Учащиеся делятся на 3 команды, выбирается капитан.
Ход занятия
Ведущий: Любите ли вы путешествовать? Почему вас так привлекают путешествия?
Мы много путешествовали по огромной и великой стране Русского языка, уже много в ней изучили, исследовали. Сегодня отправляемся путешествовать по уже немного изученной области под названием Лексикология.
- Как вы думаете, кто там живет? (слова)
- Да, они живут в разных регионах, губерниях, поселках и городах. Например, там есть область
общеупотребительных слов и район необщеупотребительных, город синонимов и город
Антонимов, губерния Заимствований и поселок Профессионализмов, есть целый заповедный
край- Фразеология.
На сегодняшнем занятии мы постараемся посетить каждый из этих пунктов.
- Интересное путешествие намечается?
Давайте возьмем с собой наши знания, хорошее настроение, улыбнемся друг другу – и в путь!!
На каком виде транспорта мы поедем?
- Поскольку наша школа находится на берегу Каспийского моря, давайте отравимся на корабле!
Каждая команда выберет себе капитана, старпома – человека находчивого, веселого, творческого.
Осталось назвать наши корабли. Их названия вы сможете составить из пропущенных в словах букв. Вставьте пропущенные буквы, из них составьте слово – имя существительное, получите название ваших кораблей
Итак, в путь!!! В пути мы не будем попусту проводить время, баклуши бить. Мы подготовимся к встрече с жителями Лексикологии. Напомните, кто там живет?
- Да, слова…А что слова больше всего не любят? Того же, что и вы – когда их имена произносят неправильно, коверкая, нечетко, глотая звуки и целые слоги..
- Давайте потренируем свой язычок, губки, щечки..
- Что нам в этом поможет? Скороговорки!
К доске выходят по 2 представителя от 3 команд. Им выдается листок со скороговорками. Кто лучше?
Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.
Шестнадцать шли мышей
И шесть нашли грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Молодцы! Теперь мы готовы к встрече с местными жителями.
Первыми нас встречают те, кто помнит совсем древние времена, когда даже еще не было письменной речи, а только устная. Как вы думаете, кто это?
- Правильно, пословицы!
Они очень хотят вас испытать и проверить, как хорошо вы их знаете..
Задание – Продолжи пословицу. Каждой команде выдается лист с неоконченными пословицами, их надо дописать.
Встречают по…
Рыба ищет, где..
Друзья познаются..
Не плюй в колодец, пригодится…
Не родись …
С миру по нитке..
Сколько волка не корми..
Не зная броду, не…
Аппетит приходит..
Глаза боятся, а ..
Где родился, там и ..
Волков бояться – в …
Первые нас встречающие жители остались вами довольны…
Продолжаем наш путь!
Теперь на встречу с нами пришли первые представители письменной речи. И принесли с собой тексты на древнерусском языке. В них очень много каких слов?
- Устаревших!!
Очень интересно будет перевести эти тексты на современный русский язык, потому что любой народ в любой стране знает, почитает свою историю, изучает ее.
Задание – перевести на современный русский язык полученные тексты с устаревшими словами.
Внемля гласу отрок отворил свои вежды, поднял десницу и протянул длань рыбарю, лицезрея ветрило.
Сие младое чадо днесь вопрошает за трапезой про чудный стольный град. Матушка ему ответствовала: «Когда вкушаешь снедь, уста должны быть сомкнуты».
Младая дщерь лобзала ланиты и чело батюшки, брала его за шуйцу, взирала и внимала его глаголам зело учтиво.
Молодцы! Очень интересно получилось! Теперь смело можем двигаться дальше.
Есть еще волшебное место в стране Лексикологии - Фразеологический край.
- Кто там живет? (фразеологизмы)
- Чем они отличаются от других слов и выражений? (образностью, переносным значением и устойчивостью)
Задание для команд: Выполнение задания на время(2 мин). В тексте найти фразеологические обороты, подчеркнуть их и посчитать их количество. Отвечает капитан. (10 шт)
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал.
А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку.
Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса.
Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!
В каждом путешествии обязательно встречаются тайны и загадки. Вот и предлагаем мы вам отгадать загадку- пантомиму.
От каждой команды выходит один ученик, который должен изобразить
фразеологизм, а команда должна угадать его.
