kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Притяжательные прилагательные

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с новым разрядом прилагательных,их правописанием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Притяжательные прилагательные»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5» г.КИРЖАЧ











Открытый урок русского языка

в 6 а классе

«Притяжательные прилагательные»


Урок разработала и провела для экспертов

Полозова Евгения Александровна,

учитель русского языка и литературы




















Киржач

2024 год



Дата проведения: 31.01. 2024 года


Тема урока: Притяжательные прилагательные.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: знакомство с новым разрядом прилагательных, с их правописанием.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с  притяжательными  прилагательными, сформировать умение находить прилагательные в словосочетании; определять их грамматические признаки; 

Развивающие: развить речь, внимание, мышление, память обучающихся; сформировать универсальные учебные действия по обобщению, сравнению и классификации; сформировать информационную  компетенцию

Воспитательные: сформировать культуру общения, уважения к собеседнику и учителям; воспитать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, преобразование текста в схемы и таблицы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, определение значимости информации для себя лично.

Регулятивные УУД: определение учебных задач и способов их достижения, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока в разделе «Морфология и орфография. Культура речи»

Педагогическая технология:

технология критического мышления , здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии.

Оборудование урока: раздаточный материал, заготовки для таблицы, стикеры для рефлексии, компьютер, мультимедиа - проектор, слайдовая презентация.

Характеристика класса:

6 г класс разноуровневый: есть обучающиеся с высокой, со средней и низкой мотивацией. Класс работоспособный, заинтересованный в успехе. Обучающиеся имеют свою позицию, у большинства хорошо развита речь, умеют достаточно точно аргументировать свои мысли.


Технологическая карта урока:

Этапы урока,

цель этапа, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Время


Этап урока: Стадия вызова



I.

Мотивация к учебной деятельности



1.







2.









2а.



«Нестандартное начало»

Цель: создать настрой на работу, проверить готовность к уроку


«Музыкальный ряд»

Цель: выйти на слово притяжение и провести с ним словарную работу, чтобы подготовить обучающихся к усвоению нового материала

«Работа у доски»

Цель: проверить усвоение предыдущих знаний и подготовить к восприятию нового материала.

Здравствуйте, ребята!

Настроение у нас отличное, 
А улыбки – дело привычное. 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора. 


Сегодняшний урок мне бы хотелось начать необычно. Прослушайте, пожалуйста, три песни и ответьте на вопрос: какое слово объединяет их?( 1. «Мы дети Галактики». 2. Т.Буланова «Притяжение». 3. А-Студио «Ты и я»)


Вы совершенно верно определили общее слово для этих песен – это притяжение. Запишите его в тетрадях.




Пока мы будем работать с этим словом, трое ребят выйдут к доске и поработают индивидуально, а затем проверят себя по эталону и поставят себе отметку.

1 ученик, задание: составить сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным;

2 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только качественные прилагательные;

На распечатке: Красное яблоко, деревянная ложка, высокий человек, глиняный горшок, городской пейзаж, большой арбуз, красивый платок, вчерашний ужин, хорошая оценка.

3 ученик, задание: из предложенных словосочетаний выбрать и выписать только относительные прилагательные;

На распечатке: Широкая река, длинная улица, серебряный шар, отрывной календарь, январский мороз, бледное лицо, хитрый человек, давнишний спор, языковая колбаса.

Фронтально.

Приветствуют учителя и друг друга, проверяют готовность к уроку


Фронтально. Слушают песни, отвечают на вопрос










Индивидуально. Получают и выполняют задания у доски, проверяют правильность ответов по эталону, ставят себе отметку



КУУД: сотрудничество с учителем;





ЛУУД: умение вести диалог

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации

КУУД: сотрудничество с учителем, умение выражать свои мысли


РУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения, саморегуляция;




1мин.







3 мин.













II.

Выявление затруднений на основе актуализации полученных знаний

1.

«Лексический винегрет»

Цель: создать условия для погружения в новую тему и выявить затруднения.

Ну, а мы с вами попробуем рассмотреть слово «Притяжение» со всех сторон (все записывается в тетрадях и высвечивается на слайдах).

  1. Подберите к этому слову однокоренные слова (притягиваться, тяга, тяжба, притягательный, тяжесть – тяжелый - тяжкий);

  2. Сделаем морфемный разбор слова ( притяжение: е –окончание, тяж-корень, при – приставка, ениj – суффикс, притяжени – основа);

  3. Подберем синонимы к этому слову (соединение, влечение, тяготение, гравитация); Антонимы (отталкивание);

  4. Давайте попробуем определить лексическое значение этого слова.

  5. Сравним его со словарем Ефремовой:

1. Физическое явление, заключающееся в тяготении тел друг к другу. 
2. перен. Свойство притягивать, привлекать к себе кого-либо.

В парах

Работают со словом «притяжение»

ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;

РУУД: постановка учебной задачи

ПУУД: использование имеющихся знаний, поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания в устной форме,

5 мин.


III. Этап определения темы урока и целеполагание

1.

Прием «Ключевые слова».

Цель: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Подумайте, к какому разряду мы отнесем прилагательное «утиный»? Примените таблицу. Правильно, это не относительное и не качественное прилагательное. Как выдумаете, почему мы сегодня работали над словом «притяжение»? (связано с темой урока)

Назовите еще один разряд прилагательного. (притяжательные)

Попробуем определить тему урока.

Тема урока: Притяжательные прилагательные.

А теперь вместе попробуем выстроить цель нашего урока

По ключевым словам определить цель:

Узнать, …. какие прилагательные относятся к притяжательным;

Понять,.. чем отличаются от качественных и относительных

Определить… отличительные признаки притяжательных прилагательных.

Фронтально. Отвечают на вопросы, определяют тему урока, выстраивают цели урока по ключевым словам

РУУД: целеполагание, стремление к постижению нового, умение прогнозировать предстоящую работу;


3 мин.

IV. Здоровьесберегающая пауза

1.

«Перевоплотись!»

Цель: выполнить упражнения для снятия усталости

Для того чтобы и дальше Вы также активно работали, предлагаю немного отдохнуть. Представьте, что Вы замерзли. Как мерзнет человек? Изобразите. Посмотрите на экран, я приготовила для вас теплую одежду. Сначала надеваем красивую норковую шубку: причем в наше время шубы носят как девушки, так и юноши (изображают), затем лисью шапку, и, конечно же, повяжем шерстяной шарф.

Согрелись? Ну, тогда в путь!

Фронтально. Выполняют упражнения

ЛУУД:

переносят на себя действия

3 мин.

Стадия осмысления

V. Открытие нового знания

1.

«Исследовательская работа»

Цель:

формирование навыков работы с информацией в

рамках стратегии смыслового чтения


А сейчас обратите внимание на картинки (платок-мама, шляпа-Незнайка, клюв-утка, свитер – отец). Составьте словосочетания прил+сущ.( мамин платок, незнайкина шляпа, утиный клюв, отцов свитер). Задайте вопрос от главного слова (чей?). Попробуйте определить значение прилагательных (обозначают принадлежность чего-либо к кому-либо).

Что нужно для того, чтобы нам осуществить поставленные цели? (провести исследовательскую работу)


Правильно! И сейчас Вы проведете эту исследовательскую работу, а ее результатом будут признаки, характерные притяжательным прилагательным. После выступления каждой группы мы будем вносить эти признаки в нашу таблицу (до начала изучения данной темы, мы с учениками уже заполняли сравнительную таблицу по качественным и относительным прилагательным)

1 группа: Ответьте на 1 вопрос: Могут ли притяжательные прилагательные обозначать признак предмета в большей или меньшей степени?

Подготовьте ответ по форме: Притяжательные прилагательные могут/не могут обозначать признак предмета в большей или меньшей степени, то есть не имеют/имеют степеней сравнения.

Выделите суффиксы притяжательных прилагательных: куриное яйцо, папин журнал, сестрицын мяч, отцов пиджак, Андреева книга, Далев словарь, заячий след.

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные имеют суффиксы………….

2 группа: Определите род, падеж и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: вижу волчий хвост, глажу папин костюм, дядин шарф, красивый лисий хвост, пришел отцов брат.

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ……рода в ….. и …….падежах …….числа имеют……………….окончание.

3 группа: Определите род и число притяжательных прилагательных. Выделите окончание: волчья нора, волчье логово, папина куртка, папины программы, мамины очки, кукла сестры, мамино кашпо.

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данные прилагательные, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные ………. и ………..рода в ………и …….числе имеют окончания…………………прилагательных.

4 группа: Прочитайте текст и подготовьте ответ по форме:

Как правило, притяжательные прилагательные образуются от существительных, обозначающих одушевленные предметы, при помощи суффиксов -ин, -нин, -н-ий, -ов, -ев, -ск-ий. Например: Лиза - Лизин; брат - братнин; дочь - дочернин, дочерний; отец - отцов; Владислав - Владиславлев; Пушкин - пушкинский (пушкинская квартира).

