kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Простое предложение и его грамматическая основа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Простое предложение и его грамматическая основа»

Урок 4. Простое предложение и его грамматическая основа (§ 4)

Цели урока: 1) повторить виды предложений по наличию главных членов (односоставные, двусоставные), ВИДЫ односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях, виды сказуемого; 2) научить разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена в односоставных предложениях, вид сказуемого; 3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся.


I. Опрос. Варианты опроса с учётом дифференциации. Один ученик из первой группы записывает на доске та блицу из упр. 23 на с. 15.

Второй ученик записывает более употребительные эквиваленты к иноязычным словам саммит, дайджест, сленг, дисплей, рейтинг, шоу, инвестиция.

Третий ученик читает текст, подтверждающий мысль В. Г. Костомарова о «размытости границ между стилями текста.


II. Актуализация опорных знаний учащихся в форме вопросно-ответной беседы.

— Что такое предложение?

— Чем оно отличается от словосочетания?

— Как связываются слова в словосочетании и предложении?

— Какие виды односоставных предложений, способы выражения главного члена в односоставных предложениях вы знаете?

— Расскажите о знаках препинания при однородных членах предложения.


III. Работа над темой урока (по учебнику).

1. В упр. 28 на с. 17 девятиклассники записывают текст К. Г. Паустовского, расставляют знаки препинания, подчёркивают грамматическую основу, находят однородные члены, составляют их схемы.

Рекомендации учителю: в слабом классе следует повторить особенности однородных членов (отвечают на один вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному члену предложения или поясняются одним членом предложения, равноправны друг другу и соединены между собой сочинительной связью, произносятся с соответствующей интонацией).

2. Перед выполнением упр. 29 следует повторить тему «Тире между подлежащим и сказуемым по таблице.


Таблица 4

Тире между подлежащим и сказуемым

ставится

не ставится

1)

Сущ., числ. в И. п.

Лесдруг человека.

Пятью пятьдвадцать пять.

2)

Неопр. ф. глаг. — неопр.

ф. глаг.

Жить на свете — значит постоянно бороться и побеждать.

3) .

Неопр. ф. глаг. — сущ.

Сущ. — неопр. ф. глаг.

Выспатьсямоя мечта!

Наша задача — хорошо учиться.

4) — это, вот

Перед этими словами.

Чтение — вот лучшее учение.

1) Как .

Пшеничное поле как огромное море.

2) Личн. мест. .

Он человек необычной судьбы.

3) Не .

Старость не радость.


П р и м е ч а н и е

Если логическое ударение падает на личное местоимение, то тире между ____ и может ставиться.

Тылучший человек на свете.


В упр. 29 учащиеся записывают стихотворные строки В. И. Кочеткова, подчёркивая грамматические основы предложений и ставя тире между подлежащими и сказуемыми, чертят схемы сложных предложений.

3. Учащиеся выполняют упр. 31, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, подчёркивают грамматические основы, определяют вид сказуемого, тип односоставных предложений.

Рекомендации учителю: перед выполнением упр. 31 необходимо повторить основные группы односоставных предложений по таблице.


Таблица 5

Вид предложения

Форма выражения главного члена

Примеры

Назывные (номинативные)

Выражен существительным в И. п. или сочетанием числительного с существительным

Май. Одиннадцать часов ночи.

Определённо-личные

Выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного или 2-го лица повелительного наклонения

Замечаю под крышами голубоватые сосульки.

А приглядитесь к снегу!

Неопределённо-личные

Выражен глаголом в форме 3-го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо глаголом во множественном числе в прошедшем времени и условном наклонении

Газеты доставляют по утрам. Сообщили бы заранее о резком похолодании.

Безличные

Выражен безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении, неопределённой формой глагола, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р. п. с частицей ни или не

Зимой рано смеркается. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока ещё слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души.


IV. Контроль за пониманием темы.


Тестовые задания

1. Какое из предложений является назывным?

а) Вы, я вижу, любите природу.

б) Неудача не смутила фигуриста.

в) Вот деревенская улица.

г) Приветствую тебя, пустынный уголок!

Ответ: в.


2. Укажите глагол, который не может быть сказуемым в неопределённо-личном предложении.

а) носят в) прочитают

б) не рассказали г) посмотрю

Ответ: г.


3. Найдите ошибку в характеристике предложения.

Дела словом не заменить.

а) простое в) безличное

б) односоставное г) распространённое

Ответ: в.


4. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

а) Нельзя перегибать страницы книги.

б) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

в) Исхода нет.

г) Мне было весело вдохнуть свежесть лесов.

Ответ: б.


5. Укажите определённо-личное предложение.

а) На обратном пути ему пришлось пережить маленькое приключение.

б) Кругом не было ни души.

в) Верь в свой народ, создавший могучий русский язык.

г) Пьера с другими преступниками привели на правую сторону девичьего поля.

Ответ: в.


♦ Задание творческого характера. Напишите сочинение-миниатюру «Осень в парке», используя для описания природы односоставные предложения.


V. Подведение итогов работы.


VI. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа учащихся выполняет упр. 30 на с. 18 письменно;

б) вторая группа учащихся составляет текст на тему «дисциплина — свобода или необходимость?», используя односоставные предложения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Простое предложение и его грамматическая основа

Автор: Байбанова Замира Солтановна

Дата: 27.08.2017

Номер свидетельства: 426417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-prostoie-priedlozhieniie-i-iego-grammatichieskaia-osnova"
    ["file_id"] => string(6) "111127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407131891"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока на тему "Простое предложение и его грамматическая основа""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_na_tiemu_prostoie_priedlozhieniie_i_iegho_ghrammatichieskaia_osn"
    ["file_id"] => string(6) "370628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481991172"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Тема: "простое предложение и его грамматическая основа""
    ["seo_title"] => string(55) "tema_prostoe_predlozhenie_i_ego_grammaticheskaia_osnova"
    ["file_id"] => string(6) "527052"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1573745614"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока по русскому языку на тему "Простое предложение и его грамматическая основа""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_prostoie_priedlozhieniie_i_iegho_ghr"
    ["file_id"] => string(6) "445943"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513921572"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект урока по теме "Простое предложение с однородными членами и сложное предложение." "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prostoie-priedlozhieniie-s-odnorodnymi-chlienami-i-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226896"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440517491"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства