | Уметь создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи | |
173-174 | Повелительное наклонение | Урок открытия новых знаний | Повелительное наклонение | Анализ таблицы о способах образования повелительного наклонения, решение лингвистических задач, упражнения на употребление форм повелительного наклонения, написание мягкого знака в форме повелительного наклонения | Решение лингвистических задач | Знать определение повелительного наклонения, уметь образовывать глаголы повелительного наклонения, находить их в текстах. Уметь применять изученное правило на письме | |
175-176 | Различие в написании форм повелительного и изъявительного наклонений | Урок актуализации полученных знаний | Изъявительное наклонение, повелительное наклонение, личные окончания, спряжение глаголов | Теоретическая и практическая работа по различению форм повелительного наклонения и изъявительного. Работа с таблицей №545 | Тест | Уметь различать формы повелительного и условного наклонений. Решать орфографические задачи на различение написаний глаголов повелительного и изъявительного наклонений | |
177-178 | Создание текста-инструкции | Урок развития речи | Официально-деловой стиль | Алгоритм составления инструкции. Работа с упражнениями 550-552. Создание связанного текста по заданию | Создание текста-инструкции | Уметь создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи | |
179 | Употребление наклонений | Урок углубления знаний | Наклонения глаголов | Моделирование предложений по заданным параметрам, работа с таблицей. Составление связного рассказа на одну из тем, используя различные способы выражения совета | Создание рассказа по заданию | Уметь соблюдать видовременную соотнесенность глаголов в связном тексте, углубить знания об употреблении форм наклонений глаголов в переносном значении | |
180-182 | Безличные глаголы | Урок открытия новых знаний | Безличные глаголы | Материал для наблюдений, исследовательская работа с текстом на употребление безличных глаголов. Нахождение грамматической основы в предложениях с безличным глаголом | Анализ текста | Знать определение безличного глагола, уметь анализировать особенности предложений с безличными глаголами | |
183 | Морфологический разбор глагола | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия темы «Глагол» | Работа с упражнением на развитие умений определять верные/неверные утверждения, алгоритм морфологического разбора, письменный морфологический разбор глагола | Морфологический разбор | Уметь выполнять морфологический разбор глагола | |
184-186 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Урок открытия новых знаний | Суффиксы | Работа с правилами, решение орфографических задач по алгоритму. Разноаспектный анализ текста | Анализ текста | Совершенствование умений правильно писать гласные в суффиксах -ыва-/ -ива-, -ова-/ева-, обосновывать выбор гласной перед суффиксом –л-. Уметь читать и понимать текст, извлекать явную и скрытую информацию | |
187 | Рассказ о событии | Урок развития речи | Стиль речи. Тип речи. Повествование | Советы помощника, работа с памяткой «Как построить рассказ о событии». Анализ авторского текста и его редактирование, продолжение авторского текста (№573,574, 576 | Продолжение к авторскому тексту | Уметь анализировать текст с точки зрения выбранных автором языковых средств, уметь редактировать текст | |
188 | Изложение с продолжением | Урок развития речи | Типы речи. Повествование | Изложение текста. Дописать окончание истории | Изложение с творческим заданием | Уметь подробно передавать исходный текст и создавать продолжение в соответствии с заданным стилем и типом речи | |
189-190 | Повторение темы «Глагол» | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия темы «Глагол» | Тестовые задания на актуализацию знаний по теме. Разноаспектный анализ текста | Тесты. Анализ текста | Сформировано умение определять наклонения глагола, анализировать употребление наклонений, находить глаголы разных наклонений в тексте, уметь определять морфологические признаки глаголов, роль в предложении и тексте | |
191 | Контрольный диктант | Урок контроля | Основные понятия темы «Глагол» | Прослушивание текста и запись под диктовку. Выполнение грамматических заданий. | Диктант с грамматическим заданием | Применение знаний и умений по теме глагол в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализов слов. | |
192 | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | Урок коррекции знаний | Основные понятия темы «Глагол» | Анализ текста, самопроверка и взаимопроверка. Работа над ошибками | Анализ текста и грамматических заданий | Применение приобретенных знаний для анализа языкового материала | |
Синтаксис и пунктуация (18часов) |
