Слайд №1, 2
Дари себя детям!
Ш. А. Амонашвили
Слайд №3
Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".
Слайд №4
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
облагораживание души и сердца ребенка;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
идеал воспитания - самовоспитание.
Слайд №5
Основные концептуальные положения:
Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.
Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.
Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
Слайд №6
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий;
Слайд №7
постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение: иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.
Слайд №8
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;
резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;
учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Слайд №9
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок - игра)
В последнее время педагогика сосредоточила свое внимание на развитие функций и закономерностей, постепенно теряя свое духовное начало, т.е. любовь к ребенку.
Громадный объем преподаваемый детям сухих, безжизненных знаний служит, прежде всего, развитию в них чисто учебных навыков,
В этом объеме почти нет места для знаний, которые можно было бы восчувствовать сердцем и которые могли бы напитать и отогреть души.
Прежде, чем возводить небоскреб из интеллектуальных знаний, надо подумать о нравственном фундаменте, без которого это нагромождение знаний будет несовершенным и будет таить в себе различные проблемы.
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника»
(Ш. А. Амонашвили из книги «Педагогическая симфония»)
Воспитание – такое всем, казалось бы, знакомое, понятное слово.
Что значит воспитать? Слайд №10
В толковом словаре можно прочитать: (Слайд №11) воспитать – это значит вырастить, дать образование, обучить правилам поведения. Мы так и делаем.
Но почему же мы воспитываем детей, но невоспитанных людей становится все больше? Слайд №12
Мы воспитывали дружбу народов. Где она – дружба народов?
Мы воспитывали патриотизм и интернационализм. Но почему так мало истинных патриотов, а говорящих о патриотизме так много? И где же чувство братской помощи?
Мы воспитываем честность и нравственность. Но вокруг воцаряется безнравственность.
Мы воспитывали все хорошее…
Но было ли это воспитанием, если мы не знали о том основании, на котором строится воспитание?
Мы строили Храм нравственности не на твердыне сердца, а на песке сознания. Так же как строил свой дом человек не на скале, а на песке, и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на тот дом, и он упал, и было то падение его великое…
К сожалению, это было так.
Слайд №13
Есть ли та спасительная нить, та философия, которая дала бы ответ на все мучащие нас вопросы и указала пути их решения?
Оказывается, что такая философия действительно есть и имя ей – гуманная педагогика.
Настало время серьезно задуматься нам, учителям, над содержанием воспитательного процесса, позволяющего развить в ребенке лучшие качества человека, гражданина, патриота. Решению этой важнейшей задачи способствует гуманизация образовательного пространства, основа которого – духовно - нравственное воспитание детей.
Слайд №14
Воспитание расшифровывается как питание оси (в – ос – питание). Речь идёт, конечно, о питании духовной оси.
Образование говорит нам о том, чем питается духовная ось – образами. Получается, что воспитание может произойти через питание духовной оси возвышенными, утончёнными образами красоты, любви, преданности, мужества и т. д. (Слайд №15) Сущность воспитания Шалва Александрович видит в созидании Человека Благородного.
Слайд №16
В её основе гуманно – личностной педагогики лежат следующие принципы:
Устроить педагогический процесс так, чтобы в нём:
1. Ребенок познавал себя как человека.
2. Проявлял свою истинную индивидуальность.
3. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.
4. Были предотвращены источники, способные провоцировать ребёнка на асоциальные проявления.
Слайд №17
Гуманная педагогика ведёт ученика по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути умножения добра и любви на Земле.
Смысл её заключается в том, что при единстве воспитания и обучения в образовании ведущим будет воспитание.
Слайд №18
Общечеловеческие нравственные ценности: Истина, Добро, Любовь, Красота были и будут оставаться главной.
Слайд №19
Очень важно построить учебно – воспитательный процесс так, чтобы ребенок «добровольно» входил в «духовную общность» с учителем, находил в нем «убежище», опору, радость в познании, понимание, помощь и дружбу. Вот такое притягивающее к себе образовательное поле может создать вокруг себя учитель, который ориентируется на вечные человеческие ценности.
Сказано: «Надо держать Сердце открытым и к Небу, и к Земле».
Слайд №20
- Так держит Сердце своё мой друг Словесник, - пишет Шалва Александрович.
Язык Сердца есть дыхание Творца.
Учась сам, учит своих учеников этому единственному для высших сношений языку, учит общаться с людьми от Сердца к Сердцу. Учит держать Сердце в чистоте.
Слайд №21
Мой друг Словесник превращает своих учеников в сотрудников творческой лаборатории Сердца и увлекает их исследованиями речевой симфонии Сердца, музыки духа, речевых оттенков, красоты и благодати речи. Помогает им понять, сколько психического пламени пробегает по нервам, окрашивая речь.
Он строит в себе Храм Сердца и ведёт учеников к тому, чтобы они тоже строили в себе Храм Сердца.
Главное, нужно сеять, заполнять, напитывать детей высокими понятиями, открывать нравственные ценности. А вот как глубоко были посеяны зернышки в духовном мире ребенка, покажет только дальнейшая жизнь.
Слайд №22
И, может, тогда наши ученики смогут назвать нас Ангелами, дарующими знания, и в своих сочинения напишут, как писали Шалве Александровичу:
Слайд №23
«Учитель и школа – это одно единое. Учитель – это святой человек, учит только добру, его можно назвать Ангелом. Школа – это святое место, где всегда парит знание, добро и Ангелы. Учителя и школу нужно беречь, ведь они дают нам знания!» (Соколова Л.)
Слайд №24
«Если б не было учителя, было бы грустно. Кто бы нас учил красоте, добру?! Наши учителя – это частички нас. Они в сердце, в душе, в разуме. Учителя ведут нас к Свету. Жизнь без учителя, как жизнь без Героя. Жизнь уныла без учителя. Учителя – как Боги, которые учат нас жить, любить, фантазировать».
(Курш Д.)