В истории русского литературного языка притяжательные прилагательные явились основой образования многих фамилий, имен, географических наименований (Петров, Царицын, Киев, Александров, Иваново и т.п.).

Подготовьте ответ по форме: Проанализировав данный текст, мы пришли к выводу, что притяжательные прилагательные образуются от ………………………, обозначающих одушевленные/неодушевленные предметы. Притяжательные прилагательные явились основой для образования...

Работают в парах. Приходят к выводу, что притяжательные прилагательные отвечают на вопрос чей? И обозначают принадлежность.


Работают в группах.

ЛУУД: задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания — и уметь на него отвечать;

РУУД: умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме нахождения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

ПУУД: выбор оснований и критериев для сравнения, анализа, синтеза объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

КУУД: планирование учебного сотрудничества в группе способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

5 мин.














7 мин.

VI. Афиширование полученных результатов, приведение в систему

1.








2.

Афиширование

Цель: выстроить в систему знания по теме в виде таблицы



Самопроверка

Цель: проверить верность наблюдений

Предлагаю представить ваши наблюдения.







Сверьте свои ответы с учебником ( стр. ). Есть дополнения?



Индивидуально

Афишируют результаты наблюдений, составляют таблицу отличительных признаков притяжательных прилагательных, сверяют свои ответы с учебником, при необходимости добавляют таблицу

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4мин.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (с самопроверкой по эталону)

1.

«Проверим по эталону»

Цель: выяснить уровень понимания темы и организовать самодиагностику

А сейчас я вам предлагаю применить полученные знания на практике.

Задание: распределите следующие прилагательные по трем столбикам, вставьте пропущенные орфограммы

1 ряд

Качественные П

2 ряд

Относительные П

3 ряд

Притяжательные П





Словосочетания.Лисья нора,
лисья хитрость,
золотое кольцо,
золотой характер,
медвежья лапа,
медвежья услуга ,
детские игрушки,
детские рассуждения ,птичий щебет,

птичья кормушка,железный гвоздь
,железное здоровье

Проверьте правильность заполнения по слайду. Оцените себя.

Индивидуально. Выполняют задание, проверяют по эталону, ставят отметку

РУУД: саморегуляция ПУУД: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

КУУД: участвовать в коллективном обсуждении проблем


5 мин.

3

«Домашнее задание»

Цель: прокомментировать домашнее задание, выполнение которого будет обсуждено на следующем уроке

Дома еще раз просмотрите записи в таблице, прочитайте правило на стр. учебника.

Практическое задание я вам предлагаю на выбор:

  1. Составить небольшую сказку, употребив притяжательные прилагательные.


Индивидуально. Записывают домашнее задание

ПУУД: поиск, обработка информации; осознание поставленной задачи;


2 мин.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1.

«Оцени себя»

Цель: провести рефлексию собственной деятельности.

Давайте вернемся к целям урока. Все ли цели были достигнуты на уроке?

У меня в руках сердце. Я хочу подарить его вам, потому что оно уже принадлежало вам, когда вы первый раз пришли ко мне на урок.

И так как наш урок состоялся в морзный зимний день, то и оценить свою работу на уроке предлагаю с помощью зимних атрибутов:

Мне понятна тема урока – снеговик

Остались вопросы – снежинка

Ничего не понял (а) – снежный ком


Индивидуально. Выполняют пожелания учителя

ЛУУД: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;

ПУУД: анализ деятельности на уроке;

КУУД: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

2

мин.







1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Притяжательные прилагательные

Автор: Евгения Александровна Полозова

Дата: 19.09.2024

Номер свидетельства: 656450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Притяжательные прилагательные."
    ["seo_title"] => string(38) "pritiazhatiel-nyie-prilaghatiel-nyie-1"
    ["file_id"] => string(6) "292616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455297297"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Притяжательные прилагательные "
    ["seo_title"] => string(36) "pritiazhatiel-nyie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "105153"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402825384"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Притяжательные прилагательные""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pritiazhatiel-nyie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "298647"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456384164"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация по русскому языку в 6 классе по теме:"Притяжательные прилагательные"."
    ["seo_title"] => string(93) "priezientatsiia-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-po-tiemie-pritiazhatiel-nyie-prilaghatiel-nyie"
    ["file_id"] => string(6) "248013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446651356"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Притяжательные прилагательные (задания)"
    ["seo_title"] => string(45) "pritiazhatiel_nyie_prilaghatiel_nyie_zadaniia"
    ["file_id"] => string(6) "452965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517076278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства