Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
I. Актуализация опорных знаний. |
Число, тема урока | Учитель диктует число, изложение, контролирует записи учеников. | Учащиеся записывают число, изложение, тему | Коммуникативные (планируют сотрудничество с учителем, одноклассниками |
Акуализация знаний. Постановка проблемы. | -Что такое изложение? -Что такое текст? -Какие виды текстов вы знаете? -Что такое тема текста? -Что такое основная мысль текста? -Какие части текста вы знаете? | Дети отвечают на вопросы. Воспроизводят полученные знания об изложении. | Познавательные (свободная ориентация в структуре изложений Регулятивные (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно ). Коммуникативные (учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками). Личностные (ценностно-смысловая ориентация учащихся) |
II. Актуализация новых знаний. |
Работа над заголовком текста. | - Текст, по которому вы будете писать изложение, называется «Кто хозяин?» -Как вы думаете, о чём или о ком этот текст? | Высказывают предположения о содержании текста. | Познавательные (Построение логического суждения на основе языковых средств). Регулятивные (предвосхищение результата и уровня усвоения,его временных характиристик) |
Чтение текста по фрагментам. | -А сейчас я буду читать текст. Мы сравним наши предположения и посмотрим, насколько правильны были наши догадки. -Иногда я буду останавливаться , а вы будете предполагать, что произошло дальше.---О ком рассказывается в тексте? -Уже можете назвать хозяина пса? -Почему это трудно сделать? - Что могло произойти в лесу дальше? -Как, по-вашему, повели себя мальчики? -Почему овчарки убежали? -Как вы думаете-кто стал хозяином Жука? | Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. //Каждый из них хотел быть хозяином Жука.// Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай.// Из кустов выскочили две овчарки и повалили Жука.// Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку. Он бросился защищать Жука.// Прибежал местный лесник и прогнал овчарок.// Лесник поинтересовался хозяином Жука.// Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (83) (По В. Осеевой.) | -Познавательные (удовлетворение читательского интереса; свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля; установление причинно-следственных связей). Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; |
Работа над основными микротемами. | Учитель предлагает ученикам составить план согласно прослушанному тексту. | Учащиеся высказываются Записывают план в тетрадь. 1.Мальчики и Жук. 2.Овчарки и Жук. 3.Илья защищает Жука. 4.Хозяин Жука. | Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем). Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.) |
Составление таблицы. | -Назовите всех участников рассказа.Какие это герои. Что они делали? | Дети совместно составляют характеристику каждому персонажу. | Познавательные (умение структурировать знания, построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов). Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем). |
Кто? Что? | Какой? | Что делает? |
1.пёс,Жук,собака | 1.чёрный, бродячий,несчастный, больной | 1.болел, гулял |
2.Илья, мальчик,хозяин | Заботливый, смелый | 2.ухаживал,гулял,схватил, бросился защищать,сказал |
3.Ваня,мальчик | Заботливый,трусливый | Ухаживал, гулял, мгновенно влез, промолчал |
4.овчарки | Злые, агрессивные | Выскочили,повалили |
5.лесник | Местный, смелый,любопытный | Прибежал,прогнал, поинтресовался |
Орфографическая подготовка детей. | Учитель озвучивают задачу для работы в группах. -Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. -Подчеркните опорные слова в каждой части текста. | Учащиеся работают с текстом согласно предложенному плану. | Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем). Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.) |
Вторичное целостное чтение текста учителем. | Учитель повторно воспроизводит текст. | Ученики внимательно слушают. | Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слушать). Познавательные (умение структурировать знания, ). Регулятивные (оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
Письменная работа по передаче содержания предлагаемого текста. | Учитель предлагаем учащимся закрыть текст и записать текст, опираясь на слова в тетради и картинку на экране. Контроль. | Учащиеся работают письменно. | Регулятивные Коммуникативные(умение применять при письме изученные орфограммы;использование языковых средств, позволяющих избежать повторов) |
Самопроверка. | Учитель предлагает учащимся воспользоваться составленной таблицей. | Выполняют проверку, используя записи в таблице. | Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера). Регулятивные (контроль; коррекция; оценка саморегуляция). Личностные |
III. Итог урока. |
1. Итог урока. | - Какова была цель урока? Мы ее достигли? - Что вам понравилось на уроке? Что было трудно? - Оцените свою работу на уроке. - Удалось ли передать содержание текста? | Ведут диалог с учителем, соглашаются или не соглашаются с его мнением и мнением других учеников. | Познавательные (Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности) Личностные (жизненное самоопределение, определение социальных и жизненных ценностей, ценностно-смысловая ориентация учащихся, установление учеником связи между целью учебной деятельности и результатом учения,). Регулятивные ( планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата). |