Место урока в разделе «Морфология и орфография. Культура речи»
  технология критического мышления , здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.
  6 г класс разноуровневый: есть обучающиеся с высокой, со средней и низкой мотивацией. Класс работоспособный, заинтересованный в успехе. Обучающиеся имеют свою позицию, у большинства хорошо развита речь, умеют достаточно точно аргументировать свои мысли.
             |  № |  Этапы урока,  цель этапа, методические приемы |  Деятельность учителя |  Деятельность учащихся |  Формируемые УУД |  Время  | 
  |  
 |  Этап урока: Стадия вызова   |  
 |  
 | 
  |  I. |  Мотивация к учебной деятельности |  
 |  
 | 
  |  1. 
 
 
 
 
 
 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 2а. 
 
 |  «Нестандартное начало» Цель: создать настрой на работу, проверить готовность к уроку 
 «Музыкальный ряд» Цель: выйти на слово притяжение и провести с ним словарную работу, чтобы подготовить обучающихся к усвоению нового материала «Работа у доски» Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и подготовить к восприятию нового материала. |  Здравствуйте, ребята! Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное.
 Пожелаем друг другу добра,
 Ведь урок начинать нам пора.
   
 Сегодняшний урок мне бы хотелось начать необычно. Прослушайте, пожалуйста, три песни и ответьте на вопрос: какое слово объединяет их?( 1. «Мы дети Галактики». 2. Т.Буланова «Притяжение». 3. А-Студио «Ты и я»)  
 Вы совершенно верно определили общее слово для этих песен – это притяжение. Запишите его в тетрадях. 
 
 
 Пока мы будем работать с этим словом, трое ребят выйдут к доске и поработают индивидуально, а затем проверят себя по эталону и поставят себе отметку. 1 ученик, задание: составить сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным; 2 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только качественные прилагательные; На распечатке: Красное яблоко, деревянная ложка, высокий человек, глиняный горшок, городской пейзаж, большой арбуз, красивый платок, вчерашний ужин, хорошая оценка. 3 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только относительные прилагательные; На распечатке: Широкая река, длинная улица, серебряный шар, отрывной календарь, январский мороз, бледное лицо, хитрый человек, давнишний спор, языковая колбаса. |  Фронтально. Приветствуют учителя и друг друга, проверяют готовность к уроку 
 Фронтально. Слушают песни, отвечают на вопрос 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Индивидуально. Получают и выполняют задания у доски, проверяют правильность ответов по эталону, ставят себе отметку 
 
   |  КУУД: сотрудничество с учителем; 
 
 
 
  ЛУУД: умение вести диалог  ПУУД: поиск и выделение необходимой информации КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли 
 РУУД:  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция; 
 
 
 |  1мин. 
 
 
 
 
 
 3 мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | 
  |  II. |  Выявление затруднений на основе актуализации полученных знаний | 
  |  1. |  «Лексический винегрет» Цель: создать условия для погружения в новую тему и выявить затруднения. |  Ну, а мы с вами попробуем рассмотреть слово «Притяжение» со всех сторон (все записывается в тетрадях и высвечивается на слайдах).  Подберите к этому слову однокоренные слова (притягиваться, тяга, тяжба, притягательный, тяжесть – тяжелый - тяжкий);Сделаем морфемный разбор слова ( притяжение: е –окончание, тяж-корень, при – приставка, ениj – суффикс, притяжени – основа);Подберем синонимы к этому слову (соединение, влечение, тяготение, гравитация); Антонимы (отталкивание);Давайте попробуем определить лексическое значение этого слова.Сравним его со словарем Ефремовой:    1. Физическое явление, заключающееся в тяготении тел друг к другу. 2. перен. Свойство притягивать, привлекать к себе кого-либо.
 |  В парах Работают со словом «притяжение»  |  ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать; РУУД: постановка учебной задачи  ПУУД: использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме,   |  5 мин. 
 | 
  |  III. Этап определения темы урока и целеполагание | 
  |  1. |  Прием «Ключевые слова». Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.  |  Подумайте, к какому разряду мы отнесем прилагательное «утиный»? Примените таблицу. Правильно, это не относительное и не качественное прилагательное. Как выдумаете, почему мы сегодня работали над словом «притяжение»? (связано с темой урока)  Назовите еще один разряд прилагательного. (притяжательные) Попробуем определить тему урока. Тема урока: Притяжательные прилагательные.  А теперь вместе попробуем выстроить цель нашего урока По ключевым словам определить цель: Узнать, …. какие прилагательные относятся к притяжательным; Понять,.. чем отличаются от качественных и относительных Определить… отличительные признаки притяжательных прилагательных.  |  Фронтально. Отвечают на вопросы, определяют тему урока, выстраивают цели урока по ключевым словам |  РУУД: целеполагание, стремление к постижению нового, умение прогнозировать предстоящую работу; 
 |  3 мин. | 
  |  IV. Здоровьесберегающая пауза | 
  |  1. |  «Перевоплотись!» Цель: выполнить упражнения для снятия усталости  |  Для того чтобы и дальше Вы также активно работали, предлагаю немного отдохнуть. Представьте, что Вы замерзли. Как мерзнет человек? Изобразите. Посмотрите на экран, я приготовила для вас теплую одежду. Сначала надеваем красивую норковую шубку: причем в наше время шубы носят как девушки, так и юноши (изображают), затем лисью шапку, и, конечно же, повяжем шерстяной шарф. Согрелись? Ну, тогда в путь! |  Фронтально. Выполняют упражнения |  ЛУУД: переносят на себя действия |  3 мин. | 
  |  Стадия осмысления | 
  |  V. Открытие нового знания | 
  |  1. |  «Исследовательская работа» Цель: формирование навыков работы с информацией в  рамках стратегии смыслового чтения  
   |  А сейчас обратите внимание на картинки (платок-мама, шляпа-Незнайка, клюв-утка, свитер – отец). Составьте словосочетания прил+сущ.( мамин платок, незнайкина шляпа, утиный клюв, отцов свитер). Задайте вопрос от главного слова (чей?). Попробуйте определить значение прилагательных (обозначают принадлежность чего-либо к кому-либо). Что нужно для того, чтобы нам осуществить поставленные цели? (провести исследовательскую работу) 
 Правильно! И сейчас Вы проведете эту исследовательскую работу, а ее результатом будут признаки, характерные притяжательным прилагательным. После выступления каждой группы мы будем вносить эти признаки в нашу таблицу (до начала изучения данной темы, мы с учениками уже заполняли сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным) 1 группа: Ответьте на 1 вопрос: Могут ли притяжательные прилагательные обозначать признак предмета в большей или меньшей степени? Подготовьте ответ по форме: Притяжательные прилагательные могут/не могут обозначать признак предмета в большей или меньшей степени, то есть не имеют/имеют степеней сравнения.   Выделите суффиксы притяжательных прилагательных: куриное яйцо, папин журнал, сестрицын мяч, отцов пиджак, Андреева книга, Далев словарь, заячий след. Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные имеют суффиксы………….   2 группа: Определите род, падеж и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: вижу волчий хвост, глажу папин костюм, дядин шарф, красивый лисий хвост, пришел отцов брат. Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ……рода в ….. и …….падежах …….числа имеют……………….окончание.   3 группа: Определите род и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: волчья нора, волчье логово, папина куртка, папины программы, мамины очки, кукла сестры, мамино кашпо. Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ………. и ………..рода в ………и …….числе имеют окончания…………………прилагательных.   4 группа: Прочитайте текст и подготовьте ответ по форме:   Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, обозначающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин, -нин, -н-ий, -ов, -ев, -ск-ий. Например: Лиза - Лизин; брат - братнин; дочь - дочернин, дочерний; отец - отцов; Владислав - Владиславлев; Пушкин - пушкинский (пушкинская квартира).  В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.). Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данный текст, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные образуются от ………………………, обозначающих одушевленные/неодушевленные предметы. Притяжательные прилагательные явились основой для образования... |  Работают в парах. Приходят к выводу, что притяжательные прилагательные отвечают на вопрос чей? И обозначают принадлежность. 
 Работают в группах. |  ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;  РУУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме нахождения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона  ПУУД: выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, синтеза объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; КУУД: планирование учебного сотрудничества в группе способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  |  5 мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 7 мин. | 
  |  VI. Афиширование полученных результатов, приведение в систему | 
  |  1. 
 