Капитан и старпом показывают команде – сопернице пантомиму, те угадывают, что это за фразеологизм.
Водить за нос
Выкинуть из головы
Мухи не обидит
Делать из мухи слона
Выходить сухим из воды
Надуть губы
Капля в море
Молоко на губах не обсохло
Звезд с неба не хватает
Очень хорошо!
Плывем дальше!
Есть в нашем царстве – государстве еще одна интересная провинция. Как она называется, и кто там живет, вы мне сейчас расскажите…
Там есть атташе, абордаж, абажур, аспирантура, кашне, фойе, бутафория, фрейлина, экзекуция, экзотика, эквивалент, жокей…и т.д.
- Так что же за провинция? (Провинция Заимствований)
Попробуйте – ка угадать, что за слово я вам сейчас растолкую.
Срочный вывоз людей из местности, представляющей опасность (ЭВАКУАЦИЯ)
Растирание тела в лечебных целях (МАССАЖ)
Заключительная часть спортивного состязания на скорость (ФИНИШ)
Устройство, предназначенное для прыжков с самолета и спуска с него грузов (ПАРАШЮТ)
Иногда мы в своей речи употребляем заимствованные слова слишком часто. А их на самом деле можно заменять русскими словами.
Попробуйте заменить иностранное слово в тексте русским
Сохранилось много МИФОВ о героическом прошлом нашего народа. (преданий)
У зимовщиков подходили к концу РЕЗЕРВЫ продовольствия (запасы).
Председатель собрания объявил АНТРАКТ на 10 минут. (перерыв)
Молодцы, справились!
Но знаете, в нашей речи есть еще одни иностранцы, которые нам только мешают. Это слова не заимствованные, русские, но их значение мало кто понимает.
Помните, ребята, пролог к поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом.
А вотк чему может привести употребление слов-паразитов, которые только портят нашу речь.
Послушайте, как это звучит:
Как говорится, у лукоморья, типа того, что дуб, значит, зеленый,
Такая история, златая, как ба, цепь на дубе том.
Ну-у-у. И днем, и ночью кот, понимаешь, ученый,
Вроде как, ходит, в смысле, по цепи, типа там, кругом.
- Очень смешно, но некрасиво, согласитесь!
А представьте себе такую ситуацию.
Человеку нужно коротко и ясно изложить свою мысль, а он начинает вставлять лишние слова.
Тут не до смеха.
1. Видит как-то гражданин, Что сарай пылает. Он звонит по “сто один” Срочно сообщает:
– Я не знаю, как начать, Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать, Чтобы поделиться. Вообщем, значит, стало быть, Тут такое дело…
…. Можно трубку положить
Все давно сгорело.
2.– Как проехать на вокзал? - Я спросил в трамвае. Пассажир один сказал, Что прекрасно знает
– Вообщем, где-то, так сказать, Это близко очень. Просто тут рукой подать, Говоря короче. Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе…
Вы проехали давно Возвращаться нужно.
3.Кот нахально влез на стол, Тянется к котлете. Тут хозяин подошел И коту заметил:
– Вы, Василий, не того, Знаете ли, бросьте. Не для вас для одного Будут, значит, гости! Вообщем, я сказать хотел, Что терпеть не стану…
…Кот давно котлету съел, Взялся за сметану
2 ведущий: Как видно из этого стихотворения, употребление в речи лишних слов, слов-паразитов может привести к самым абсурдным последствиям.
Сейчас я приглашаю заглянуть в одну из школ. Итак, представьте себе, начало учебного дня, встречаются два одноклассника…
(Сценка)
Навстречу друг другу выходят Саша и Вова
Саша: Привет, Вова!
Вова (небрежно). Салют, дерево!
Саша (недоуменно). Ой, где дерево?
Вова (объясняет). Это же ты, кореш.
Саша. Я не корень, я парень… Вова, я, собственно, хотел спросить, а тебе нравится наша новая одноклассница Света?
Вова. Отпад!
Саша. Что???
Вова. Ну, ништяк!
Саша. Ой, а что это?
Вова. Это значит, что прикид у нее клевый!
Саша. Что она прикидывает и кого клюет?
Вова. Ну, убойная чувиха.
