Данный урок по учебнику «Русский язык. 7 класс» авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, умения детей. Тип урока – закрепление изученного материала. Вид урока – урок-практикум.
При планировании урока были учтены особенности развития учащихся, их знания, умения: умение обосновывать тему, осознание цели. Умение работать в парах, индивидуальные особенности детей.
Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе и взаимосвязи.
В ходе урока, наряду идет повторение пройденного.
Ведущими формами, методами и приемами работы были вопросно-ответная форма, наглядность, поисковый, практический и словесный методы. За всю продолжительность урока ученикам дается подсказка для выполнения домашнего задания.
Место проведения: МКОУ «Угольнинская СОШ» (малокомплектная школа), село Угольное, Верхнеколымский улус, Республика Саха (Якутия)
Класс: 7 (2 ученика)
Тема: «Притягивающая душу…»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Притягивающая душу... »
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте.
Развивающие: активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания; высказывать собственные суждения, делать выводы.
Воспитательные: приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе.
Летят на север стерхи, Им видно Землю сверху, И нас, живущих в царстве мерзлоты. А главное богатство – Содружество и братство, На том стоим и вместе мы сильны, Нас Север проверяет, Ошибок не прощает, Мы – россияне с Верхней Колымы.
- Нам нужно найти причастие. Правильно, живущих.
- Сейчас, ребята, мы должны выполнить морфологический разбор причастия «живущих». Я предлагаю вам подсказку:
Я, причастие действительное причастие ЖИВУЩИХ, происхожу из семьи глагола и имени прилагательного.
Мой отец (_глагол) оставил мне значение настоящего и прошедшего времени, совершенного и несовершенного вида.
Мать Имя прилагательное оставила в наследство вопрос какой?, свою синтаксическую роль определение, научила изменяться по родам, числам, падежам.
Сейчас я стою в форме множественного числа и винительного падежа. (ПИСЬМЕННО)
- предлагаю вам цифровой диктант. Вы видите слова на экране, а в тетради записываете только номер. Если это действительное причастие - 1, если страдательное, то - 2. (ПИСЬМЕННО)
3 этап. Практикум (10 минут)
-внимательно прочитайте предложения на экране и подумайте с какой целью мы рассматриваем эти предложения.
- правильно. Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
Физкультминутка (3 минуты)
- Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – действуют руки, страдательные – ноги
-Ребята, сейчас я вам предлагаю задание, которое нам встретится в КИМ-ах ГИА и ЕГЭ. Замените выделенную курсивом часть определением, выраженным причастным оборотом. Запишите в тетради.
Колыма – крупная полноводная река, протекающая на Северо – Востоке Якутии.
Замените один из глаголов - сказуемых с зависимыми словами причастным оборотом.
Снежные поля и ледяные массы, покрывавшие склоны холмов и вершин, ослепительно сверкают под лучами солнца. Поднимается солнце, заливающее всё золотым сиянием. Снег окрашивается в зелёные цвета, превращавшиеся в фиолетовые, розовые, огненно – красные.
-Молодцы.
- Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Верим – не верим» и каждый ответ аргументируем.
Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.
– Верите ли вы, что причастие изменяемая часть речи? да
– Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные? да
– Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом? нет
– Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени? да
– Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? Есть у страдательных причастий
– Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов? нет
– Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения? да
– Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте? да
– Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола? (слайд) нет
– Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно? (слайд). нет
Закрепление. (14 минут)
- Теперь мы используем знания в практике. Самостоятельная работа. Расставить недостающие буквы и знаки препинания.
Весенний лес – неиСЧерпаЕмый (страдат. прич. от чЕрпать, I спр.) источник пробуждаЮЩейся (действ. прич наст. вр. от пробуждаться, I спр.) жизни. Весна, долго задерживаЕМая (задерживать, I спр.) холодами, вдруг началась во всей красе своей. НевидИМые (видеть, II спр., искл.) глазом лучи солнца послали на землю свет и тепло, и снега тут же сползли со всех воЗВышЕННых (прилагат.) мест. ПропитываЕМая (пропитывать, I спр.) влагой земля кое-где покрылась первой зеленью. Воздух наполнился нежным запАхом (пАхнет) отогретой кедровой хвои, смешАННым (смешАть) с запахом оттаЯВШей (оттаЯть) земли. В вышине, в сверкаЮЩем (сверкать, I спр.) небе, стоит неумОлкаЕМый (умолкать, I спр.; замОлкнуть) гомон птиц. ПодгОняЕМые (подгонять, I спр.; гОнит) тёплым ветром, летят долгождаННые стаи скворцов. Человек, видЯЩий и слышАЩий (видеть и слышать, II спр., искл.) измЕнения (измЕна) в природе, никогда не остаётся равнодушным.
Домашнее задание. (3 минут)
- Сегодня наш урок был посвящен природе родного края. Причастия, соединяя в себе действие и признак, являются яркими языковыми средствами. Они могут передавать быстроту и замедленность движений, звучание и тишину, цветение и увядание природы, различные физические и духовные состояния человека.
Домашнее задание написать сочинение – миниатюру «Есть такое село», употребив одиночные причастия и причастные обороты.
Рефлексия.(5 минут)
-Ребята, за что мы можем похвалить себя сегодня? Над чем нам еще следует поработать? Зачем нам нужен был этот урок? Для чего служат причастия?
Места у нас богаты, таятся в недрах клады, загадок полон северо-восток. Едва весна настанет, Наш флот на воду встанет и в добрый путь, колымский уголек!
Вернемся к незавершенной теме нашего урока. Ничто на земле не может быть ближе, милее, чем малая родина. У каждого человека она своя. У одних - это большой город, у других - маленькая деревенька, но все люди любят ее одинаково. Некоторые уезжают в другие города, страны, но ничто не заменит ее. Мы растем, взрослеем, но вот малую свою родину мы никогда не забудем. Для нас с вами малая родина – это Верхнеколымский район.
Самоанализ урока
Класс дружный (2 ученика – мальчик и девочка). Если оценивать возможности класса, то можно сказать, что возможности – средние. Процент качества знаний составляет 50%.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Причастие»; раскрыть роль причастий в тексте.
Развивающие: активизировать познавательную активность учащихся, используя современные информационные технологии; формировать умение использовать полученные знания; высказывать собственные суждения, делать выводы.
Воспитательные: приобщение к великому русскому слову и его значимости в нашей жизни; учить замечать красоту природы; воспитывать любовь к Родине через любовь к окружающей природе.
Учитывая возрастные особенности семиклассников, я старалась в течение всего урока включать творческие и игровые задания. Например: игра «верю – не верю», цифровой диктант и др. Так как у них в этом возрасте наглядно-образное мышление в канву всего урока я привлекла мультимедийную установку.
Индивидуальные задания предлагались учащимся тоже не случайно, и содержания самих заданий, и выбор учащихся был продуман.
Так как это урок закрепления знаний, в конце урока была самостоятельная работа, которая привлекла учащихся, вызвал интерес, тем самым повысили мотивацию в обучении.
Все задания построены в соответствии с грамматическими и орфографическими требованиями.
Основным техническим средством обучения я выбрала мультимедийную установку, на которой демонстрация презентации (с фотографиями природы села Угольное). Кроме этого, на каждом рабочем месте ученика был подготовлен раздаточный материал (см. Приложение 1).
В течение всего урока я старалась создать психологически благоприятные условия при общении с каждым учеником.
В конце урока была проведена рефлексия, которая показала, что ученики усвоили тему «Причастие».
Оценки прокомментированы. Ирина Бояркина – 4 , Валерий Ботов – 4.
В целом, задачи, поставленные на уроке, были решены. В конце урока дети сами сформулировали тему урока - (вместе многоточия) «Притягивающая душу Родина». Домашнее задание вытекало из содержания и деятельности всего урока – написать сочинение – миниатюру «Есть такое село…».
Приложение 1
Я, ______________причастие ЖИВУЩИХ, происхожу из семьи_________________и_____________________________.
Мой отец ( _____________________) оставил мне значение___________________,___________________времени, ______________________ вида.
Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.
Сейчас я стою в форме _________________ числа и __________________ падежа.
Я, ______________причастие ЖИВУЩИХ, происхожу из семьи_________________и_____________________________.
Мой отец ( _____________________) оставил мне значение___________________,___________________времени, ______________________ вида.
Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.
Сейчас я стою в форме _________________ числа и __________________ падежа.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.
1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.