В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования умение «кратко излагать текст» отнесено к универсальным учебным действиям.
В начальных классах работа над механизмом смысловой компрессии текста, в частности, написание сжатых изложений, проводится педагогами редко и неохотно. Причиной этого служат не только и не столько недостаточно сформированные коммуникативно - речевые умения, сколько отсутствие чёткого алгоритма работы над сжатием текста, доступного учащимся начальных классов. Для сжатия текста могут быть использованы различные способы. Основными способами являются: обобщение (объединение информации, в том числе нескольких предложений в одно), исключение (извлечение второстепенных элементов сообщения, которые можно восстановить на основе контекста), реконструкция (перестройка, структурное изменение) текста. Однако, свёртывание текста не должно вести к сокращению его основного содержания, что требует не только количественного, но и структурного изменения. Для работы над смысловой компрессией текста необходима опора на его модель. В модели текста- повествования, как правило, выделяются три части: начало, основная часть и концовка. Особое внимание уделяется началу и концовке текста, которые вызывают наибольшие затруднения у младших школьников. Сжатое изложение проводиться только после того, как дети в той или иной степени освоили работу над кратким пересказом и познакомились с основными способами и приёмами сжатия текста.
№ | Этап урока | Задачи этапа | Компонент учебной деятельности | Методы и приёмы | Формы организации деятельности обучающихся | Дифферен цированная работа | Прогнозируемый результат |
1 | Организация класса | Создание положительного эмоционального настроя детей | Мотивационный (эмоциональная мотивация). | Дыхательная или артикуляционная гимнастика | Фронтальная | | Будет создан положительный эмоциональный настрой на работу |
2 | Постановка проблемы | Актуализация знаний обучающихся об особенностях текста- повествования; выявление особенностей сжатого текста. | Мотивационный (познавательная мотивация) | Метод конструирования. Работа с моделью текста- повествования Опережающий сравнительный анализ краткого пересказа и сжатого изложения. | Фронтальная | | Обучающиеся сумеют выделить существенные Признаки краткого пересказа и сделать перенос на возможные признаки сжатого изложения, на их сходство и различие. |
3 | Работа над заголовком | Прогнозирование текста на основе заголовка | Операционный (отработка одного из способов определения темы- по заголовку) | Беседа о возможных вариантах смысла заголовка «Заяц- спаситель» | Фронтальная | По степени помощи (даются вари анты ответов: кого-то спас, порода такая, защитил детёнышей) | Обучающиеся смогут выделить гипотезу о теме текста (заяц кого-то спас) |
4 | Чтение текста изложения учителем | Знакомство с текстом изложения, его первичное восприятие. | Операционный (отработка способа восприятия информации с помощью слушания) | Эмоционально- содержательное вслушивание. | Фронтальная | По степени помощи (перед учениками напечатанный текст) | Обучающиеся Выделят основные микротемы текста и почувствуют отношение автора к изображаемому |
5 | Беседа по тексту | Выявление особенностей первичного восприятия текста. | Операционный (способ выделения свойств текста- повествования) | Чтение с пометами (что удивило в тексте?) | Фронтальная и индивидуальная. | По объёму (слабые дети делают пометы в одной части) | Обучающиеся Соотнесут содержание текста и свои знания о предмете речи. Выскажут свои чувства о прочитанном (см. таблицу №2) |
6 | Анализ содержания текста | Выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов. | Операционный (способ восприятия информации с помощью чтения) | Составление ряда контекстуальных синонимов на доске: Дед- Ларион, охотник, он; Заяц- зверёк, родной; Ветер- ураган; Спотыкался- падал; Удрал- убежал; Пожар- огонь; Неслыханная скорость- очень быстро и др. | Фронтальная и парная работа | По объёму (каждый ребёнок подбирает синонимы к определённым словам) | Обучающиеся найдут синонимы к словам и предложат свои синонимы. (см. таблица №2) |
7 | Структурный Анализ текста | Формирование умения выделять части текста повествования в соответствии с типовой структурой. | Операционный (способ сопоставления конкретного текста с общей моделью данного типа текста). | Анализ текста на основе его сравнения с моделью. | Работа в парах, индивидуальная. | По степени помощи (1-работают самостоятельно, 2-на основе готовой модели и ключевых слов, 3-на основе текста, разделённого на части в соответствии с моделью повествова ния). | Обучающиеся смогут не только выделить части текста, но и найти лексические средства связи между ними. (см. таблица №2) |
