kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока сжатого изложения текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структура урока сжатого изложения текста "Заяц-спасатель" Сборник изложений Елкина А.И, Климова Е.Г. стр 148-149

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока сжатого изложения текста»





Проект

урока сжатого изложения текста в 4 классе

«Заяц- спаситель»




Проект урока составила

учитель начальных классов

Баканова Татьяна Александровна

















Пояснительная записка

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования умение «кратко излагать текст» отнесено к универсальным учебным действиям.

В начальных классах работа над механизмом смысловой компрессии текста, в частности, написание сжатых изложений, проводится педагогами редко и неохотно. Причиной этого служат не только и не столько недостаточно сформированные коммуникативно - речевые умения, сколько отсутствие чёткого алгоритма работы над сжатием текста, доступного учащимся начальных классов. Для сжатия текста могут быть использованы различные способы. Основными способами являются: обобщение (объединение информации, в том числе нескольких предложений в одно), исключение (извлечение второстепенных элементов сообщения, которые можно восстановить на основе контекста), реконструкция (перестройка, структурное изменение) текста. Однако, свёртывание текста не должно вести к сокращению его основного содержания, что требует не только количественного, но и структурного изменения. Для работы над смысловой компрессией текста необходима опора на его модель. В модели текста- повествования, как правило, выделяются три части: начало, основная часть и концовка. Особое внимание уделяется началу и концовке текста, которые вызывают наибольшие затруднения у младших школьников. Сжатое изложение проводиться только после того, как дети в той или иной степени освоили работу над кратким пересказом и познакомились с основными способами и приёмами сжатия текста.

Структура урока сжатого изложения- ход урока, задачи каждого этапа, их теоретическое обоснование и прогнозируемый результат представлены мною в таблице №1.

Основная задача урока - «открытие» детьми способов смысловой компрессии текста и создание своего варианта его краткой записи.

Воспитательная задача- реализовать в процессе работы с художественным текстом активную духовную потребность ребенка быть добрым, милосердным.

Таблица №1

Проект урока сжатого изложения текста « Заяц- спаситель» (см: Ёлкина А.И., Климова Е.Г. Сборник изложений в начальных классах- С148-149 ).








Этап урока

Задачи этапа

Компонент учебной деятельности

Методы и приёмы

Формы организации деятельности обучающихся

Дифферен

цированная работа

Прогнозируемый результат

1

Организация класса

Создание положительного эмоционального

настроя детей


Мотивационный

(эмоциональная мотивация).

Дыхательная или артикуляционная гимнастика

Фронтальная


Будет создан положительный эмоциональный настрой на работу

2

Постановка

проблемы


Актуализация знаний обучающихся об особенностях текста- повествования; выявление особенностей сжатого текста.

Мотивационный

(познавательная мотивация)

Метод конструирования.

Работа с моделью

текста- повествования

Опережающий

сравнительный анализ краткого пересказа и сжатого изложения.

Фронтальная


Обучающиеся сумеют выделить существенные

Признаки краткого пересказа и сделать перенос на возможные признаки сжатого изложения, на их сходство и различие.

3

Работа

над заголовком



Прогнозирование текста

на основе заголовка

Операционный

(отработка одного из способов определения темы- по заголовку)

Беседа о возможных вариантах смысла заголовка

«Заяц- спаситель»


Фронтальная

По степени

помощи

(даются вари

анты ответов:

кого-то спас,

порода такая,

защитил детёнышей)

Обучающиеся смогут выделить гипотезу о теме текста

(заяц кого-то спас)

4

Чтение текста

изложения

учителем

Знакомство с текстом изложения, его первичное восприятие.

Операционный (отработка способа восприятия информации с помощью слушания)

Эмоционально- содержательное вслушивание.

Фронтальная

По степени помощи

(перед учениками напечатанный текст)

Обучающиеся

Выделят основные микротемы текста и почувствуют отношение автора к изображаемому

5

Беседа по тексту

Выявление особенностей первичного восприятия текста.

Операционный (способ выделения свойств текста- повествования)


Чтение с пометами (что удивило в тексте?)

Фронтальная

и индивидуальная.

По объёму

(слабые дети

делают пометы в одной части)

Обучающиеся

Соотнесут содержание текста и свои знания о предмете речи. Выскажут свои чувства о прочитанном (см. таблицу №2)


6

Анализ

содержания

текста

Выявление предмета речи (основных действующих лиц), нахождение в тексте контекстуальных синонимов.

Операционный

(способ восприятия информации с помощью чтения)

Составление ряда контекстуальных синонимов на доске:

Дед- Ларион, охотник, он;

Заяц- зверёк, родной;

Ветер- ураган;

Спотыкался- падал;

Удрал- убежал;

Пожар- огонь;

Неслыханная скорость- очень быстро и др.


Фронтальная и парная работа

По объёму

(каждый ребёнок подбирает синонимы к определённым словам)

Обучающиеся найдут синонимы к словам и предложат свои синонимы.

(см. таблица №2)

7

Структурный

Анализ текста

Формирование умения выделять части текста повествования в соответствии с типовой структурой.



Операционный

(способ сопоставления

конкретного текста с общей моделью данного типа текста).

Анализ текста на основе его сравнения с моделью.

Работа в парах, индивидуальная.

По степени помощи

(1-работают самостоятельно, 2-на основе готовой модели и ключевых слов, 3-на основе текста, разделённого на части в соответствии с моделью повествова

ния).


Обучающиеся

смогут не только выделить части текста, но и найти лексические средства связи между ними.

(см. таблица №2)

8

Выделение

ключевых слов каждой части


Формирование умения выделять основную мысль каждой части.

