Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Простое предложение и его грамматическая основа»
Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)
Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.
I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик из первой группы записывает на доске та блицу из упр. 23 на с. 15.
Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.
Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.
II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.
— Что такое предложение?
— Чем оно отличается от словосочетания?
— Как связываются слова в словосочетании и предложении?
— Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?
— Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.
III. Работа над темой урока (по учебнику).
1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.
Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).
2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.
Таблица 4
Тире между подлежащим и сказуемым
ставится
не ставится
1) —
Сущ., числ. в И. п.
Лес — друг человека.
Пятью пять — двадцать пять.
2) —
Неопр. ф. глаг. — неопр.
ф. глаг.
Жить на свете — значит постоянно бороться и побеждать.
3) — .
Неопр. ф. глаг. — сущ.
Сущ. — неопр. ф. глаг.
Выспаться — моя мечта!
Наша задача — хорошо учиться.
4) — это, вот
Перед этими словами.
Чтение — вот лучшее учение.
1) Как .
Пшеничное поле как огромное море.
2) Личн. мест. .
Ончеловек необычной судьбы.
3) Не .
Старостьне радость.
П р и м е ч а н и е
Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.
Ты — лучший человек на свете.
В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.
3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.
Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 31 необходимо повторить основные группы односоставных предложений по таблице.
Таблица 5
Вид предложения
Форма выражения главного члена
Примеры
Назывные (номинативные)
Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным
Май. Одиннадцать часов ночи.
Определённо-личные
Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения
Замечаю под крышами голубоватые сосульки.
А приглядитесь к снегу!
Неопределённо-личные
Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении
Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.
Безличные
Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не
Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.
IV. Контроль за пониманием темы.
Тестовые задания
1. Какое из предложений является назывным?
а) Вы, я вижу, любите природу.
б) Неудача не смутила фигуриста.
в) Вот деревенская улица.
г) Приветствую тебя, пустынный уголок!
Ответ: в.
2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.
а) носят в) прочитают
б) не рассказали г) посмотрю
Ответ: г.
3. Найдите ошибку в характеристике предложения.
Дела словом не заменить.
а) простое в) безличное
б) односоставное г) распространённое
Ответ: в.
4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?
а) Нельзя перегибать страницы книги.
б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.
в) Исхода нет.
г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.
Ответ: б.
5. Укажите определённо-личное предложение.
а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.
б) Кругом не было ни души.
в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.
г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.
Ответ: в.
♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.
V. Подведение итогов работы.
VI. Домашнее задание дифференцированного характера:
а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;
б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина — свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.