 
 
 
 
 
 2. |  Афиширование   Цель: выстроить в систему знания по теме в виде таблицы 
 
 Самопроверка   Цель: проверить верность наблюдений |  Предлагаю представить ваши наблюдения.  
 
 
 
 
 
 Сверьте свои ответы с учебником ( стр. ). Есть дополнения? 
 
 |  Индивидуально Афишируют результаты наблюдений, составляют таблицу отличительных признаков притяжательных прилагательных, сверяют свои ответы с учебником, при необходимости добавляют таблицу |  КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |  4мин. | 
  |  VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (с самопроверкой по эталону) | 
  |  1. |  «Проверим по эталону» Цель: выяснить уровень понимания темы и организовать самодиагностику  |  А сейчас я вам предлагаю применить полученные знания на практике. Задание: распределите следующие прилагательные по трем столбикам, вставьте пропущенные орфограммы      |  1 ряд Качественные П |  2 ряд Относительные П |  3 ряд Притяжательные П |   |  
 |  
 |  
 |  
  Словосочетания.Лисья нора,лисья хитрость,
 золотое кольцо,
 золотой характер,
 медвежья лапа,
 медвежья услуга ,
 детские игрушки,
 детские рассуждения ,птичий щебет,
  птичья кормушка,железный гвоздь ,железное здоровье
   Проверьте правильность заполнения по слайду. Оцените себя.   |  Индивидуально. Выполняют задание, проверяют по эталону, ставят отметку |  РУУД: саморегуляция ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера  КУУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем  
 |  5 мин. | 
  |  3 |  «Домашнее задание» Цель: прокомментировать домашнее задание, выполнение которого будет обсуждено на следующем уроке |  Дома еще раз просмотрите записи в таблице, прочитайте правило на стр.  учебника.   Практическое задание я вам предлагаю на выбор:    Составить небольшую сказку, употребив притяжательные прилагательные.  
 |  Индивидуально. Записывают домашнее задание |  ПУУД: поиск, обработка информации; осознание поставленной задачи; 
 |  2 мин. | 
  |  VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке | 
  |  1. |  «Оцени себя»  Цель: провести рефлексию собственной деятельности. |  Давайте вернемся к целям урока. Все ли цели были достигнуты на уроке?  У меня в руках сердце. Я хочу подарить его вам, потому что оно уже принадлежало вам, когда вы первый раз пришли ко мне на урок. И так как наш урок состоялся в морзный зимний день, то и оценить свою работу на уроке предлагаю с помощью зимних атрибутов:  Мне понятна тема урока – снеговик Остались вопросы – снежинка Ничего не понял (а) – снежный ком 
 |  Индивидуально. Выполняют пожелания учителя |  ЛУУД:  умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке; ПУУД: анализ деятельности на уроке; КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации |  2  мин. |