Саша (испуганно). Она кого-то убила? Она что – киллер? Надо же, а ведь сразу и не скажешь!
Вова(мечтательно) Не! В смысле, с ней бы потусоваться.
Саша. Это что – в карты поиграть?
Вова. Не! Это у шнурков отпроситься и на диску пришкандыбать.
Саша (смотрит на его ботинки). Это что у тебя за шнурки, раз у них отпрашиваться надо?
Вова. Шнурки у меня железные, когда надо, бабки дают.
Саша. Добрая у тебя бабка, говоришь, пирожки дает?
Вова (утомленно). Слушай, ты сегодня какой-то фиолетовый.
Саша. Это я, наверно, ручкой испачкался.
Вова. Да не! Я говорю, когда шнурков нет в стакане, то можно у меня на хате собраться с мочалками.
Саша. С мочалками на хате? (Растерянно) Это в бане с губкой?
Вова. Ты лох, что ли?
Саша. Нет, я не оглох.
Вова(кричит). Ты не въезжаешь, что я мелю?
Саша. Я на мельницу не ездил. Зачем мне это?
Вова. Уши разуй. Что-то тебя, чувак, сегодня колбасит…
Саша. Я колбасу утром ел, это верно.
Вова. Ты что – упертый?
Саша (возмущенно). Я ничего не упер, потому что не ворую.
Вова. О! (Хватается за голову) Ты меня свое тупостью просто убил. Входит Света.
Светка-монетка. В натуре, мировая вешалка. Хай, бэби!
Света (удивленно). Здравствуй, Вова.
Вова. В киношку завалимся? Там в буфете и похавать можно.
Света (пятится). Я тебя не понимаю, Вова, ты болен?
Вова. Не, просто бубен у тебя симпотный.
Света (непонимающе) Кто – потный?
Вова. Нет, вообще ты классная.
Света. А из класса я давно уже ушла.
Вова. Ну, так как, в киношку слиняем?
Саша. Света, ты не бойся. Я тебе переведу. Я, кажется, уже научился понимать этот иностранный язык. Вова говорит “не откажи в любезности, прекрасная девушка, пойдем со мной в кино”!
Света. Я пойду в кино, но только не с тобой, Вова, а с тобой, Саша. (Берет Сашу под ручку)
Вова завистливо смотрит, как Саша прогуливается со Светой.
Вова. Я понял. Мой язык не всем нравится. Он в самом деле странный какой-то..
Саша. Больше не будешь так разговаривать?
Вова. Больше не буду.
А вы, ребята, используете в своей речи такие слова?
Ни для кого не секрет, что среди молодых людей есть немало таких, которых без переводчиков точно не поймешь.
Это разговорная речь молодежи, используемая в узком кругу, иными словами, жаргон, сленг – искаженный, обедненный, грубый и безобразный заменитель настоящего языка
Вот и подошло к завершению наше необычное путешествие в страну чудесных слов. Мы узнали много интересного и полезного, познакомились с чудесами интеллекта. В мире еще много мест, где мы не были, но читая книги,
изучая русский язык, можно путешествовать и дома.
Надеюсь, вам понравилось наше путешествие. И вы многое возьмете из него для себя.
Сейчас вспомните все, что было на сегодняшнем занятии и скажите, что вам больше всего запомнилось, понравилось…
Внемля гласу отрок отворил свои вежды, поднял десницу и протянул длань рыбарю, лицезрея ветрило.
Сие младое чадо днесь вопрошает за трапезой про чудный стольный град. Матушка ему ответствовала: «Когда вкушаешь снедь, уста должны быть сомкнуты».
Младая дщерь лобзала ланиты и чело батюшки, брала его за шуйцу, взирала и внимала его глаголам зело учтиво.
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал.
А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку.
Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса.
Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал.
А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку.
Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса.
Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали держать совет, где его припрятать, чтобы от ворон уберечь. Вороны - известные любители сыра, об этом еще Крылов писал.
А вороны тут как тут. Видно, нюхом почуяли находку.
Вот одна кружиться, другая, третья… Того и гляди утащат средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда не возьмись лиса.
Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Хватились сороки, а ее уже и след простыл. И поделом сорокам: не надо ворон считать!
Капитан и старпом показывают команде – сопернице пантомиму, те угадывают, что это за фразеологизм.