kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествие в страну "Лексика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок можно провести в заключение изучения темы "Лексика" в 6классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну "Лексика"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ ОМАРОВА МАГОМЕДА ОМАРОВИЧА














Лингвистическая игра-путешествие 

«В стране чудесных слов»

для учащихся 6 классов













Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Дукина Виктория Викторовна



Каспийск

2017



Цели: 

обобщить и расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень; воспитывать уважение к слову, речевой культуре, к языку как наследию, 

доставшемуся от наших предков.

Оборудование: 

компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, 

Учащиеся делятся на 3 команды, выбирается капитан. 

Ход занятия

Ведущий: Любите ли вы путешествовать? Почему вас так привлекают путешествия?

Мы много путешествовали по огромной и великой стране Русского языка, уже много в ней изучили, исследовали. Сегодня отправляемся путешествовать по уже немного изученной области под названием Лексикология.

- Как вы думаете, кто там живет? (слова)

- Да, они живут в разных регионах, губерниях, поселках и городах. Например, там есть область

общеупотребительных слов и район необщеупотребительных, город синонимов и город

Антонимов, губерния Заимствований и поселок Профессионализмов, есть целый заповедный

край- Фразеология.

На сегодняшнем занятии мы постараемся посетить каждый из этих пунктов.

- Интересное путешествие намечается?

Давайте возьмем с собой наши знания, хорошее настроение, улыбнемся друг другу – и в путь!!


На каком виде транспорта мы поедем?

- Поскольку наша школа находится на берегу Каспийского моря, давайте отравимся на корабле!

Каждая команда выберет себе капитана, старпома – человека находчивого, веселого, творческого.

Осталось назвать наши корабли. Их названия вы сможете составить из пропущенных в словах букв. Вставьте пропущенные буквы, из них составьте слово – имя существительное, получите название ваших кораблей


1 команда: Акв…рель, лес…ница, коне…но, в…теран, килогра…м. (МЕЧТА)

2 команда: С..кономить, те..раса, вент..лятор, грус..ный, абаж..р, ду..ка (Эрудит)

3 команда: Ши…панзе, м..теж, со..ный, мета..л, бахр…ма, к...сель (Молния)

Итак, в путь!!! В пути мы не будем попусту проводить время, баклуши бить. Мы подготовимся к встрече с жителями Лексикологии. Напомните, кто там живет?

- Да, слова…А что слова больше всего не любят? Того же, что и вы – когда их имена произносят неправильно, коверкая, нечетко, глотая звуки и целые слоги..

- Давайте потренируем свой язычок, губки, щечки..

- Что нам в этом поможет? Скороговорки!

К доске выходят по 2 представителя от 3 команд. Им выдается листок со скороговорками. Кто лучше?

  1. Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.



  1. Шестнадцать шли мышей

И шесть нашли грошей.

А мыши, что поплоше,

Шумливо шарят гроши.



  1. Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

Молодцы! Теперь мы готовы к встрече с местными жителями.

Первыми нас встречают те, кто помнит совсем древние времена, когда даже еще не было письменной речи, а только устная. Как вы думаете, кто это?

- Правильно, пословицы!

Они очень хотят вас испытать и проверить, как хорошо вы их знаете..

Задание – Продолжи пословицу. Каждой команде выдается лист с неоконченными пословицами, их надо дописать.

  1. Встречают по…

  2. Рыба ищет, где..

  3. Друзья познаются..

  4. Не плюй в колодец, пригодится…



  1. Не родись …

  2. С миру по нитке..

  3. Сколько волка не корми..

  4. Не зная броду, не…



  1. Аппетит приходит..

  2. Глаза боятся, а ..

  3. Где родился, там и ..

  4. Волков бояться – в …

Первые нас встречающие жители остались вами довольны…



Продолжаем наш путь!

Теперь на встречу с нами пришли первые представители письменной речи. И принесли с собой тексты на древнерусском языке. В них очень много каких слов?

- Устаревших!!

Очень интересно будет перевести эти тексты на современный русский язык, потому что любой народ в любой стране знает, почитает свою историю, изучает ее.

Задание – перевести на современный русский язык полученные тексты с устаревшими словами.

  1. Внемля гласу отрок отворил свои вежды, поднял десницу и протянул длань рыбарю, лицезрея ветрило.



  1. Сие младое чадо днесь вопрошает за трапезой про чудный стольный град. Матушка ему ответствовала: «Когда вкушаешь снедь, уста должны быть сомкнуты».



  1. Младая дщерь лобзала ланиты и чело батюшки, брала его за шуйцу, взирала и внимала его глаголам зело учтиво.

Молодцы! Очень интересно получилось! Теперь смело можем двигаться дальше.

Есть еще волшебное место в стране Лексикологии - Фразеологический край.

- Кто там живет? (фразеологизмы)

- Чем они отличаются от других слов и выражений? (образностью, переносным значением и устойчивостью)

Задание для команд: Выполнение задания на время(2 мин). В тексте найти фразеологические обороты, подчеркнуть их и посчитать их количество. Отвечает капитан. (10 шт)

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. 

А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку. 

Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса. 

Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!


В каждом путешествии обязательно встречаются тайны и загадки. Вот и предлагаем мы вам отгадать загадку- пантомиму.

От каждой команды выходит один ученик, который должен изобразить 

фразеологизм, а команда должна угадать его.

Капитан и старпом показывают команде – сопернице пантомиму, те угадывают, что это за фразеологизм.


  1. Водить за нос

  2. Выкинуть из головы

  3. Мухи не обидит


  1. Делать из мухи слона

  2. Выходить сухим из воды

  3. Надуть губы


  1. Капля в море

  2. Молоко на губах не обсохло

  3. Звезд с неба не хватает


Очень хорошо!

Плывем дальше!

Есть в нашем царстве – государстве еще одна интересная провинция. Как она называется, и кто там живет, вы мне сейчас расскажите…

Там есть атташе, абордаж, абажур, аспирантура, кашне, фойе, бутафория, фрейлина, экзекуция, экзотика, эквивалент, жокей…и т.д.


- Так что же за провинция? (Провинция Заимствований)

Попробуйте – ка угадать, что за слово я вам сейчас растолкую.


  1. Срочный вывоз людей из местности, представляющей опасность (ЭВАКУАЦИЯ)

  2. Растирание тела в лечебных целях (МАССАЖ)

  3. Заключительная часть спортивного состязания на скорость (ФИНИШ)

  4. Устройство, предназначенное для прыжков с самолета и спуска с него грузов (ПАРАШЮТ)

Иногда мы в своей речи употребляем заимствованные слова слишком часто. А их на самом деле можно заменять русскими словами.

Попробуйте заменить иностранное слово в тексте русским


  1. Сохранилось много МИФОВ о героическом прошлом нашего народа. (преданий)

  2. У зимовщиков подходили к концу РЕЗЕРВЫ продовольствия (запасы).

  3. Председатель собрания объявил АНТРАКТ на 10 минут. (перерыв)


Молодцы, справились!

Но знаете, в нашей речи есть еще одни иностранцы, которые нам только мешают. Это слова не заимствованные, русские, но их значение мало кто понимает.

Помните, ребята, пролог к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.



А вот к чему может привести употребление слов-паразитов, которые только портят нашу речь.

Послушайте, как это звучит:



Как говорится, у лукоморья, типа того, что дуб, значит, зеленый,

Такая история, златая, как ба, цепь на дубе том.

Ну-у-у. И днем, и ночью кот, понимаешь, ученый,

Вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом.



- Очень смешно, но некрасиво, согласитесь!



А представьте себе такую ситуацию.

Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова.

Тут не до смеха.

1. Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “сто один”
Срочно сообщает:

 – Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться.
Вообщем, значит, стало быть,
Тут такое дело…

. Можно трубку положить

Все давно сгорело.





2.– Как проехать на вокзал? - 
Я спросил в трамвае.
Пассажир один сказал,
Что прекрасно знает

– Вообщем, где-то, так сказать,
Это близко очень.
Просто тут рукой подать,
Говоря короче.
Я вам, значит, заодно
Объясню по дружбе…

Вы проехали давно
Возвращаться нужно.

3.Кот нахально влез на стол,
Тянется к котлете.
Тут хозяин подошел
И коту заметил:

– Вы, Василий, не того,
Знаете ли, бросьте.
Не для вас для одного
Будут, значит, гости!
Вообщем, я сказать хотел,
Что терпеть не стану…

…Кот давно котлету съел,
Взялся за сметану



2 ведущий: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.



Сейчас я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…



(Сценка)

Навстречу друг другу выходят Саша и Вова

Саша: Привет, Вова!