Операционный (способ выделения ключевых слов текста повествования, обозначающих действие и оценку).


Акцентное вычитывание текста. Выделение его эмоционально-смысловых доминант.

Работа в парах

По степени сложности.

Обучающиеся смогут выделить слова к каждой части

(см. таблица№2)

9

Составление плана.

Выделение микротем основной части.

Формирование умения формулировать пункты плана, выделять микротемы.





Операционный

(способ составления плана на основе ключевых слов)

Метод конструирования текста

Работа в парах

По степени сложности

Обучающиеся составят несколько вариантов пунктов плана на основе ключевых слов и выберут наиболее правильный.

Они смогут выделить в основной части три микротемы.


(см. таблица №2)

10

Сокращение текста по частям



Формирование умения преобразовывать текст в соответствии с поставленной задачей.

Операционный

( способ исключения «лишней» информации)

Смысловая компрессия текста

Работа в парах

По степени сложности и объёму

Обучающиеся сократят каждую часть первоначального объёма текста. Из 1 части оставят одно предложение.

11

Работа над началом и концом текста


Формирование умения осуществлять структурный анализ текста и его конструирование.

Операционный

(способы определения начала каждой части текста повествования)

Структурный и лексический анализ текста

Фронтальная и парная работа

По степени помощи

Обучающиеся

Составят по несколько вариантов начала и конца каждой части.

(см.таблицу №2)

12

Орфографическая подготовка


Формирование орфографической зоркости, умения решать орфографические задачи.

Операционный

(определение различных способов орфографии)

Орфографический анализ текста

Фронтальная и парная работа

По степени помощи

Обучающиеся сумеют осуществить прогностический орфографический контроль.


13

Повторное чтение текста учителем или учащимися с выделением ключевых слов

Формирование умения целостного восприятия текста на основе слушания.

Операционный

Эмоционально-смысловое чтение и вслушивание.

Фронтальная


Обучающиеся

Смогут выделить смысловые доминанты текста в процессе слушания.

14

Написание изложения.



Формирование умения создавать целостный текст на основе образца.


Операционный

Метод конструирования текста на основе образца

Самостоятельная индивидуальная работа


Обучающиеся смогут написать целостный текст в пределах 30-50% его первоначального объёма.

15

Самопроверка

Формирование умений соотносить цели и результаты письменно- речевой деятельности на основе образца.

Регулирующий

Метод редактирования созданного текста

Фронтальная и индивидуальная

По степени помощи

Обучающиеся сумеют усовершенствовать созданный на основе образца текст.

16

Итоги урока



Подведение итогов

Регулирующий


Фронтальная


Обучающиеся осознают основные особенности сжатого изложения текста.




Таблица №2 Программирование текста.

(запись появляется на доске в процессе работы над изложением и служит основой при написании текста)

Модель текста-

повествования


Ключевые слова

План

Начало каждой части

Слова и словосочетания для обьяснения


Подбор синонимов

Чувства, которые испытываете при чтении

1.Начало

Кто? Где?

Когда?

С чего началось?



рассказал

историю

1.Ночь в избушке у деда Лариона.

-Дед рассказал…


Дед- Ларион, охотник;


Интерес

2.Основная часть.

Как развивалось действие?

(Вдруг, однажды, неожиданно, наконец, как- то раз…)


Сухие ,

промахнулся,

удрал,

затревожился,

тянуло гарью,

огонь гнало,

смерть настигала,

обрадовался

Содержит три микротемы

2.Неудачная охота.


3.Огонь идёт прямо на деда.


4.Радость встречи с зайцем.



-В августе дед…


-Дед пошёл дальше…


-Дед побежал…

Попался зайчонок,

затревожился,

гнало с неслыханной скоростью,

смерть настигала,

обрадовался, будто родному,

лучше чуют.


Сухие леса- сушняк;

удрал- убежал, скрылся;

затревожился- забеспокоился;

тянуло гарью- пахло дымом;

трудно дышать- задыхаться;

с неслыханной скоростью- очень быстро;

настигала- была рядом;

выскочил- выбежал, появился;

волочил ноги- еле передвигался.

-Жалость к зайчику. Переживание за деда.

-Страх.

-Жалость.

-Радость встречи деда с зайцем.



3.Концовка

Кто? Где?

Когда?

Чем закончи лось?





Вывел,

упали,

вылечил.



5.Спасение



- Заяц вывел деда…



Опалены.




Вывел из огня- спас



Удовлетворение

Спокойствие


Текст для изложения- «Заяц спаситель»

Этой осенью я ночевал у деда Лариона на озере. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь.

Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рыболовную сеть. Потом поставили самовар- от него окна в избе сразу запотели. Мы пили чай ночью, дожидаясь рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с левым рваным ухом. Дед выстрелил в него, но промахнулся. Заяц удрал.

Дед пошёл дальше. Но вдруг затревожился: с юга сильно тянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты. Стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог уйти от такого огня.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал. Смерть настигала его. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние ноги.

Дед обрадовался зайцу, будто родному. Он знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Дед бежал и плакал от страха.

Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед- оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понёс домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока сжатого изложения текста

Автор: Баканова Татьяна Александровна

Дата: 17.01.2018

Номер свидетельства: 450472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по развитию речи в 5 классе "Шоколадный торт" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-v-5-klassie-shokoladnyi-tort"
    ["file_id"] => string(6) "131580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416166675"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Информация. Информационные процессы "
    ["seo_title"] => string(42) "informatsiia-informatsionnyie-protsiessy-1"
    ["file_id"] => string(6) "106598"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403036437"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства