1. Эмоциональный настрой (синтаксическая пятиминутка в форме музыкального диктанта) Лексико-орфографическая работа Проверка домашнего задания | Учитель предлагает прослушать отрывок из песни "Отговорила роща золотая" (на стихи С. Есенина) и выписать на слух грамматические основы предложений. - О каком времени года идёт речь? По каким признакам вы это узнали? -Посмотрите, у нас за окном тоже осень. Моросит мелкий дождь. Ветер кружит последние жёлтые листья. Пока холодный дождь не превратился в сверкающий снег, есть время взять из Осени то, что бы вы унесли с собой в Зиму. Поэтому сегодняшний урок мы "проживём" вместе с Осенью и осенними словами, которые звучат по осеннему приглушённо и живут по-осеннему волшебно. Сегодня мы поближе познакомимся со словом "осень". -Давайте произнесём слово "осень" отчётливо, выразительно, все вместе. - Порассуждайте, что слышится вам в этом слове? -Подберите однокоренные слова к слову "осень", составьте с ними словосочетания. -Очень хорошо, что вы заметили, что Осень разная. Я думаю, вам помогло домашнее задание. Вы рисовали слово "Осень" из различных произведений литературы После выступления всех желающих учитель говорит: -Какая же она –Осень, героиня нашего урока? | Дети слушают песню, анализируют предложения, выписывая грамматические основы: Отговорила роща. Журавли не жалеют. Взаимопроверка задания в парах. - В песне поётся об осени. Осенью рощи становятся золотыми, осыпаются листья, птицы улетают на юг. Дети смотрят в окно и слушают учителя. Произносят хором слово "осень". -Как будто кто-то грустно вздыхает о прошедшем, о том, чего нельзя вернуть. -Я слышу прощальные крики журавлей, завывание ветра, стук дождя. -А мне кажется, что в этом слове не только грусть, но и какая-то торжественность, восхищение. О-сень! Осень ведь разная. Сначала очень красивая, в сентябре, а потом печальная, дождливая. Подбирают однокоренные слова, записывают в "Словарь трудных слов", выделяют в них корень, подчёркивают орфограммы, составляют словосочетания: осенний лист по-осеннему красиво Представляют свои работы: Я нарисовала Осень из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева "Есть в осени первоначальной" (читает отрывок из стихотворения наизусть) Это слово находится в стихотворении в окружении красивых переливающихся слов. хрустальный дивная ОСЕНЬ лазурь лучезарны паутина Они помогли представить слово "Осень" нежно-голубым, прозрачно- переливающимся, слегка светящимся. Это слово необыкновенно-красивое, как осеннее небо. - А я нарисовал слово "осень" из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Осень". Оно употреблено рядом со словами яркими, праздничными, торжественными, поэтому я нарисовал его ярким, используя сочетания красного и жёлтого цветов багрец золото ОСЕНЬ пышное расцветаю свежее дыханье мглой волнистою Подводят итог: -Яркая, блистательная и нежная, трепетная, размытая дождями. -Осень разная. Она может менять свои наряды несколько раз на день. | С 5-го класса дети начинают вести словарь, состоящий из разделов "Словарь корней", "Словарь трудных слов", "Говори правильно", "Схемы и таблицы", "Словарь открытий". Методика выполнения задания "Рисование слова". Это индивидуальная работа ребёнка с произведением художественной литературы. Выбирается слово и выписываются слова-соседи, содержащие краски и насыщающие ими это слово. Затем на альбомном листе красками рисуется это слово, а на уроке при проверке домашнего задания ученик обосновывает, почему так, а не иначе нарисовал его. Это задание позволяет более вдумчиво работать с текстом, чтобы не только понять смысл прочитанного слова, но и заметить его окружение: среди каких слов оно живёт, как они наполняют его цветом, настроением. |
2.Целеполагание Работа с текстом Мотивация деятельности учащихся Определение темы урока Постановка целей | -Прочитайте. Какова тема текста? Озаглавьте его. Запишите понравившиеся фразы в "Словарь открытий" Вызывает одного из учеников к доске для орфографической работы. - Найдите в тексте однокоренные слова. - Назовите грамматические основы предложений. К какому виду по цели высказывания относится последнее предложение? Распространённое оно или нераспространённое? - Почему? -Кто определит тему урока? -Пользуясь схемой, поставьте цели записывает цели урока на доске | Один из хорошо подготовленных учеников читает текст вслух. -В тексте рассказывается о листопаде, поэтому тема текста – листопад. Озаглавила я его так же. -Я озаглавила этот текст "Дождь облетевшей листвы". Мне понравилось сравнение листопада с дождём. -Я записал в словарь предложение "Леса моросили дождём" Один из учеников у доски вставляет пропущенные буквы, подбирая проверочные слова и обозначая орфограмму. Остальные на местах проверяют правильность выполнения задания, сигнализируя "светофорами" (красный – неправильно, зелёный – правильно). -Листья, листопад, листва. -Перелески, леса. Называют грамматические основы, определяют, чем выражены главные члены. - В последнем предложении содержится сообщение, поэтому оно повествовательное по цели высказывания. -Мы не можем ответить на последний вопрос. -Мы этого не знаем, ещё не изучали. -Распространённые и нераспространённые предложения - Мы должны научиться узнавать распространённые и нераспространённые предложения, различать их и употреблять в речи. | На доске записан текст: Начался л...стопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо л...тели по ветру, то отвесно ложились в сырую тр...ву. Леса моросили д...ждём обл...тевшей л...ствы. Этот дождь шёл неделями. Перелески обнажились. Сквозь чащу деревьев стала в...дна синяя даль сжатых полей. (К. Паустовский) Дети обязательно называют сначала проверочные слова, затем слова с орфограммой в корне. Для постановки целей урока используется схема: узнавать Ц различать употреблять |
4. Реализация плана (работа в группах) Работа с учебником Физкультминутка Работа по картине Работа с музыкальным произведением. Написание миниатюры ассоциативного характера по опорному слову 5. Контроль 6. Оценивание 7.Рефлексия 8. Постановка домашнего задания | -Посмотрите на текст, над которым мы работали. В этом тексте имеются предложения распространённые и нераспространённые. Подумайте и запишите предложения в две группы. По какому признаку вы их сгруппировали? Выскажите версии по проблеме урока. - Молодцы, спасибо за работу. Где вы можете найти подтверждение или опровержение своим версиям? -Чья версия более точная? Как можно ваш вывод записать схематически? -Какой следующий шаг нашей работы? Представьте, что вы видите последний осенний листок на дереве. Медленно поднимитесь, потянитесь, вдох. Стоя руки вверх, сорвите листочек, выдох и медленно сядьте. Соберите осенние листья, разбросанные по классу. Если вы хотите работать с распространёнными предложениями, соберите оранжевые листья, если – с нераспространёнными, соберите красные листья. Можете собрать листья двух цветов и работать с предложениями двух видов. - Какие предложения, распространённые или нераспространённые, несут большую информацию о предмете? Какие предложения вы будете чаще употреблять в своих сочинениях? Сделайте вывод. У каждого художника своя Осень. Посмотрите на репродукции картин, представленные в нашей картинной галерее: И.Остроухов "Золотая Осень", И. Левитан "Золотая осень", "Осенний день", Б. Щербакова "Осень", И. Грабаря "Рябинка". В какую Осень нас приглашают художники? -Какая картина отличается от других по настроению? -Попробуем и мы создать свою картину. Выберите один из текстов, лежащих у меня на столе, прочитайте. -Итак, нанесём на холст не краски, а слова. Нашу картину мы будем рисовать короткими односоставными предложениями ( предложениями, состоящими только из подлежащих, без сказуемых). Для этого нужно найти в отрывке существительные вместе с яркими прилагательными, которые дополнят их особым цветом, настроением, звуком. Дайте названия своим картинам. Не забывайте понравившиеся слова и предложения записывать в "Словарь открытий". - Небольшие предложения, как мазок кисти художника. Несколько движений – и на холсте приметы осени. Предложения, записанные вами – распространённые или нераспространённые? Сделайте вывод. - А знаете ли вы какой у Осени голос? Какие слова вам подскажут звуки для осенней мелодии? Какому музыкальному инструменту вы бы доверили сыграть осеннюю мелодию? Сейчас зазвучит музыка, прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос Осени. Эта мелодия сказочная. Она из балета Сергея Сергеевича Прокофьева "Золушка", называется "Танец феи Осени". Какие звуки речи из ваших осенних мелодий обернулись звуками музыки? Какие приметы Осени вы увидели в музыке? Помогла ли вам эта мелодия яснее представить героиню нашего урока Осень. Напишите миниатюру по впечатлениям от музыки, используя опорное слово. Используйте в своих текстах предложения распространённые и нераспространённые. Включите авторские слова-открытия. Подчеркните грамматические основы предложений. Можете по желанию объединиться в группы или работать индивидуально. - Вы прекрасно поработали. Осталось проверить, как вы усвоили тему урока. Выполним цветовой диктант. Я читаю предложения. Вы на шаблонах нераспространённые предложения обозначаете красным цветом, распространённые – жёлтым. 1. Осень пришла внезапно. 2. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. 3. По ночам вокруг нас шевелились и дрожали звёзды. 4. Осени за окном не видно. 5. Восходит солнце. Вывешивает на доске лист с правильным ответом. Оцените свою работу на уроке. Оцените работу товарищей. Кто сегодня работал особенно хорошо? Отметьте своё продвижение к цели на шкале. Какую цель мы ставили? Справились ли мы с ней? -"...И наконец пошёл густой снег. Он таял в чёрной воде озера, щекотал лицо, порошил серым дымом леса..."Но, впрочем, как говорят сказочники, это уже начало новой истории и нового времени года для самых разных слов. А этот урок мы прожили вместе с Осенью. Я думаю, что вы захотите взять из Осени что-то в Зиму. Дома выполните творческую работу "Память об Осени". Рассказы, стихотворения, оочинения-миниатюры, кроссворды, рисунки –всё, что захотите или выполните 2 упражнения из учебника по теме урока. | Работают в группах по три человека. Записывают предложения в две группы: 1. Начался листопад. Перелески обнажи-лись. 2. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождём облетевшей листвы. Этот дождь шёл неделями. Сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей. Обсуждают в группах ответы на вопросы, предлагают версии. От каждой группы выступает по одному представителю: -Мы считаем, что короткие предложения, состоящие из двух слов, называются нераспространёнными. Если в предложении больше двух слов, оно – распространённое. - Мы увидели, что в тексте есть предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, и есть предложения, состоящие из главных и второстепенных членов. Мы сделали вывод: распространёнными называются предложения, в которых есть второстепенные члены, а нераспространёнными – предложения, в которых нет второстепенных членов. - В учебнике. Работают с учебником. Группы предлагают свои варианты схем: Р.п.= грамматическая основа + второстепенные члены Н. п. = грамматическая основа | Лучшая схема записывается в словарь. -Мы должны потренироваться различать распространённые и нераспространённые предложения и употреблять их в речи. Дети выполняют команды учителя, затем собирают листья, на которых написаны предложения. Нераспространённые -дополняют второстепенными членами. Из распространённых делают нераспространённые предложения. -Распространённые предложения рассказывают о предмете подробнее. Я думаю, что интереснее читать сочинение, в котором больше распространённых предложений. - На картинах изображена осень яркая, разноцветная. -Это осень-праздник. Смотришь, и радостно становится. -Я люблю такую осень. Она самая красивая, нарядная, лучше, чем лето. -Картина Левитана "Осенний день". От неё веет грустью. -Деревья как будто плачут. И вся картина как будто мокрая. Выбирают понравившийся текст, читают. Работают с текстом. Например, картина "Осеннее утро" по отрывку из рассказа И. А. Бунина "Антоновские яблоки": Осеннее утро. Раннее утро. Золотой сад. Кленовые аллеи. Аромат листвы. Запах осенней свежести. Картина "Осень" по отрывку из рассказа И. С. Тургенева. Осень. Поздняя осень. Мягкий воздух. Тонкий туман. Неподвижное небо. Золотые листья. -Эти предложения распространённые, так как имеют второстепенные члены. -Нельзя определять вид предложения по количеству слов. Нужно находить грамматическую основу и потом делать вывод о том распространённое это предложение или нераспространённое. Выбирают слова из материалов урока. -Я бы использовала звуки шипящие, шуршащие, как осенние листья под ногами. Я их нашла в осенних словах дождь, опавший, шумел, шуршали, щекотал. -Мне кажется, что осеннюю мелодию можно написать по стихотворению Ф. И. Тютчева "Есть в осени первоначальной". Мне так нравится. Я хочу взять звуки из слов: осени, первоначальной, дивная, хрустальный, лучезарны. Наверное, скрипка сыграла бы такую мелодию. Слушают музыку. Фантазируют. Я увидела Осень. Она очень красивая, с яркими рыжими волосами, развивающимися от ветра. На шее у неё ожерелье из дождевых капель. Платье яркое , пышное, всё в разноцветных листьях. А глаза у неё, как осеннее небо, ярко-ярко голубое. - В музыке я услышала шелест листьев, как и в осенних словах. Такой я и представляла осеннюю мелодию. Выполняют творческие работы, объединяясь в группы или индивидуально. (приложение) Несколько учеников по желанию зачитывают свои работы. Слушают учителя, анализируют предложения, закрашивают ячейки шаблона. Взаимопроверка в парах. Выставляют оценки на полях. Оценивают себя и друг друга, отмечают своё продвижение к цели на шкале. -Нами была поставлена цель: узнавать, различать и употреблять в речи распространённые и нераспространённые предложения. Я думаю, что с целью справились. Делают рефлексию, пользуясь схемой . -Я почувствовала восхищение Осенью и удивление, что можно так красиво писать об Осени. Я хочу этому научиться. Мне было интересно придумывать версии по теме урока. Я радовался, что наша группа догадалась правильно. -Мне понравилась музыка и рассказ, который мы написали с Наташей. Записывают домашнее задание в дневник | По классу в разных местах разложены карточки в форме осенних листьев. Дети, двигаясь по классу, собирают их и выполняют задания. На уроке использован танец Феи Осени из балета С. С. Прокофьева "Золушка" возможна замена на пьесу П. И. Чайковского "Сладкая грёза" Рефлексивные вопросы: Что? Ч Как? М Почему? П Домашнее задание даётся на выбор |