8 | Выделение ключевых слов каждой части | Формирование умения выделять основную мысль каждой части. | Операционный (способ выделения ключевых слов текста повествования, обозначающих действие и оценку). | Акцентное вычитывание текста. Выделение его эмоционально-смысловых доминант. | Работа в парах | По степени сложности. | Обучающиеся смогут выделить слова к каждой части (см. таблица№2) |
9 | Составление плана. Выделение микротем основной части. | Формирование умения формулировать пункты плана, выделять микротемы. | Операционный (способ составления плана на основе ключевых слов) | Метод конструирования текста | Работа в парах | По степени сложности | Обучающиеся составят несколько вариантов пунктов плана на основе ключевых слов и выберут наиболее правильный. Они смогут выделить в основной части три микротемы. (см. таблица №2) |
10 | Сокращение текста по частям | Формирование умения преобразовывать текст в соответствии с поставленной задачей. | Операционный ( способ исключения «лишней» информации) | Смысловая компрессия текста | Работа в парах | По степени сложности и объёму | Обучающиеся сократят каждую часть первоначального объёма текста. Из 1 части оставят одно предложение. |
11 | Работа над началом и концом текста | Формирование умения осуществлять структурный анализ текста и его конструирование. | Операционный (способы определения начала каждой части текста повествования) | Структурный и лексический анализ текста | Фронтальная и парная работа | По степени помощи | Обучающиеся Составят по несколько вариантов начала и конца каждой части. (см.таблицу №2) |
12 | Орфографическая подготовка | Формирование орфографической зоркости, умения решать орфографические задачи. | Операционный (определение различных способов орфографии) | Орфографический анализ текста | Фронтальная и парная работа | По степени помощи | Обучающиеся сумеют осуществить прогностический орфографический контроль. |
13 | Повторное чтение текста учителем или учащимися с выделением ключевых слов | Формирование умения целостного восприятия текста на основе слушания. | Операционный | Эмоционально-смысловое чтение и вслушивание. | Фронтальная | | Обучающиеся Смогут выделить смысловые доминанты текста в процессе слушания. |
14 | Написание изложения. | Формирование умения создавать целостный текст на основе образца. | Операционный | Метод конструирования текста на основе образца | Самостоятельная индивидуальная работа | | Обучающиеся смогут написать целостный текст в пределах 30-50% его первоначального объёма. |
15 | Самопроверка | Формирование умений соотносить цели и результаты письменно- речевой деятельности на основе образца. | Регулирующий | Метод редактирования созданного текста | Фронтальная и индивидуальная | По степени помощи | Обучающиеся сумеют усовершенствовать созданный на основе образца текст. |
16 | Итоги урока | Подведение итогов | Регулирующий | | Фронтальная | | Обучающиеся осознают основные особенности сжатого изложения текста. |
Модель текста- повествования | Ключевые слова | План | Начало каждой части | Слова и словосочетания для обьяснения | Подбор синонимов | Чувства, которые испытываете при чтении |
1.Начало Кто? Где? Когда? С чего началось? | рассказал историю | 1.Ночь в избушке у деда Лариона. | -Дед рассказал… | | Дед- Ларион, охотник; | Интерес |
2.Основная часть. Как развивалось действие? (Вдруг, однажды, неожиданно, наконец, как- то раз…) | Сухие , промахнулся, удрал, затревожился, тянуло гарью, огонь гнало, смерть настигала, обрадовался | Содержит три микротемы 2.Неудачная охота. 3.Огонь идёт прямо на деда. 4.Радость встречи с зайцем. | -В августе дед… -Дед пошёл дальше… -Дед побежал… | Попался зайчонок, затревожился, гнало с неслыханной скоростью, смерть настигала, обрадовался, будто родному, лучше чуют. | Сухие леса- сушняк; удрал- убежал, скрылся; затревожился- забеспокоился; тянуло гарью- пахло дымом; трудно дышать- задыхаться; с неслыханной скоростью- очень быстро; настигала- была рядом; выскочил- выбежал, появился; волочил ноги- еле передвигался. | -Жалость к зайчику. Переживание за деда. -Страх. -Жалость. -Радость встречи деда с зайцем. |
3.Концовка Кто? Где? Когда? Чем закончи лось? | Вывел, упали, вылечил. | 5.Спасение | - Заяц вывел деда… | Опалены. | Вывел из огня- спас | Удовлетворение Спокойствие |