193 | Основные единицы синтаксиса | Урок актуализации полученных знаний | Синтаксис. Словосочетание. Предложение | Работа по актуализации знаний о словосочетаниях и предложениях. Упражнения на различия словосочетания и предложения | Самостоятельная работа на различение словосочетаний и предложений | Уметь находить словосочетания в предложениях, определять его вид по главному слову, различать словосочетания и предложения | |
194-195 | Простое предложение | Урок углубления знаний | Простое предложение. Главные члены Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены | Работа по актуализации знаний по теме, упражнения на различение главных и второстепенных членов предложения. Синтаксический разбор предложений | Синтаксический разбор предложений | Совершенствование умений распознавать главные и второстепенные члены предложений, выполнять синтаксический разбор предложения. Совершенствование умений пунктуационно верно оформлять синтаксический разбор предложения | |
196-197 | Сочинение-описание картины | Урок развития речи | Текст. Типы речи. Описание | Работа с упражнениями 591-592. Составление плана к сочинению. Написание сочинения по картине Куинджи «Березовая роща» | Сочинение-описание картины | Развитие умений создавать тест –описание по картине | |
198 | Порядок слов в предложении | Урок открытия новых знаний | Прямой и обратный порядок слов | Лингвистический эксперимент, материал для наблюдений. Работа с упражнениями по теме | Вычленение основной информации текста | Развитие умений опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении, моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей | |
199-200 | Простое осложненное предложение | Урок открытия новых знаний | Обращение. Вводные слова и словосочетания | Изучение вводных слов и словосочетаний как средства связи предложений и смысловых частей текста, как средств выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника | Монологические высказывания по теме. Составление предложений | Развитие умений опознавать предложения осложненной структуры, понимать функции вводных слов и словосочетаний в речи | |
201 | Рассуждение | Урок развития речи | Рассуждение. Вводные конструкции | Построение модели текста-рассуждения. Пересказ текста-рассуждения в соответствии с поставленной задачей | Создание текста-рассуждения | Развитие умений создавать текст-рассуждение с использованием вводных конструкций разных значений | |
202-203 | Сложное предложение | Урок углубления полученных знаний | Сложные предложения. Союзные и бессоюзные предложения | Работа по преобразованию простых предложений в сложные различение простых и сложных предложений, решение пунктуационных задач | Решение пунктуационных задач | Знать определение простого и сложного предложений, уметь анализировать смысловые отношения между частями сложного предложения, преобразовывать простые предложения в сложные, используя подходящие по смыслу союзы, совершенствование пунктуационных умений | |
204 | Синтаксический разбор простого и сложного предложений | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия синтаксиса | Сопоставление порядка разбора простого и сложного предложений. Выполнение синтаксического разбора. Разноаспектный анализ текста | Синтаксический разбор предложения | Уметь выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений, анализировать структуру простого и сложного предложения. | |
205 | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия темы | Тестовые задания по теме решение пунктуационных задач, составление схемы для ответа по теории | Тесты, составление схемы | Сформировано умение анализировать структуру простого и сложного предложения, пунктуационно грамотно оформлять простые предложения осложненной структуры и сложные предложения | |
206 -207 | Урок-зачет по теме «Синтаксис. Пунктуация» | Творческий отчет | Основные понятия темы | Работа в группах по составлению проекта по теме «Роль раздела «Синтаксис и пунктуация» в лингвистике. Представление творческих работ групп | Творческое задание | Уметь работать в группах, распределять обязанности, подбирать интересный материал для иллюстрации, владеть языковедческими понятиями , изученными в 6 классе | |
208 | Систематизация и обобщение изученного в 6 классе | Урок актуализации полученных знаний | Основные понятия, изученные в 6 классе | Работа в группах по составлению опорных схем по темам | Схемы | Уметь работать в группах, распределять обязанности, составлять схемы на обобщение материала и готовить по ним сообщения, владеть языковедческими понятиями , изученными в 6 классе | |
209-210 | Итоговая контрольная работа и ее анализ | Урок контроля | Основные понятия, изученные в 6 классе | Запись текста под диктовку с учетом правил правописания | Диктант | Проверка умения записывать текст в соответствии с правилами орфографии и пунктуации, анализировать его. | |
Повторение и контроль знаний. Русский язык. 6 класс. Тесты, кроссворды, логические задания. - М.: «Планета» 2011.
.