Мотивация | Слайд №2. На слайде слова: тире, запятая, звук, двоеточие. - Какое слово лишнее? Почему? - Какой раздел лингвистики изучает знаки препинания? - А звуки изучает….? - Темой сегодняшнего урока будет «Фонетика». Слайд №3. На слайде слова: договор, щавель, каталог, апостроф. - Что может объединять эти слова? - Как называется раздел лингвистики, изучающий постановку ударения? - Что еще изучает этот раздел? | - Звук. Остальные слова – знаки препинания. - Пунктуация. - Фонетика. Запись в тетрадь темы урока. Читают слова вслух. - В этих словах можно ошибиться с постановкой ударения. - Орфоэпия. Продолжают запись темы урока. - Правильное произношение слов |
Реализация плана | Слайд№4. Во время ответов появляется схема. - На какие группы делятся звуки? Обсудите в паре. - Гласные делятся…? - Согласные делятся…? 1) Задание: (на слайде №4) - Охарактеризуйте звуки: [п,], [ж], [ц], [й] 2) Слайд №5. Задание: посмотрите на слова и скажите, как они связаны с темой урока. (бе..вкусный, ра..чертить, и..ходящий, ра..жимать) - Фонетика тесно связана с орфографией. - Такое задание есть в ЕГЭ (часть задания №10) 3) Слайд№6. Задание: произнесите слова. Почему они распределены на 2 группы? (1 гр. – молотьба, косьба, сделать; 2 гр. – резкий, лодка, морковь). -Какое орфографическое правило применяем? 4) Слайд №7. Задание: что объединяет эти слова? (сердце, солнце, праздник, честный) Этот процесс в фонетике называется – упрощение. Какое правило написания применяем? 5) - Какие буквы не имеют звуков? - Каково значение букв Ъ и Ь? Приведите примеры. 6) Работа с учебником. Задание: упр. 264. Какова роль букв е, ё, ю, я? В каких позициях эти буквы обозначают два звука? - Доп. задание к упр.: фонетический разбор слова ёмкость. 7) Задание на карточках по орфоэпии. -Расставьте ударение. Слайды №8,9 -Проверьте по ключу. Исправьте ошибки. | Составление схемы в тетради «Характеристика звуков» Работа в паре. Ответы: - На гласные и согласные. - Гласные делятся на ударные и безударные. - Согласные – на звонкие/глухие, твердые/ мягкие, шипящие [ж, ш, ч, щ], сонорные [й, л, м, н, р]. Работа у доски с опорой на схему. Анализ ошибок. - Правописание приставок зависит от последующего звука. Вспоминают орфограмму. Записывают слова, обозначают орфограммы. - В первой группе происходит озвончение (ассимиляция), во второй – оглушение. - Парные согласные. - Приставки з- не бывает. - Непроизносимый согласный. Записывают слова, подбирают проверочные. - Ъ и Ь. Ъ пишем после приставок на согласный перед буквами е, ё, ю, я. Ь – для смягчения согласного, для разделения, показатель грамматической формы. Работа в паре. Ответ на вопрос. Дополняют ряды примерами. У доски 1 уч-ся. Анализ. Самостоятельная работа. Самопроверка. |