Просмотр содержимого документа
«Простые и составные числительные. »
1. Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.Упр.345.
2) Фронтальная проверка.
Закончи предложения:
Имя числительное - это ...
Количественные числительные отвечают на вопрос ...
Порядковые числительные отвечают на вопрос ...
В предложенииТри пальмы виднелись на горизонтеподлежащее выражено...
2. Какими членами предложения являются числительные в тексте?
ПЕРНАТЫЕ ЧАСЫ
Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки. В пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дрозда. По голосам этих птиц можно сверять время. (По М. Деменюк.)
УРОК 2. ПРОСТЫЕ И СОСТАВНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Знать: об обозначении числительного одним и несколькими словами.
Уметь: различать простые и составные числительные.
3) Словарная работа
МИЛЛИОН,МИЛЛИАРД.
(сообщение уч – ся)
4) АНАЛИЗ ШУТОЧНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ВАНДЫ ХОТАНСКОй
100-сто
У про100го 100рожа непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка бродит под 100 лом.
Дорожит 100ножка чи100тою ног
И 100 личной ваксой чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100 вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви не носил никто !
Почему трудно читать это стихотворение?
К какому стилю оно принадлежит?
Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
Какая запись числа принята?
Объясните разницу между понятием«число»и«имя числительное»?
2. Работа с новым материалом.
1. Объяснение учителя с элементами беседы.
120
56
20
100
50
6
двадцать
?
шесть
?
- Заполните пустые ячейки:
- Сколько слагаемых в каждом числе?
- Каждому слагаемому соответствует числительное.
120
-сто двадцать.
56
-пятьдесят шесть.
50 –пятьдесят,
6 -шесть
100 – сто,
20 -двадцать
- Какие из них простые, какие составные? Обоснуйте ответ.
2. Закрепление.
1) Упражнение учебника 349.
Словами из упражнения заполняется таблица.
Имена числительные
простые составные
2) Лингвистическая задача.
- Прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: почему числительные от 11 до 19 считались сложными?
Долгое время числительные от одиннадцати до девятнадцати считались сложными, поскольку в древнерусском языке состояли из двух корней: тринадцать -«три на десять».Затем кореньдесятьпревратился вдцать, и сейчаснадцатьсчитается уже суффиксом. Поэтому числительные от одиннадцати до девятнадцати, а также двадцать и тридцать просят считать себя простыми. (Запись в тетради).
один + на + дцать — одиннадцать
две + на + дцать — двенадцать
- Почему в современном русском языке эти числительные считаются простыми?
- Опираясь на эти сведения, объясните, почему в слове одиннадцать пишется двеН.
3.Фразеологическая разминка.
- Знакомо ли вам выражение сорок сороков!
- Сравните предложения, в которых употребляется этот оборот, и определите его значение.
1) В Москве дома большие, каменные, - говорила она, - церквей много-много, сорок сороков.
3) Как, например, новосибирцы думают защитить ротор, чтобы туда не попадало масло? Впрочем, таких «как» и «почему» я могу задать сорок сороков.(Чтение справки).