Вова (небрежно). Салют, дерево!

Саша (недоуменно). Ой, где дерево?

Вова (объясняет). Это же ты, кореш.

Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?

Вова. Отпад!

Саша. Что???

Вова. Ну, ништяк!

Саша. Ой, а что это?

Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!

Саша. Что она прикидывает и кого клюет?

Вова. Ну, убойная чувиха.

Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!

Вова (мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.

Саша. Это что – в карты поиграть?

Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.

Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?

Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.

Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?

Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.

Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.

Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.

Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?

Вова. Ты лох, что ли?

Саша. Нет, я не оглох.

Вова (кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?

Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?

Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…

Саша. Я колбасу утром ел, это верно.

Вова. Ты что – упертый?

Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.

Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил. Входит Света.

Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!

Света (удивленно). Здравствуй, Вова.

Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.

Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?

Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.

Света (непонимающе) Кто – потный?

Вова. Нет, вообще ты классная.

Света. А из класса я давно уже ушла.

Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?

Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!

Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)

Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.

Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..

Саша. Больше не будешь так разговаривать?

Вова. Больше не буду.





А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?

Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь.

Это разговорная речь молодежи, используемая в узком кругу, иными словами, жаргон, сленг – искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка



Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие в страну чудесных слов. Мы узнали много интересного и полезного, познакомились с чудесами интеллекта. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги, 

изучая русский язык, можно путешествовать и дома.

Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. И вы многое возьмете из него для себя.



Сейчас вспомните все, что было на сегодняшнем занятии и скажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось…





































Приложение

1 команда: Акв…рель, лес…ница, коне…но, в…теран, килогра…м. (МЕЧТА)


2 команда: С..кономить, те..раса, вент..лятор, грус..ный, абаж..р, ду..ка (Эрудит)


3 команда: Ши…панзе, м..теж, со..ный, мета..л, бахр…ма, к...сель (Молния)



  1. Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Зубы сразу же сломали.





  1. Шестнадцать шли мышей

И шесть нашли грошей.

А мыши, что поплоше,

Шумливо шарят гроши.





  1. Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.



  1. Встречают по…

  2. Рыба ищет, где..

  3. Друзья познаются..

  4. Не плюй в колодец, пригодится…



  1. Не родись …

  2. С миру по нитке..

  3. Сколько волка не корми..

  4. Не зная броду, не…



  1. Аппетит приходит..

  2. Глаза боятся, а ..

  3. Где родился, там и ..

  4. Волков бояться – в …


  1. Внемля гласу отрок отворил свои вежды, поднял десницу и протянул длань рыбарю, лицезрея ветрило.



  1. Сие младое чадо днесь вопрошает за трапезой про чудный стольный град. Матушка ему ответствовала: «Когда вкушаешь снедь, уста должны быть сомкнуты».

  2. Младая дщерь лобзала ланиты и чело батюшки, брала его за шуйцу, взирала и внимала его глаголам зело учтиво.

Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. 

А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку. 

Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса. 

Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!



Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. 

А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку. 

Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса. 

Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!



Глупые сороки.

Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал. 

А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку. 

Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса. 

Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!



Капитан и старпом показывают команде – сопернице пантомиму, те угадывают, что это за фразеологизм.

  1. Водить за нос

  2. Выкинуть из головы

  3. Мухи не обидит

  1. Делать из мухи слона

  2. Выходить сухим из воды

  3. Надуть губы



  1. Капля в море

  2. Молоко на губах не обсохло

  3. Звезд с неба не хватает




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествие в страну "Лексика"

Автор: Дукина Виктория Викторовна

Дата: 26.03.2018

Номер свидетельства: 463627

Похожие файлы

object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока по русскому языку "Путешествие по стране ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-putieshiestviie-po-stranie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "106316"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402996207"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока на тему "Путешествие в страну Лексики" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-v-stranu-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "104776"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402757025"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Путешествие в страну Лексики"
    ["seo_title"] => string(29) "puteshestvie_v_stranu_leksiki"
    ["file_id"] => string(6) "525225"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1572603772"
  }
}
object(ArrayObject)#906 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Презентация "Путешествие в страну Лексики" "
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-putieshiestviie-v-stranu-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "104749"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402755485"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Путешествие в страну Лексики "
    ["seo_title"] => string(33) "putieshiestviie-v-stranu-lieksiki"
    ["file_id"] => string(6) "104854"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402763745"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства