Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок;
Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности; Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов
Помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его
Предметные результаты:
- запомнить название и последовательность букв русского алфавита;
- уметь располагать слова в алфавитном порядке;
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– не смешивать понятия «звук» и «буква»;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного
Познавательные:
создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте
Регулятивные:
обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку
Коммуникативные
содействовать развитию у детей умению общаться;
обеспечить развитие диалогической и монологической речи
Личностные:
способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект урока обучения грамоте "Алфавит"»
Управление образования администрации Воскресенского муниципального района
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Задворковская средняя общеобразовательная школа
Проект урока
Обучение грамоте
« Алфавит.
Упражнение в чтении и письме»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
Пластинина Е.В
Характеристика учителя как субъекта педагогической деятельности
Я, Пластинина Елена Владимировна, в начальных классах работаю восьмой год. За это время накопила некоторый опыт работы и знания методики преподавания учебных предметов. На уроках использую разнообразные формы и методы обучения, предпочитая активные формы познания. Для поддержания интереса большинство уроков провожу в игровой форме, с использованием компьютерных технологий. Часто использую групповые и парные формы работы. Предпочтение отдаю следующим методам обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядный. Выбор методов соотношу с задачами урока и содержанием изучаемого материала и особенностями класса. В связи с тем, что класс разноуровневый, использую дифференцированный подход к учащимся. Чаще всего это дифференциация по объёму предлагаемого материала, по уровню трудности.
Характеристика младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте складывается наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.
Личностно-ориентированное воспитание в младшем возрасте - это процесс сохранения способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Основные педагогические механизмы включают научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, этическое сопереживание. В связи с этим большое значение в младшем школьном возрасте приобретает развитие способности к элементарному анализу проведённых мероприятий, оценке своего участия в подготовке и проведении творческих дел.
В младших классах преобладает игровая деятельность. Занятия носят подвижный характер, между трудом, учёбой и игрой грани стёрты- один вид деятельности переходит в другой. Большое значение имеет постепенное усиление активности самого ребёнка, стимулирование его самовоспитания. Поэтому уже в начальной школе степень самостоятельности детей в подготовке внеклассных дел, в организации своей жизнедеятельности, подготовке к урокам должна возрастать от класса к классу.
Реализовать цели педагогу возможно только на основе согласованных действий с родителями. Поэтому желательно активное привлечение родителей к проводимым в классе творческим делам, согласование решаемых педагогических задач. Целесообразно обсуждение на родительских собраниях вопросов, касающихся особенностей физического, психического развития детей, специфики воспитания сознательного отношения к учёбе, умственного развития, логического мышления и запоминания, творческих способностей младших школьников.
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В классе 25 учеников 11 девочек и 14 мальчиков. Все дети 2005 года рождения. Все учащиеся были зачислены в 1 класс 1 сентября 2012 года на основе заявлений родителей. Процесс обучения строится на основе программы Школа 2100. При этом особое значение придается единству и равнозначности в интеллектуальном, волевом, нравственном и эмоциональном развитии.
До поступления в школу 20 детей воспитывались в Калинихинском детском саду, 2 ребёнка- в Богородском д/с, 1 мальчик в Воскресенском, 1 ребёнок воспитывался дома. Многие дети из благополучных семей, но есть ребята, требующие особого внимания: Гурьянов Антон, Никитина Дарья , у Маршируева Дмитрия не развита речь . У ребят класса сформирована высокая и средняя учебная мотивация на основании диагностики и наблюдений.
Мясоедова Анна, Самодурова Ирина, Вавин Сергей, Мальцев Артём показывают высокий уровень подготовленности к обучению в школе. Они выделяются среди одноклассников по уровню интеллектуального развития и учебным возможностям.
У нескольких ребят выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие связной речи. ( Маршируев Дмитрий, Ипатова Виктория, Пиструй Диана, Гурьянов Антон, Болтов Матвей, Шагин Даниил). Эти ребята составляют группу с низкими способностями. У них наблюдается неустойчивый интерес к учебному процессу, на уроках пассивны отвлекаются, на поставленные вопросы затрудняются ответить. Остальные ребята составляют группу со средними способностями.
Практически все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя.
В классе объединились ребята из нескольких садиков, но они быстро подружились и образовался дружный, сплоченный коллектив. Бывают нарушения в общении друг с другом, но конфликтами их назвать нельзя. Адаптация ребят в новом коллективе проходит легко, они общительны друг с другом, охотно беседуют на различные темы. Явного лидера в классе нет, но ребята уже проявляют активность в подготовке внеклассных мероприятий.
Планирование темы и место урока в теме
Раздел 2. Учим буквы – учимся читать и писать.
113
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
04.03
114-115
Буква ю и её звуки.
Заглавная буква Ю.
05.03
06.03
Двойная роль буквы ю.
Чтение слов с изученными буквами. Работа с текстом.
Написание
буквы ю, слогов, соединений; списывание слов
с печатного образца.
116
Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных
на письме.
07.03
Чтение буквосочетаний и слов с изученными буквами. Работа с текстом.
Написание буквы ь, слов с мягким знаком на конце и в середине
слова.
117
Списывание с печатного образца.
11.03
118
Разделительный ь.
12.03
Разделительный ь, его
роль в слове.
Написание слов с разделительным ь.
119
Буква ъ, Разделительный ъ.
13.03
Чтение слов с раздели-
тельным ъ. Работа с текстом
Написание буквосочетаний с разделительным
ъ. Списывание слов и
предложений с печатного образца.
120-
121
Алфавит. Упражнения в чтении и письме.
14.03
Алфавит. Упражнения в чтении и письме.
Написание букв русского алфавита. Упражнения в чтении и письме.
122
Проверочная работа по письму.
15.03
123
Проверка техники чтения. Работа над ошибками по письму.
18.03
124,125,126,127
Упражнения в чтении текстов
Упражнения в письме
19.03
20.03
21.03
22.03
Технологическая карта урока с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Предмет, класс
Обучение грамоте, 1 класс
Тема урока
Алфавит. Упражнения в чтении и письме
№ урока по теме
120-121
Актуальность использования средства ИКТ
Зрительное восприятие материала легче и разнообразит урок;
Формируются навыки и умения информационно-поисковой деятельности; Возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов
Цель урока
Помочь первоклассникам осознать необходимость знания алфавита и начать осваивать его
Предметные и метапредметные результаты
Предметные результаты:
- запомнить название и последовательность букв русского алфавита;
- уметь располагать слова в алфавитном порядке;
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– не смешивать понятия «звук» и «буква»;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного
Познавательные:
создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте
Регулятивные:
обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку
Коммуникативные
содействовать развитию у детей умению общаться;
обеспечить развитие диалогической и монологической речи
Личностные:
способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Ресурсы сети Интернет
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
содействовать развитию у детей умению общаться;
обеспечить развитие диалогической и монологической речи
обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
Длительность этапа
15 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация слайдов, работа в программе elite Panaboard software
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная, индивидуальная форма, фронтальная;
групповая;
индивидуальная.
Этап 3
физкультминутка
Цель
Снятие умственного напряжения
Длительность этапа
2 минуты
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Использование музыкального сопровождения
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная
Этап 4
Этап усвоения новых знаний
Цель
способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
содействовать развитию у детей умению общаться;
обеспечить развитие диалогической и монологической речи
Длительность этапа
.6 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация слайда
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная, парная
Этап 5
Физкультминутка
Цель
Снятие умственного напряжения
Длительность этапа
.2 минуты
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Музыкальное сопровождение
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная
Этап 6
Этап применения новых знаний
Цель
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
Длительность этапа
.10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация слайда
Этап 7
Рефлексивно- оценочный этап
Цель
содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя
Длительность этапа
5 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация слайдов
Этап 8
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению ( по желанию учащихся)
Цель
содействовать развитию умения наблюдать исследовать
Длительность этапа
3 минуты
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация слайда
Тип урока
Форма урока
Технологии
Методы и приёмы
Формы организации учебной деятельности
Средства обучения
Урок усвоения нового материала
Урок-игра
проблемно-диалогическое обучение;
здоровье-
сберегающая.
по источнику передачи и восприятия информации: словесные, наглядные, практические, побуждающий от проблемной ситуации диалог;
по стимулированию интереса к учению: создание ситуации занимательности, ситуации успеха;
методы контроля: фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальный.
фронтальная;
групповая;
индивидуальная;
парная
наглядные (компьютерная презентация);
словесные;
технические;
раздаточный материал ( карточки с пропущенными буквами алфавита, раскраски для выполнения домашнего задания, текст телеграммы)
Содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока
Этапы урока, ожидаемый результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационно-мотивационный этап
Психологический настрой учащихся на урок.
Заинтересованность детей в предстоящем уроке.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.
- Умницы!
- Молодцы!
( слайд 1)
- Ребята, сегодня перед уроком мне предали письмо. Давайте его прочитаем.
-- Здравствуйте первоклассники. Пишет вам дед Буквознайка из чудесной страны Алфавит. В моей стране вас уже хорошо знают. У меня в стране много работы, потому что у нас живёт дед Буквоед и Весёлая стерка. Дед Буквоед питается буквами и всегда откусит лишний кусочек, а Стёрка как бы не старалась ходить аккуратно, всегда что-нибудь нужное сотрёт. А совсем недавно они перепутали местами все буквы в моей стране, а сами куда-то пропали…Помогите мне пожалуйста навести порядок в стране Алфавит и найти деда Буквоеда и стёрку, ведь нам без них скучно, они такие добрые!
Готовы помочь деду Буквознайке?
Приветствие учителя, самоорганизация
Садятся девочки.
Садятся мальчики.
Дети совместно с учителем читают письмо
Готовы!
II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний
актуализация опорных знаний
Постановка проблемы.
Готовность детей сформулировать тему и учебную задачу урока.
Формулировка темы урока и учебной задачи
( слайд 2)
А вот и карта этого города. Посмотрите, какую работу нам предстоит сделать на уроке, чтобы найти пропавших героев?
Что мы сейчас делали?
- Ребята, куда мы отправимся сначала?
(Слайд 3)
Диалог учитель- ученик
- Ребята, посмотрите, какие звуки живут на этой улице?
- На какие группы можно разделить эти звуки?
- А теперь попробуйте сами задать вопрос друг другу про согласные звуки.
- Молодцы ребята! Как думаете, куда отправимся сейчас?
( слайд 4)
- Ребята, посмотрите сколько здесь гласных! А чем гласные отличаются от согласных?
- Верно. Какое задание можно выполнить на этой улице?
- Как будем делить?
-Попробуем это сделать по цепочке.
- Ребята, а какая буква ещё может смягчать согласный?
- Молодцы! Можем двигаться дальше! Куда пойдём?
( слайд5)
- Верно. Посмотрите, что ждёт нас здесь.
- Откройте страницу 2-3. Что здесь изображено?
-Почему здесь вместо букв были рисунки?
- День за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать, и теперь все буквы вам знакомы. Теперь откройте Букварь на странице 158. Что вы видите?
- Посчитайте, сколько всего букв?
- Какие буквы раскрашены красным цветом?
- Какие синим?
- Что можем сказать о твёрдом и мягком знаках?
- В каком порядке стоят буквы?
- Как назвать это одним словом и для чего буквы должны стоять в таком порядке?
- Как мы можем назвать буквы, расположенные в установленном порядке?
- Можем теперь ответить на вопрос, в каком порядке расположены буквы?
- Определите тему урока.
- Ребята, а для чего нам нужен алфавит?
- Где можем пользоваться алфавитом?
- Молодцы. Ребята, послушайте, что это за звуки мы слышим?
- Ветерок приглашает нас с ним поиграть.
-Нам нужно повторить всё, что мы знаем про буквы и звуки;
-Будем работать со слогами, словами и предложениями;
-Будем писать
- Планировали свою работу
- сначала мы отправимся где написана цифра 1
« Улица согласных звуков»
- Дети называют звуки, которые видят.
- Твёрдые и мягкие
- Глухие и звонки
Диалог ученик- ученик
- На вторую улицу
« Проспект гласных звуков»
- При произношении согласного звука во рту встречаются препятствия : губы, зубы, язык, а при произношении гласного звука воздух проходит свободно.
- Разделить гласные звуки на группы.
- Звуки которые смягчают согласную, и которые не смягчают.
Дети по очереди выходят к доске и с помощью электронной указки передвигают буквы в разные домики.
- Мягкий знак.
- В « парк чистоты и порядка»
- Наш букварь.
- Коробка с кубиками.
- Букв мы ещё не знали.
- перед нами всё те же кубики, но лежат другой стороной, той, где напечатаны буквы.
- 33 буквы.
- Гласные.
- Согласные.
- Твёрдый и мягкий знак не обозначают звука.
- Они стоят по порядку.
- Надо знать определённый порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать названия. Так удобнее и легче для поиска.
- Алфавит, азбука.
- Можем, буквы расположены в алфавитном порядке.
- Алфавит
- Чтобы легче было найти информацию.
Ответы детей.
- Это звуки ветерка.
III. Физкультминутка.
(2 минуты)
Снятие умственного напряжения и готовность продолжать занятие.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!
Дети выполняют движения, хором проговаривая слова физкультминутки.
IV Этап усвоения новых знаний.
.
Развитие знаний по теме.
- Ребята, пока мы с вами играли с ветерком, посмотрите, что произошло?
- Как думаете, кто это мог сделать?
- Значит они где- то рядом. Какое нужно выполнить задание, чтобы найти весёлую стёрку?
Работа в прах.
- Перед вами лежат листочки на котором записан алфавит, но некоторые буквы стёрты. Вставьте пропущенные буквы в алфавит.
( Приложение 1)
Работайте парами.
- Вот мы и навели порядок в парке. Ребята, а вот и весёлая стёрка нашлась. Кого нам осталось найти?
- Тогда отправляемся дальше. Куда пойдём?
- Ребята, интересно, а почему переулок так странно называется?
- Хотите узнать, что там за тайна?
- Тогда в путь!
( возвращение к карте города)
- Кто- то стёр некоторые буквы в алфавите.
- Это весёлая стёрка!
-Надо вставить пропущенные буквы в алфавит.
Ребята выполняют задание. Пара, которая выполнила работу даёт сигнал, взявшись за руки.
- Деда Буквоеда!
- В тайный переулок.
- Предположения детей
- Да!
V. Физкультминутка
Снятие умственного напряжения и готовность продолжать занятие.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
(ходьба на месте с подниманием рук)
Руки в стороны мы разведём
И покажем, как плывём.
(имитация плавательных движений)
Лодка по морю плывёт,
Покажи, кто как гребёт.
Отдохнули? Не устали?
Подышали, ровно встали.
Что ж, продолжим наш урок,
Всё должны успеть мы в срок.
( слайд 6)
VI. Этап применения новых знаний.
- Ребята, что мы видим?
- На что похожа эта комната?
- А как в библиотеке мы можем применить свои знания алфавита?
- Ребята, вот и Стёрка нам приготовила задание. Прочитайте его.
- А как быстрее выполнить это задание?
( Приложение 2)
- Попробуйте выполнить задание.
- Приготовьтесь дать ответ, как вы расставили книги?
- Молодцы ребята!
- А вот и дед Буквоед показался! Но посмотрите, он съел все буквы в прописях на странице 42-43! Как думаете, какое задание он предлагает нам выполнить?
- А как мы на письме обозначаем звуки?
- Выполните это задание.
- А теперь поменяйтесь прописями и проверьте работы друг друга. Подчеркните карандашом букву, которая написана лучше всего.
- Вопросы к ученикам после выполнения работы
( формирование алгоритма самооценки)
- Что тебе нужно было сделать?
-Удалось тебе выполнить работу?
- Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
- Ты выполнил всё сам или с чьей- то помощью?
- Что мы сейчас учились делать?
(слайд 7)
- А вот и дед Буквознайка пришел. Он благодарит нас за работу и задаёт вопрос.
- Что же такое алфавит?
- Очень много книг!
- На библиотеку.
- В библиотеке книги расположены в алфавитном порядке, чтобы по фамилии автора их можно было быстрее найти.
- Поставьте книги на полку в алфавитном порядке.
- Надо поработать в группе.
Дети работают в группе.
Группы по очереди дают свой ответ.
- Нам нужно рядом с картинкой обозначить звук с которого она начинается.
- Звуки на письме обозначаем с помощью букв.
Взаимопроверка в парах
- Мы учились оценивать свою работу.
- Алфавит это буквы, расположенные в определённом порядке.
VII.Рефлексивно- оценочный этап.
(4 минуты)
Правильное выполнение задания.
Самоанализ и самоконтроль уровня овладения новым материалом.
- Ну что же ребята, вот наше путешествие в страну Алфавита заканчивается.
- Что нового узнали сегодня?
- Что у вас сегодня получилось лучше всего?
- В чём испытали затруднения?
- Покажите, как вы оцениваете свою работу и закрасьте кружок в ежедневнике.
- Что такое алфавит, для чего он нужен, где можно применять знания алфавита.
Дети оценивают свою работу с помощью сигнальных карточек.
VIII. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению
( по желанию)
(4 минуты)
- Ребята, жители Алфавита благодарят вас за работу и на память дают свои рисунки. Но посмотрите, весёлая Стёрка стерла все линии на рисунке. Если соединить все буквы на рисунке в алфавитном порядке, то можно узнать, что получилось. У кого есть такое желание, можно сделать это дома.
( Приложение 3)
( слайд 8)
В случае, если ребята выполняют задания быстро и в конце урока остаётся время, можно предложить им повторить знания алфавита по электронному тренажёру « Коллекция мультимедийных уроков в 1 классе»